Обзоры, Образ жизни — 14 августа 2021, 23:59

Создатель перекрестных смыслов. Гордей Петрик о Владиславе Мамышеве-Монро

В галерее «Здесь на Таганке» до 1 сентября проходит выставка «Цветик-семицветик. Наш неповторимый Владик Мамышев (Монро) Королевич». На ней представлено все то, из чего можно по крупицам собрать историю жизни художника. О персонажности Монро — Гордей Петрик.

В 1985-м Владислав Мамышев, будучи социальным животным, интегрировался в расцветший богемный социум и, учитывая врожденную артистичность, служил моделью в «ЛЭМ» (Лаборатории экспериментального моделирования Светланы и Пита Петровых), участвовал в выступлениях «Поп-механики», а в 1985-м или 1986-м (конкретику скрывает история) в течение короткого срока был солистом тогда еще не сильно известной группы «АукцЫон». В 1987 году его карьера резко прервалась армией — Монро, уже зарекомендовавшего себя как первый русский драг-квин, отправили на космодром Байконур, где он секретно продолжил практику перевоплощений. Однако потом был рассекречен неким подполковником-замполитом и отправлен сначала в казарму, затем в психушку, благодаря чему закончил отдавать долг родине раньше срока и, не прождав и месяца после дембеля, вернулся в ленинградскую богему, все в тех же образах щеголяя по квартирникам-вернисажам. Моментально нашел гуру в Тимуре Новикове. А Новиков, в свою очередь, заметил снобской художественной элите: то, что делает Мамышев, — это искусство, а не пустопорожняя фриковатость.

Выставка «Цветик-семицветик. Наш неповторимый Владик Мамышев (Монро) Королевич»/Фото: Глеб Анфилов
#INSERT_ARTICLE#

Как художник Монро в первую очередь занимался тем, что проводил сквозь свое тело и свое я чужие энергии, старательно играя в тех или иных людей или изображая мифические и социальные архетипы. Иными словами, Монро был медиумом. Отсюда и известная социальная беспринципность, и определенная андрогинность: он был в какой-то степени хамелеоном. Не мог иметь четкую политическую доктрину — равно как и не мог свести себя к одной сексуальности. Это было бы упрощением и, что страшнее, самоцензурой. Монро верил, что другие люди просто в него вселяются и живут недолго — максимум минут десять, в течение которых необходимо было успеть этого человека как-то запечатлеть. Результатом стали десятки фотосессий — как постановочных, так и сделанных непрофессионально, спонтанных. И их совместное с Тимуром Новиковым «Пиратское телевидение» — наш аналог кинопродукции «Фабрики».

Монро мог перевоплощаться в самых разномастных героев, не похожих ни друг на друга, ни на самого художника. Мэрилин Монро и Адольф Гитлер в его системе понятий составляли своеобразный диапазон от добра ко злу. Перевоплощения Монро были всегда всерьез, он досконально изучал личность или образ личности и отчасти перекладывал на себя ее судьбу — поэтому его образы содержат сильнейшую экспрессивную убедительность и передают ощущение подлинности религиозной реинкарнации, даже если чисто мимически Монро не особо походит на выбранных им героев. Элемент пародии, конечно, присутствовал, но не был первостепенен и даже концептуален. С нарядами и гримом художник будто перенимал энергетическое и кармическое содержание своего героя. 

Выставка «Цветик-семицветик. Наш неповторимый Владик Мамышев (Монро) Королевич»/Фото: Глеб Анфилов
#INSERT_ARTICLE#

Монро всегда сопротивлялся регламентации и систематизации себя: более того, весомая часть его архивов просто не сохранилась — сгорела в пламени его жизни и затерялась на чужих квартирах. Монро сопротивлялся даже истории, если считать, что в историю входят не люди, а исход их деятельности — будь то повлиявший на что-то акт или то, что можно назвать словом «произведение». Произведений Монро не делал, не грезил никакой творческой революцией, а скорее оставлял следы на снегу. Он не занимался акциями, не разрушал никакие скрепы, и даже с дадаистами его сравнивать как-то странно (хотя его расцарапки, безусловно, имеют нечто общее с реди-мейдами Марселя Дюшана). Неоакадемик от головы до пят, причастившийся мировоззрением Тимура Новикова и возненавидивший постмодерн, как и язык абстракций. Монро просто как-то летал, лавировал надо всем. Вместе с другими фотографами (навскидку — Сергей Борисов, Валерий Кацуба и Михаил Розанов) он устраивал сложные костюмные фотосессии, наряжаясь Барби и клоунами, Иваном IV и Людовиком XIV, Эми Уайнхаус и Аллой Борисовной Пугачевой или даже — Штайнером и Гурджиевым. Делал расцарапки и коллажи, на которых препарировал свою жизнь, придавая ей былинные и сказочные мотивы, заигрывая с лубком. Но это не то, что было первостепенным в его жизни в искусстве.

Монро был художником-персонажем, то есть, в терминологии Кабакова, человеком, который не ориентирован на производство «шедевра», но вечно занят формированием своего публичного образа. Сам является и произведением, и пресловутым исходом художественной деятельности. И в огромной мере искусство Монро, конечно, состояло в создании собственной мифологии — а именно событий, которые в дальнейшем породят слухи, или в составлении и роспуске пустых слухов. И правда была порой столь сюрреалистична, что и сегодня невозможно понять, что в этой мифологии — вне зависимости, касалась ли она планов проектов, злосчастных историй или романтических авантюр — истинно, а что только базируется на реальных событиях и порождено художественной фантазией. Монро всегда знал: его не оценивают по достоинству, как сильно бы ни хвалили. Потому и не стыдился роли творца на иждивении, а держался ее до конца жизни, отказываясь от нее отринуть, даже когда у него появились деньги. Делал пакость, а потом каялся, много и честно врал. Писал искусные письма. Его прощали. И если все-таки говорить об истории, то самым значительным пунктом в биографии Владислава Мамышева-Монро, вероятно, можно считать пожар в квартире Лизы Березовской, виновником которого художник стал, пребывая в состоянии кетаминового беспамятства.

Выставка «Цветик-семицветик. Наш неповторимый Владик Мамышев (Монро) Королевич»/Фото: Глеб Анфилов

Что интересно и по-своему уникально, у Монро как будто не было эго, его личность была размыта в этом диапазоне от добра ко злу. Если говорить во фрейдовских категориях, в нем боролись сверх-я и оно, а еще — как в трикстере или падшем ангеле — божественное и низменное. Душа его, как сказал бы Василий Розанов (а Мамышев, любящий в искусстве все вычурно русское, как-то его цитировал), состояла из грязи, грусти и нежности. Даже если говорить об эстетических преференциях Монро, то он был вечно кем-то ведом, являлся абсолютным продуктом заедавшей его среды: матери, секретаря василеостровского парткома, новых академиков. Так у него появился неискоренимый интерес к русской словесности и сталинскому ампиру, а также всему народному и мещанскому — всем этим советским шлягерам вроде «Январской вьюги», которые он облагораживал авторским исполнением. Притом, конечно, все его заигрывания с официальным, русским и массовым были пронизаны глубоким гомоэротизмом и психотропным отсутствием рефлексии в любви к миру. Монро был обуреваем идеями художественных проектов и жизненных авантюр, но чаще оказывался в тисках фетишей и зависимостей. Строил вокруг себя интриги и вступал в романтические коллизии, в которых был заведомо обречен на мучительные страдания, погружался в такие загулы, что чуть не каждый его друг хоть раз, а спасал его от верной смерти, как Пиноккио Карло Коллоди вечно вызволяли из плена или пожарищ, — и, едва воскреснув, Монро моментально возвращался к жизни в искусстве.

Владислав Мамышев-Монро/Фото: Глеб Анфилов
#INSERT_ARTICLE#

Впрочем, свой образ жизни Монро и сам утвердил как самоценный художественный метод, написав об этом в Художественном журнале текст-декларацию под названием «Инсинуация»: «Инсинуаторы — это самоотверженные агенты волшебства, магии искусства в повседневной жизни. Они и блестящие актеры, и смелые художники с безусловным чувством стиля и меры, и убедительные литераторы... Инсинуаторы, процветающие в лоне других искусств, почти не рискуют — они неуловимы, ибо искусство их родной дом, который не отторгнет, не развенчает инсинуатора. Например, инсинуационизм мифотворчества жизни большого художника ставится тому в заслугу, в культурные достижения. Даже для обывателя инсинуации в биографиях художников служат порою определением “человек не от мира сего”».

Многие художники перестройки посвящали время и ресурсы работе со своей персонажностью, но Монро был, быть может, единственным, для кого искусство и жизнь являлись вещами неразделимыми. Когда в нулевых он женился на Татьяне Амешиной, как бы заковав себя в брак, — это было не иначе как новым экспериментом по проведению сквозь себя социальных типов, конкретно в тот раз — муженька-домочадца. Перформансом, хотя не хочется употреблять такое слово в контексте Мамышева. Если перформанс — простите за выражение, стиль жизни, то все это должно именоваться как-то иначе. Точного термина история искусства не предоставила.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Global Look Press
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 18:05, 1 июля 2025
Смерть единорога. Рецензия на фильм «Материалистка»
Кино — 1 июля, 18:05
Крипто-коуч, мемуары и проклятие Таро: что смотреть в июле на PREMIER
Новости — 27 июня, 13:33
ЕГЭ по селебоведению. Тест про школьные годы звезд
Новости, Новости — 1 июля, 16:40
Райан Гослинг спасает человечество в трейлере фильма «Проект “Аве Мария”»
Новости, Новости — 1 июля, 15:10
AFELIA выпустила сингл «двинулась»
Новости, Новости — 1 июля, 13:45
«Приключения Электроника» получат ремейк
Новости, Новости — 1 июля, 11:40
Вышел трейлер «Государя» — сериала о жизни Петра I
Новости, Новости — 30 июня, 19:05
Объединение GLAM GO! вернулось с треком «Игра»
Новости, Новости — 30 июня, 15:50
Объявлен каст байопика о группе Scorpions
Новости, Новости — 30 июня, 13:39
Сергей Романович и Гоша Куценко в трейлере сериала «Хутор»
Новости, Новости — 27 июня, 19:20
Завершились съемки нового сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 27 июня, 16:00
BEARWOLF выпустила «Ястребов» — саундтрек к сериалу «Этерна»
Новости, Новости — 27 июня, 13:50
Сюзанна и NEMIGA выпустили совместный трек «Нежная душа»
Образ жизни — 27 июня, 13:03
Территория сложных чувств. Отрывок из книги Аш Пендрагон «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться»
Новости, Новости — 27 июня, 11:27
Олеся Иванченко дебютирует в кино. Она сыграет в сериале «Няня Оксана»
Новости, Новости — 26 июня, 17:20
Pixar работает над сиквелом «Рататуя». Но это не точно
Новости, Новости — 26 июня, 14:51
Дэйзи Эдгар-Джонс сыграет в новой экранизации «Разума и чувств» Джейн Остин
Новости, Новости — 26 июня, 11:40
Charli XCX выпустила кеды в коллаборации с Converse
Новости, Новости — 25 июня, 19:00
Трэвис Скотт стал «главным визионером» бренда Oakley
Новости, Новости — 25 июня, 17:30
Создатели «Актрис» и «Балета» снимут сериал про «Горбушку»
Музыка — 25 июня, 13:50
С корабля на бал. Гид по фестивалю «Планета K-30» в Петербурге
Новости, Новости — 25 июня, 13:00
«Погода меняется с космической скоростью»: у фильма «Питер FM» появится продолжение
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 июня, 11:37
Байопик о Лермонтове получил дату релиза
Новости, Новости — 25 июня, 10:33
«Я хочу, чтоб моя душа тоже пела»: «Три дня дождя» переосмыслили песню Децла «Письмо»
Новости, Новости — 24 июня, 19:30
Лилая выпустила сингл «Лилия». Он вдохновлен треком Майли Сайрус Flowers
Новости, Новости — 24 июня, 16:40
«Гангстерленд» Гая Ричи продлили на 2-й сезон
Новости, Новости — 24 июня, 15:30
Документалка о зумерах «Манифест мечты» выйдет в онлайн-кинотеатрах Wink и «Кинопоиск»
Новости, Новости — 24 июня, 14:54
Начались съемки 2-го сезона сериала «Ира» с Ингрид Олеринской
Новости, Новости — 24 июня, 12:34
Nikita Zabelin, Denis Kaznacheev и много иностранных артистов: Outline объявил финальный лайнап
Образ жизни — 24 июня, 10:42
Рапокки, Сингапур, искусство. Вика Чума — о своих любимых вещах
Новости, Новости — 23 июня, 18:03
i61, rinji и greenwoodzz дропнули трек «Пустота»
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы