Интервью — 13 августа 2021, 17:31

О работе с Билли Айлиш, закулисье Дрейка и ценности идей. Интервью с креативным директором Sila Sveta Александром Усом

14 августа в клубе Mutabor пройдет вечеринка «О», где Sila Sveta с агентством Stereotatic, режиссером Максимом Диденко и студией Oop представит перформанс на стыке театра, цирка, хореографии и новейших визуальных технологий. Креативный директор компании Александр Ус рассказал, как рейв, рэп и советская фантастика сформировали ее эстетику, а нравы заказчиков — его деловую хватку.

В чем концепция вашего перформанса на объявлении фестиваля Outline в «Мутаборе» и как она связана с его переносами?

В этом перформансе мы решили объединить театр и видео. Мне самому очень интересен результат: клубы живут по одним правилам, театр — по другим, и работа над проектом смотрелась словно сериал. Это очень любопытный синтез искусств, поэтому я призываю всех читателей SRSLY с ним ознакомиться. Мы уже два года выступаем в рамках Outline, просто чтобы фестиваль не забывали, ведь он уже пять лет как не проходит. Прошлая инсталляция «Дрема» тоже была представлена в рамках Outline. За ее созданием стоят промогруппа «Арма», Stereotactic и Sila Sveta, а «Мутабор» — просто площадка. На тему того, что в этом году фестиваль не состоится, у нас тоже была запланирована история.

Зато будет Signal, где вы уже развернетесь в полную мощь?

В этом году мы впервые за пять лет ушли с главного танцпола Signal, потому что подустали уже от мейна, а мейн — от нас. Решили отдохнуть, потому что с этим сетапом сделали уже все что можно. Нам очень хотелось построить инсталляцию, которая сможет объединить людей и природу вокруг — что-то вертикальное, высокое. Мне всегда очень нравилось, как лучи лазеров или световых приборов распространяются в лесу — совсем иное ощущение света на природе. Так у нас родилась дополнительная идея: посылать сигналы в космос, к Всевышнему.

#INSERT_ARTICLE#
 

Вы стали использовать технологию extended reality впервые, делая онлайн-концерт Билли Айлиш?

Да.

Чувствуете ли вы себя комфортно в этом онлайн-формате?

Ну вот нам же с тобой сейчас комфортно: каждый сидит у себя дома, в уюте. Технология XR — очень естественное продолжение того, что мы делаем. Наша задача — выплеснуть фантазию во внешний мир, максимально сократить дорожку между ней и реальностью. Сначала мы делали это на слайдовых проекторах, проецировали на дома, а сейчас дополненная реальность дает возможность добавить виртуальные миры к тому, что видишь своим зрением. Мы в первую очередь — контентный продакшен, делаем видео и графику, поэтому нам не составило большой сложности применить другой инструмент — Unreal Engine. Это движок, который пересчитывает графику в real time. Людей, делающих подобное, не так много, но мы специально купили курсы и прокачиваем ребят.

В американском туре Дрейка, который вы оформляли, использована схожая технология: он наступал на «лед», и «лед» раскалывался. Скольким из вас нужно было физически присутствовать на этих гастролях?

Слушай, целой банде: Филу, Антону Нгуену, Саше Погребецкому, Инне, Мадине, Свете Ермолаевой как продюсеру и Полине Захаровой как креативному продюсеру.

А ты?

Я приезжал эпизодически: находиться там все время было просто невозможно. Знаешь, изначально наша команда должна была просто все докрутить и вернуться, а по факту они там чуть ли не месяц прожили, возили с собой эти компы…

Насколько происходящее за кулисами у Дрейка соответствует нашим представлениям о гастролях рэперов?

Нас не пускали во все закулисья. Мы были там скорее как чуваки, которые делают контент для шоу.

И вам приходилось вечером идти слушать кантри в местном баре?

Что-то типа того. Конечно, его сиятельство нас посещало, и мы все были в восторге — прикольно со звездой потусить. Ну и постоянно попадали в клубы дыма, который бесконечно разносился от его свиты. Но мы, считай, были просто обслуживающим персоналом, не входили в окружение Дрейка. И в какой-то степени это честная позиция, потому что у нас есть свой опыт работы и свой PR, у них — свой.

#INSERT_ARTICLE#

Кстати о PR. Я смотрел скрины отзывов: там Адель восхищается вашей работой, но комплименты адресует Дрейку. Ты ощущаешь некоторую несправедливость, что хвалят заказчика, а не исполнителя?

Да, но я понимаю и Дрейка. Слава всегда достается бренду. Другой вопрос — как ты потом используешь этот кейс себе во благо. Дрейк может захотеть упомянуть нас, а может и нет. Забавно, что буквально несколько треков в этом турне рисовали американцы — как раз они подтусовались к Дрейку. Причем многое нам пришлось за ними переделывать, потому что уровень их был не очень. Но именно их он и отметил. В итоге ребята очень неплохо раскрутились — надо признать, что они воспользовались этим трамплином, прокачали свои скилы и теперь делают прикольные штуки. А на тот момент они постоянно бегали к нам, выясняли, как сделать тот или иной эффект, просили помочь с рендером и так далее. Вот такая ситуация чуть более обидная.

Один из ваших первых резонансных проектов был тоже связан с хип-хопом — с Влади из «Касты». Я так понимаю, что он, как и рейвы, был более личным, авторским проектом, а не заказным?

Моя девушка часто спрашивает: «Зачем вам это надо?» Она не сильный фанат рейвов, да и у нас в команде, признаться, есть ребята, которые не до конца понимают, зачем делать некоторые вещи. Но мы, может быть, нравимся людям как раз тем, что делаем много творческих проектов, которые и дают резонанс. Отличие ремесленника от художника в том, что первый работает по чьей-то инициативе, у него импульс идет не от души, а от кармана. А когда делаешь такие работы, как Rapping mapping, думаешь не о том, как понравиться заказчику, а мыслишь творчески. Это чистый арт.

Но при этом, если уж Sila Sveta берется за коммерческий проект, то своего не упустит. Я читал в одном из твоих интервью, что вы «научили рынок платить за идею».

Да, прекрасно помню эту фразу. Сейчас она актуальна как никогда.

#INSERT_ARTICLE#

В вашей практике бывало, что заказчик увиливал от оплаты?

Знаешь, это была повсеместная практика агентств — сделать питчинг, объявить какой-нибудь тендер…

...и присвоить идею?

Да-да. Китайцы очень часто так делали. А общий уровень мастерства в нашей сфере растет (в том числе благодаря искусственному интеллекту), поэтому на первый план выходит идея. И в этих условиях — рост профессионализма и воровство идей — нам в один момент пришлось  сказать: «Фиг вам! Давайте платите. Вот наше портфолио. Вы понимаете наш уровень. Мы ничего доказывать не будем, держите счет, пожалуйста». И это сработало.

Сработало потому, что сейчас вы уже суперавторитетные игроки в этой индустрии. А на начальном этапе такие ультиматумы были бы невозможны?

Сто процентов! Мы цеплялись за любые возможности, очень много делали в стол и бесплатно, чтобы достичь такого уровня.

На мэппинг с Бастой на «Манеже» вы вообще потратили собственные 700 тыс. рублей. И в рэпе в числе прочего прочего звучали строчки про революционные на тот момент темы — например, про гей-парады.

Мне кажется, на тот момент и Баста, и мы были такими маленькими, что эти строчки прошли мимо ушей. Сейчас-то он уже народный артист и такого не скажет.

Получается, вы развивались одновременно и с рейв-индустрией, и с хип-хопом.

Ну да, знаешь, это неудивительно, потому что мы любим и рейв, и хип-хоп. Так же, как любим тачки, поэтому делаем презентации автомобилей.

Еще мне кажется, вы любите советский футуризм. Фантастика СССР оказала на вас влияние?

Очень сильное. Мне 41 год, и я вырос на советской фантастике, а как директор, оказываю какое-то влияние на деятельность компании. Советский космос присутствовал в моей жизни постоянно, потому что мой двоюродный дедушка был астронавтом и погиб на задании. Речь про космос в моем доме велась с детства, я рос в такой атмосфере.

В последнее время, как ты правильно заметил, мы вдохновились советским модернизмом. И вообще такой идеей: то, что мы считали совком, на самом деле не такой уж совок. Раньше все эти здания на Варшавском шоссе казались какими-то хмурыми гигантами. А спустя время видишь заложенную в них мысль, начинаешь читать книги про реальные архитектурные проекты и понимаешь: там имела место скорее ошибка строителей, нежели архитекторов. Поэтому — да, на нас такая эстетика оказывает очень сильное влияние, и это выливается в такие проекты, как «Космос в Третьяковке» и Space Ark в Ереване.


Еще Петр Федоров с его техно-проектом R.A.I. тоже эксплуатирует эту эстетику, только в более мрачном ключе. Когда смотришь такие видео, ощущаешь себя живущим в фантастическом киберпанк-мегаполисе.

Это, кстати, очень правильное замечание. Когда ты начинаешь влюбляться в советский модернизм, твой мир начинает играть другими красками. 

В 2014 году ваши коллеги из группы «Свечение» попытались соорудить Око Саурона в «Москва-Cити», и в итоге возмущенная общественность не позволила им это сделать. Потому что сатанизм. Помнишь?

Да, конечно, помню. Ну что тут сказать: наше общество закостенело в древних догмах. 

Это многое говорит об уровне воззрений: кто-то воспринимает как реальную опасность изображение волшебника из детской сказки.

Я не задумывался никогда над этим, но смешно.

#INSERT_ARTICLE#

А ты допускаешь, что в обозримом будущем офис Sila Sveta будет где-нибудь в районе Таймс-Сквер (где тоже уже красуются ваши инсталляции)?

Мне бы хотелось так думать. Не скажу ничего нового, но я абсолютно убежден, что, как в любом виде спорта, куда ты смотришь — туда рано или поздно и доедешь. У нас не пустые амбиции, мы действительно сильные игроки на рынке. Почему бы и нет? Единственное, что, конечно, мешает, — это политические преграды.

Но ведь логично по мере нарастания этих преград стараться выскользнуть за их пределы?

Знаешь, я не хочу. Мне нравится Америка своей свободой. В Лос-Анджелесе и Нью-Йорке  абсолютно безбашенные ребята, я готов там пожить, но просто набегами, развивать компанию. Но жить и работать я хочу в России. Хотя если здесь совсем жопа наступит, то надо будет, конечно, валить. Ну или что-то с этим делать. Но я все равно привязан к России, а в других местах у меня наступает депрессия. Срабатывает режим возвращения, как у дрона. Я очень люблю нашу страну — мы очень интересная, сюрреалистическая нация. Да и мне близки по духу наши люди и их креатив.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 16:28, 30 марта 2025
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Образ жизни — 30 марта, 16:28
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Новости, Новости — 25 марта, 11:48
Баста, Zoloto и Савичева: VK Fest объявил первых артистов
Новости, Новости — 24 марта, 19:00
Остин Батлер и Джереми Аллен Уайт снимутся в фильме «Враги» от A24
Новости, Новости — 24 марта, 17:30
Селена Гомес выпустила I Said I Love You First — совместный альбом с Бенни Бланко
Новости, Новости — 24 марта, 15:05
GONE.Fludd дропнул акустический альбом. В него вошли треки разных лет
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 24 марта, 13:09
Альфонсо Куарон может стать режиссером следующего фильма о Бонде
Новости — 23 марта, 12:40
По следам премии «Оскар». «Настоящая боль», «Боб Дилан: Никому не известный», «Мальчики из "Никеля"», «5 сентября», «Конклав»
Новости, Новости — 22 марта, 14:15
Словетский выпустил альбом Fin de siècle. Это трибьют Иосифу Бродскому
Новости, Новости — 21 марта, 16:17
Карпентер, Родриго, Doechii и Tyler, The Creator: объявлены хедлайнеры чикагского Lollapalooza
Новости, Новости — 21 марта, 11:36
МТС закроет Nuum — собственный аналог YouTube и TikTok
Новости, Новости — 20 марта, 18:00
Финал истории в трейлере 6-го сезона «Рассказа служанки»
Новости, Новости — 20 марта, 15:55
Пэрис Хилтон выпустит тру-крайм-подкаст My Friend Daisy
Новости — 20 марта, 13:35
Университетские разборки, история Кристобаля Валенсиаги и комикс о Жан-Мишель Баския: 9 книжных новинок февраля
Новости, Новости — 20 марта, 11:37
Что это за место такое: итальянский ресторан «.оригинал» на Земляном Валу
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты