Алгоритмы TikTok давно вызывают интерес не только у конкурентов, но и у рядовых пользователей, ведь работают они гораздо лучше, чем в других соцсетях, и действительно подбирают то, что идеально соответствует интересам обитателей платформы. Компания ByteDance, владеющая TikTok, даже
создала специальное подразделение BytePlus, которое торгует алгоритмами искусственного интеллекта с крупными клиентами, но система подбора контента для рекомендаций по-прежнему остается загадкой.
В прошлом году в блоге компании
объяснили, что лента формируется на основе лайков и комментариев. Пользователю предлагаются популярные видео на разные темы, из которых он уже выбирает наиболее интересные. Затем алгоритм ориентируется на подписки и поисковые запросы пользователя: какие хештеги ему интересны, какие треки и эффекты ему нравятся. Но часто пользователи замечают, что им попадается интересный контент, даже если они не лайкали, не комментировали и не искали ничего похожего, как будто алгоритм читает их мысли. Издание Wall Street Journal нашло объяснение этому феномену.
Чтобы выяснить, что к чему, команда Wall Street Journal создала более 100 автоматизированных тикток-аккаунтов, которые просматривали тысячи видео в приложении. У каждого из них есть несколько интересующих его тем: у кого-то это йога, у другого — экстремальные виды спорта, а у третьего — депрессия. При этом аккаунты не искали видео по таким запросам, не ставили лайки и не оставляли комментарии. Боты могли только пересматривать интересующие их видео и быстро пролистывать неподходящие. Этого оказалось достаточно, чтобы TikTok в точности узнал их интересы, причем для того, чтобы угадать любимые темы многих ботов, приложению хватило от 40 минут до двух часов.
Оказалось, что лайки, комментарии и другие взаимодействия с роликом не так важны для алгоритма, главное — это как долго пользователь смотрит контент. Каждая лишняя секунда, проведенная за просмотром одного видео, влияет на то, что попадется вам в рекомендациях в будущем.
В расследовании Wall Street Journal рассказывают и о минусах алгоритма: по словам представителей издания, пользователи попадают в «кроличью нору» однообразного контента. Согласно их наблюдениям, единственные видео, не связанные с основным интересом ботов, которые появлялись в их рекомендациях, оказывались рекламными. Это противоречит информации из блога TikTok, в котором говорилось, что приложение может «подбросить» ролик, не соответствующий вкусам конкретного человека. Так можно случайно наткнуться на новый формат контента и расширить круг своих интересов.
Фото: Global Look Press
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ