За последний год позиция ByteDance относительно алгоритмов TikTok диаметрально поменялась. Еще в сентябре, когда активно велись боевые действия между руководством компании и правительством США, в ByteDance говорили: делиться алгоритмом подбора рекомендаций с потенциальными покупателями американского подразделения они не намерены. Прошло несколько месяцев, ситуация в США нормализовалась, а в ByteDance уже готовы навариться на продаже собственных секретных технологий. Компания запустила подразделение BytePlus, которое торгует алгоритмами искусственного интеллекта с крупными клиентами.
То ли технологии за это время перестали быть секретными, то ли разработчики TikTok решили, что деньги важнее эксклюзивности, но BytePlus развивается весьма успешно. По данным издания The Verge, в числе клиентов нового подразделения уже несколько известных компаний. Например, сервис для поиска брендовой одежды и обуви Goat, тревел-сайт WeGo, онлайн-магазин Chilibeli и игровая платформа GamesApp. BytePlus дает клиентам доступ к алгоритму рекомендаций и позволяет персонализировать его для своих приложений и сервисов. Кроме того, компания предлагает систему автоматического перевода устной речи и текста, видеоэффекты, а также инструменты анализа данных.
Возможно, алгоритмы TikTok перестали быть таким большим секретом посте того, как в блоге разработчика появился пост, посвященный системе рекомендаций. Дело было прошлым летом. Тогда сервис был на пике своей популярности, а пользователи поражались тому, как точно он подкидывает им интересные ролики. В ByteDance решили приоткрыть завесу тайны. Если вкратце, то рекомендации зависят от того, как пользователь взаимодействует с TikTok. Сначала лента формируется на основе лайков и комментариев. Потом в дело вступают смежные темы, подписки и поисковые запросы. Чтобы юзер не сошел с ума, алгоритм фильтрует потенциально интересные ролики и подкидывает случайные посты — вдруг они окажутся к месту. В общем, на качество ленты влияет все: от хештегов и геотегов до случайных совпадений. И теперь этими магическими инструментами может овладеть любой разработчик за энную сумму денег.
Кстати говоря, отношения между TikTok и правительством США, о которых мы говорили в самом начале, недавно вышли на качественно новый уровень. Президент Джо Байден отменил указы своего предшественника и, если можно так выразиться, легализовал TikTok. Дональду Трампу не нравилось, что приложение собирает личные данные пользователей и может использовать их для шантажа и шпионажа. Байден решил бороться с этой проблемой иначе. Он обязал проверить все сервисы, контролируемые иностранными компаниями, на предмет угрозы национальной безопасности. И пока TikTok эту проверку прошел.