Обзоры, Кино — 17 июля 2021, 23:59

Лучший в Каннах. Рецензия на фильм «Титан»

Час назад жюри во главе со Спайком Ли превзошли все наши ожидания и наградили «Титан» Золотой пальмовой ветвью. О лучшем фильме Каннского фестиваля — новом боди-хорроре Жюли Дюкорно — рассказывает Анна Стрельчук.

Слово

В начале было Слово, оно же Рацио, оно же Логос, в конце же не осталось ничего, только плач и скрежет зубов. В этом «ничего» французской режиссерке Жюли Дюкорно удалось найти новую жизнь, новую Мадонну, и имя ее Алексия. Она с детства была комком ненависти, порождением агрессии и нелюбви своего отца, по неосторожности которого (но как будто желала этого сама) попала в автомобильную аварию, в результате чего ей в голову зашили титановую пластину. Брутальный металл усилил разрушающий потенциал девушки, сделав из нее даже не ангела-истребителя, а постчеловека. Алекса не мстит, не устанавливает справедливость, но разрушает для того, чтобы разрушить.

«Титан» — имморальная картина в том смысле, что она ставит под сомнение сами предпосылки «слишком человеческой» морали, стремительно уносясь к новому, иному, темному будущему с темным (не)логосом и темным этосом.
#INSERT_ARTICLE#

Кровь уже давно утекла в землю, а на ее месте не виноградные грозди, а нефтяные озера. Нефть — кровь земли, питание машин и кровь плода, который носит Алексия.

#INSERT_ARTICLE#

До выхода картины Жюли Дюкорно устроила микроперформанс: вместо синопсиса дала описание свойств титана как металла, задав этим актом хулиганское настроение еще на этапе производства фильма. «Титан» — это тоже боди-хоррор, как и предыдущий фильм Жюли «Сырое». Он наследует и хрестоматийной «Автокатастрофе» Кроненберга о влечении к машинам по одноименной книге Джеймса Балларда, а напрашивающиеся библейские ассоциации роднят «Титана» с «Мамой» Даррена Аронофски. Однако, если «Автокатастрофа» о расширении границ сексуальности и постсексе, а второй — это провокационный апокриф, деконструкция библейского сюжета, то титаномахия и одновременно теогония Дюкорно, вмещая в себя эти смыслы, конструирует новый миф, новую реальность и новый дискурс — нечеловеческий.


Манифест

Своими боди-хоррорами Дюкорно оппонирует соматофобии современного мира, отвращению от всего телесного, корпорального, животного, физиологического и, напротив, — фетишизации чистой рациональности. Это наследие иудео-христианской идеологии нуждается в терапевтической проработке. Как и незримые предпосылки большинства западных онтологий (включая научную картину мира) об изначальной целостности бытия и его изоморфизме номологически-дедуктивному человеческому мышлению, о том, что все существующее может быть описано некой единой «формулой всего».

Такая же целостность и полнота есть конечная цель эдиповой ядерной семьи, от которой Алексия здесь отказывается в весьма самобытной форме. Это роднит ее с фигурой киборга иронично-философского манифеста Донны Харауэй (одна из основоположниц киберфеминизма. — Прим. SRSLY), который не устремлен к сообществу, устроенному по образу и подобию органической треугольной семьи, и, как Алексия, выпадает из гендерной бинарности и гетеронормативности, так же как и из большинства социальных табу и устоев. Отказ от феминной идентичности через искажение своей конвенциональной красоты переходит в череду метаморфоз, после которых нельзя однозначно отнести героиню по вторичным половым признаком ни к мужчине, ни к женщине. 

#INSERT_ARTICLE#

Богохульство, богоборчество, как в книге Иова, — залог богоизбранности. Тоталитаризация и типизация, идентичность — синонимы, потому фильм Жюли Дюкорно — не трендовая история об обретении себя, а скорее наоборот, о полной потере себя, дегуманизации, дерационализации, о выходе к доязыковым и досубъектным интенсивностям и сингулярностям.


Ирония

Иронично-серьезной интонации манифеста Харауэй соответствует и фильм Дюкорно. Daddy issues и трансгрессия главной героини описываются как бы в разных киноязыковых регистрах: режиссерка умело переходит от эстетики к патетике, а от визуального юмора — к почти физической боли. Большинство убийств в картине гротескны и напоминают то комедийный слэшер, то джалло с привкусом «Основного инстинкта». Основные орудия убийства героини — обычная заколка для волос, абсолютное бесстрашие и вырастающая из него какая-то почти сверхчеловеческая сила. Помимо этого, используется все, что попадется под руку: главное — не то, чем убивают, а цель убийства, точнее, бесцельность — хаосмос. 


Имена отца

Алексия обретает непатриархальную и неядерную семью. В поисках Бога она находит зияющую пустоту реального, второе пришествие ведет ее даже не к Богу с женским лицом (как, скажем, происходит в «Искушении» Верховена), а к эре нефилософии и нечеловека-киборга. «Титан» — феминистская эмансипация в условиях технокапитализма как квазифизической материализации спекулятивного «мира», противопоставляемого «субъекту».

Поэтому фильм Дюкорно — это не уже успевшее стать «папочкиным» социальное кино Французской Республики. Оно избегает телеологии, как то человечество, которое продолжает себя в результате своего труда — технологиях, преодолевая отчуждение или квир-социалистическое устройство общества будущего. Оно и не поднимает этико-правовые вопросы о расширении понятия «субъект» и наделении технологий «человеческим» статусом и правами. Это попытка представить в последней инстанции зияющее Реальное (тот остаток, всегда ускользающий от философского анализа, рационализации, экспликации и означивания), снова прибегая к фигуре киборга, которую уже умело (не)концептуализировала в своих работах философ Катерина Колозова.


Киборг

Киборг Колозовой монструозен и негуманен, но не антигуманен. Его цель — не преодоление пресловутого антропоцена через подстановку на пьедестал венца творения другой переменной, а отказ от «достаточности» мысли — синтетизирующей и систематизирующей, пытающейся все без остатка вобрать в себя и даже радикально внешнее и чужое, делающей своей священной жертвой, онтологическим подспорьем.

#INSERT_ARTICLE#

Дитя Алексии из «Титана» походит на это «нечеловеческое». Не стремясь объединить элементы, из которых состоит, он(а) не является приматом ни машинного, ни животного (то есть телесного), ни редуцируется к одному из них. Здесь сохраняется протеизм и перетекание друг в друга этих двух ипостасей, позволяющие говорить о некотором остатке-частичном объекте, ускользающем от любого интеллектуального схватывания, осмысления или концептуализации.

Таким образом, киборг обладает эмансипативным потенциалом, которого лишен классический постгуманистический машинный субъект, стремящийся согласовать Реальное и субъективно-человеческое. Иными словами, то, о чем пишет Колозова и воплощает на экране Дюкорно, — это уход от коперниканского переворота Канта, стремления сообразовать вещи с мышлением, формируя четкую онтологическую сетку, где заранее присутствует место для Другого. Если в начале XX века умер Бог, оставшись в виде следа в лике Другого, то XXI век уничтожил и его, не оставив после себя ничего кроме разверзшейся бездны, заглянув в которую можно переродиться. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 14:50, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих