Обзоры, Кино — 17 июля 2021, 23:59

Лучший в Каннах. Рецензия на фильм «Титан»

Час назад жюри во главе со Спайком Ли превзошли все наши ожидания и наградили «Титан» Золотой пальмовой ветвью. О лучшем фильме Каннского фестиваля — новом боди-хорроре Жюли Дюкорно — рассказывает Анна Стрельчук.

Слово

В начале было Слово, оно же Рацио, оно же Логос, в конце же не осталось ничего, только плач и скрежет зубов. В этом «ничего» французской режиссерке Жюли Дюкорно удалось найти новую жизнь, новую Мадонну, и имя ее Алексия. Она с детства была комком ненависти, порождением агрессии и нелюбви своего отца, по неосторожности которого (но как будто желала этого сама) попала в автомобильную аварию, в результате чего ей в голову зашили титановую пластину. Брутальный металл усилил разрушающий потенциал девушки, сделав из нее даже не ангела-истребителя, а постчеловека. Алекса не мстит, не устанавливает справедливость, но разрушает для того, чтобы разрушить.

«Титан» — имморальная картина в том смысле, что она ставит под сомнение сами предпосылки «слишком человеческой» морали, стремительно уносясь к новому, иному, темному будущему с темным (не)логосом и темным этосом.
#INSERT_ARTICLE#

Кровь уже давно утекла в землю, а на ее месте не виноградные грозди, а нефтяные озера. Нефть — кровь земли, питание машин и кровь плода, который носит Алексия.

#INSERT_ARTICLE#

До выхода картины Жюли Дюкорно устроила микроперформанс: вместо синопсиса дала описание свойств титана как металла, задав этим актом хулиганское настроение еще на этапе производства фильма. «Титан» — это тоже боди-хоррор, как и предыдущий фильм Жюли «Сырое». Он наследует и хрестоматийной «Автокатастрофе» Кроненберга о влечении к машинам по одноименной книге Джеймса Балларда, а напрашивающиеся библейские ассоциации роднят «Титана» с «Мамой» Даррена Аронофски. Однако, если «Автокатастрофа» о расширении границ сексуальности и постсексе, а второй — это провокационный апокриф, деконструкция библейского сюжета, то титаномахия и одновременно теогония Дюкорно, вмещая в себя эти смыслы, конструирует новый миф, новую реальность и новый дискурс — нечеловеческий.


Манифест

Своими боди-хоррорами Дюкорно оппонирует соматофобии современного мира, отвращению от всего телесного, корпорального, животного, физиологического и, напротив, — фетишизации чистой рациональности. Это наследие иудео-христианской идеологии нуждается в терапевтической проработке. Как и незримые предпосылки большинства западных онтологий (включая научную картину мира) об изначальной целостности бытия и его изоморфизме номологически-дедуктивному человеческому мышлению, о том, что все существующее может быть описано некой единой «формулой всего».

Такая же целостность и полнота есть конечная цель эдиповой ядерной семьи, от которой Алексия здесь отказывается в весьма самобытной форме. Это роднит ее с фигурой киборга иронично-философского манифеста Донны Харауэй (одна из основоположниц киберфеминизма. — Прим. SRSLY), который не устремлен к сообществу, устроенному по образу и подобию органической треугольной семьи, и, как Алексия, выпадает из гендерной бинарности и гетеронормативности, так же как и из большинства социальных табу и устоев. Отказ от феминной идентичности через искажение своей конвенциональной красоты переходит в череду метаморфоз, после которых нельзя однозначно отнести героиню по вторичным половым признаком ни к мужчине, ни к женщине. 

#INSERT_ARTICLE#

Богохульство, богоборчество, как в книге Иова, — залог богоизбранности. Тоталитаризация и типизация, идентичность — синонимы, потому фильм Жюли Дюкорно — не трендовая история об обретении себя, а скорее наоборот, о полной потере себя, дегуманизации, дерационализации, о выходе к доязыковым и досубъектным интенсивностям и сингулярностям.


Ирония

Иронично-серьезной интонации манифеста Харауэй соответствует и фильм Дюкорно. Daddy issues и трансгрессия главной героини описываются как бы в разных киноязыковых регистрах: режиссерка умело переходит от эстетики к патетике, а от визуального юмора — к почти физической боли. Большинство убийств в картине гротескны и напоминают то комедийный слэшер, то джалло с привкусом «Основного инстинкта». Основные орудия убийства героини — обычная заколка для волос, абсолютное бесстрашие и вырастающая из него какая-то почти сверхчеловеческая сила. Помимо этого, используется все, что попадется под руку: главное — не то, чем убивают, а цель убийства, точнее, бесцельность — хаосмос. 


Имена отца

Алексия обретает непатриархальную и неядерную семью. В поисках Бога она находит зияющую пустоту реального, второе пришествие ведет ее даже не к Богу с женским лицом (как, скажем, происходит в «Искушении» Верховена), а к эре нефилософии и нечеловека-киборга. «Титан» — феминистская эмансипация в условиях технокапитализма как квазифизической материализации спекулятивного «мира», противопоставляемого «субъекту».

#INSERT_ARTICLE#

Поэтому фильм Дюкорно — это не уже успевшее стать «папочкиным» социальное кино Французской Республики. Оно избегает телеологии, как то человечество, которое продолжает себя в результате своего труда — технологиях, преодолевая отчуждение или квир-социалистическое устройство общества будущего. Оно и не поднимает этико-правовые вопросы о расширении понятия «субъект» и наделении технологий «человеческим» статусом и правами. Это попытка представить в последней инстанции зияющее Реальное (тот остаток, всегда ускользающий от философского анализа, рационализации, экспликации и означивания), снова прибегая к фигуре киборга, которую уже умело (не)концептуализировала в своих работах философ Катерина Колозова.


Киборг

Киборг Колозовой монструозен и негуманен, но не антигуманен. Его цель — не преодоление пресловутого антропоцена через подстановку на пьедестал венца творения другой переменной, а отказ от «достаточности» мысли — синтетизирующей и систематизирующей, пытающейся все без остатка вобрать в себя и даже радикально внешнее и чужое, делающей своей священной жертвой, онтологическим подспорьем.

#INSERT_ARTICLE#

Дитя Алексии из «Титана» походит на это «нечеловеческое». Не стремясь объединить элементы, из которых состоит, он(а) не является приматом ни машинного, ни животного (то есть телесного), ни редуцируется к одному из них. Здесь сохраняется протеизм и перетекание друг в друга этих двух ипостасей, позволяющие говорить о некотором остатке-частичном объекте, ускользающем от любого интеллектуального схватывания, осмысления или концептуализации.

Таким образом, киборг обладает эмансипативным потенциалом, которого лишен классический постгуманистический машинный субъект, стремящийся согласовать Реальное и субъективно-человеческое. Иными словами, то, о чем пишет Колозова и воплощает на экране Дюкорно, — это уход от коперниканского переворота Канта, стремления сообразовать вещи с мышлением, формируя четкую онтологическую сетку, где заранее присутствует место для Другого. Если в начале XX века умер Бог, оставшись в виде следа в лике Другого, то XXI век уничтожил и его, не оставив после себя ничего кроме разверзшейся бездны, заглянув в которую можно переродиться. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Новости — 15:30, 20 декабря 2025
Кадры решают. «Метод исключения», «Прилипала» и еще три фильма о кровожадных карьеристах
Новости, Новости — 20 декабря, 15:30
Tyler, The Creator выпустил коллекцию по фильму «Марти Великолепный»
Новости, Новости — 20 декабря, 13:00
Известно предварительное расписание показов London Fashion Week
Новости, Новости — 19 декабря, 17:30
Принц Гарри и Меган Маркл спродюсируют адаптацию романа «Свадебное свидание»
Кино — 19 декабря, 16:56
То тут, то там. Пять проектов PREMIER, где важную роль играет география
Новости, Новости — 19 декабря, 16:20
Вышел трейлер сериала Гая Ричи «Молодой Шерлок»
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 19 декабря, 15:10
«внимание брусника!» и «Бюро» выпустили совместный трек «Научи меня быть»
Новости, Новости — 19 декабря, 14:05
Netflix продлил сериал «Икусагами: Последний самурай» на второй сезон
Новости, Новости — 19 декабря, 13:02
Riot Games подтвердили планы по глобальному обновлению League of Legends
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 19 декабря, 11:00
Air Force 1 на колесиках: Nike представил новые премиальные чемоданы
Кино — 18 декабря, 19:50
Критическая удача: как фанаты D&D покоряют мир анимации
Новости, Новости — 18 декабря, 18:00
Blackpink и Tamagotchi выпустят совместные игрушки
Новости, Новости — 18 декабря, 16:48
Сюжет следующей части Silent Hill может развернуться в Латинской Америке
Новости, Новости — 18 декабря, 15:25
YouTube будет транслировать церемонию вручения «Оскара»
Новости, Новости — 18 декабря, 14:10
В Великобритании появится парк развлечений Universal Studios
Новости, Новости — 18 декабря, 13:15
G-Dragon, Дженни и LE SSERAFIM: Dazed назвали лучшие кей-поп-треки 2025 года
Новости, Новости — 18 декабря, 10:00
В «VK Видео» вышел первый сериал о комиксах в России «БДЫЩ!»
Новости, Новости — 17 декабря, 17:50
HBO показал трейлер второго сезона сериала «Больница Питт»
Новости, Новости — 17 декабря, 16:40
Объявлены шорт-листы премии «Оскар» в 12 категориях
Новости, Новости — 17 декабря, 15:31
Финн Вулфхард снял клип на песню Джорджа Харрисона Give Me Love
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 декабря, 13:50
Вышел трейлер фильма «Отель "У погибшего альпиниста"» по Стругацким
Новости, Новости — 17 декабря, 12:30
«Вкусно — и точка» выпустит боксы с Ам Нямом
Новости, Новости — 17 декабря, 11:25
В сети появилась короткометражка Бориса Хлебникова «Кролик. Репутация»
Новости, Новости — 17 декабря, 10:05
Рик Оуэнс прекращает использовать натуральный мех в коллекциях
Новости, Новости — 16 декабря, 18:00
В Китае могут провести масштабный кей-поп-концерт
Новости, Новости — 16 декабря, 17:05
Disney разрабатывает фильм о Гастоне из «Красавицы и чудовища»
Новости, Новости — 16 декабря, 16:00
Xiaomi встроит криптокошелек на смартфоны
Новости, Новости — 16 декабря, 14:45
Новое место в Москве: Nothing Fancy в Хамовниках
Новости, Новости — 16 декабря, 13:56
Джонатан Андерсон стал ньюсмейкером года по мнению издания WWD
Эмили в Париже
(5 сезон)
Прощай, Джун
Человек против малыша
(2 сезон)
Покинутые
(1 сезон)
7.2
Добро пожаловать в Дерри
(1 сезон)
7.1
Очень странные дела
(5 сезон)