Интервью, Герои — 2 июля, 18:56

О сериале «Спорт ХХ века», цикличности истории и страсти к познанию. Интервью с продюсером Ильей Овчаренко

В онлайн-кинотеатре KION стартовал документальный сериал «Спорт ХХ века» — пожалуй, самое масштабное и глубокое исследование на эту тему в жанре documentary. Мы поговорили с продюсером сериала Ильей Овчаренко о том, почему людям так интересна история, какое будущее у индустрии подкастов и в чем преимущество у «Намедни» и «Спорта XX века» перед другими проектами.

Как родилась идея проекта «Спорт ХХ века»?

Это авторский проект Алексея Ефимова (генеральный директор компании «Первый канал. Всемирная сеть», один из основателей НТВ и бывший шеф-редактор «Намедни» — SRSLY) — старого телевизионщика, который работал практически на всех основных каналах. Спорт — важная часть его жизни, Алексей очень хорошо понимает, как говорить о нем с точки зрения спортивной журналистики. Когда мы познакомились и обсудили проект, пилот уже был снят. Мне эта история тоже близка, поскольку весь контент, который я делаю, так или иначе ориентирован на взрослую аудиторию, а ей интересна качественная публицистика. Мы попали в эту волну и договорились с платформой KION, на тот момент еще не анонсированной, о том, чтобы реализовать идею и рассказать про спорт в XX веке. 

Алексей Ефимов привнес свой старомодно-академический тон изложения? 

Разумеется, поскольку проект авторский. Важная часть продюсерской работы — не лезть туда, где силен автор, — а здесь он силен. Такое спокойное, профессиональное повествование адресовано людям, которые интересуются спортом XX века. Не уверен, что резкий монтаж или шутки, принятые в современном продакшене, были бы корректны при описании, например, 20-х или 30-х годов. 


О чем последний эпизод?

Пока про 90-е годы, поскольку это «Спорт XX века», хотя я уверен, что мы снимем и про нулевые — тут все будет зависеть, естественно, от зрителя и от того, как он это воспримет. Но, как мне кажется, еще никто не делал настолько глубокого погружения в эту тему, поэтому у проекта будет широкая аудитория. 

А у вас возникла рефлексия по поводу того, что происходит с нашим спортом сегодня, после того как вы ознакомились с его величественной историей?

Я нечасто даю себе возможность рефлексировать по поводу того, что нашей стране всего 30 лет, и размышлять о процессах, которые ей необходимо пройти. И я не эксперт, а скорее потребитель футбола и не склонен давать какие-то оценки. Думаю, что современный институт мнений, где каждый почему-то во всем считает себя экспертом, — это не совсем правильно. Поэтому мы здесь выступаем хроникерами, а не рассказываем, что плохо и что сделать, чтобы было хорошо.  

Этот же подход работает и в «Намедни»? 

Конечно. Вообще, одна из приятных целей, которые я преследую, — чтобы такого documentary становилось больше: мне кажется, это одна из оптимальных форм изучения и осмысления истории. Чтобы понимать происходящее сейчас, нужно знать прошлое, потому что история циклична. Многое уже не так удивляет, если имеешь представление о том, почему и как все происходило раньше. 

С чем вообще, на ваш взгляд, связан повышенный интерес к истории в последнее время? Минаев, Эйдельман, Redroom, многочисленные протеже Гоблина-Пучкова… — новые каналы появляются постоянно и находят свою аудиторию.

Многое переосмысляется и переписывается. История не терпит сослагательного наклонения, но вполне себе терпит интерпретации. Появляются люди, которые сформулировали авторское видение того, что происходило, а образованному человеку необходимо понимать, каким образом в тех или иных ситуациях поступал человек, народ или нация. Я думаю, это очень правильный тренд. Одно дело — читать учебник истории, другое — воспринимать ее через призму интерпретатора, который тебе близок как личность. Но на самом деле это всегда было популярно. Можно открыть любую платформу (тот же Netflix) и посмотреть, какое количество документальных фильмов выходит там: их смотрят, чтобы расширять кругозор. Я хочу заниматься таким контентом, чтобы вокруг меня было больше людей, которым интересно обсуждать что-то более глобальное, нежели Даню Милохина

Для меня Даня Милохин — это обычный 19-летний мальчик, а юмор в стиле «Что было дальше» мне не близок.

Хотя, может быть, я не совсем репрезентативная выборка аудитории: средний возраст человека, который смотрит ютьюб, — 22 года. Но они все вырастут из этого. А наш контент не устаревает: «Намедни» и «Спорт XX века» можно будет посмотреть и через десять лет. Это правильный подход к подаче информации.

К вопросу о подаче информации: почему завершился ваш подкаст «Пес, овца и жираф»? 

Потому что мы сказали все, что хотели, за три сезона, а переливать из пустого в порожнее — не совсем наша история. Вполне возможно, что соберемся в подобном составе, но с другой темой или в ином формате — может быть, это будет видеоверсия или еще что-то. Сейчас многое осложняется тем фактом, что мы очень занятые люди — к тому же Леша (Алексей Савченко. — Прим. SRSLY) находится в Англии, — у всех серьезные графики, не хочется это делать с кондачка. И по опыту я знаю: уходить надо на пике, а не когда все друг от друга устали.

Как вы оцениваете итоги этих трех сезонов?

Очень хорошо: аудитория каждого выпуска составляла порядка 15 000 человек, среди них очень много владельцев бизнеса и публичных личностей. Они благодарили нас за то, что мы честно обсуждали темы, на которые другие почему-то не хотели говорить. Для нас же это была прекрасная возможность высказаться по тем вопросам, по которым на других каналах не получилось бы. Я, в принципе, считаю, что любые, даже не слишком успешные, проекты всегда полезны как часть некоего пути. У меня нет историй, о которых я бы жалел. 

С чем вы связываете бум подкастов в последнее время? 

До нас это только доехало, так же как и стендап когда-то. Это удобно — on demand radio — люди выбирают тех, кто близок им по ощущению мира, и узнают от них последние новости. Едешь в машине, слушаешь, можешь в любой момент включить или выключить; перед тем как вы позвонили, я слушал последний подкаст от Disgusting Men. Это здорово, другой вопрос — что на данный момент в России подкасты еще не так коммерчески рентабельны. В большинстве своем их делают энтузиасты, а другие энтузиасты слушают. Но, мне кажется, эта индустрия все равно будет расти. В ней уже есть суперзвезды типа Kuji — правда, их не так много.

Чем вы еще сейчас увлечены?

Очень многим: порядка трех фильмов, несколько каналов, отдельных рискованных бизнесов, посвященных современному ювелирному искусству. Короче, будет интересно.

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Документалист, Журналист, Телеведущий
Леонид
Парфенов
Читайте также
Кино — 18:35, 24 июля 2021
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Герои — 24 июля, 18:35
Как устроено «Архстояние». Интервью с продюсером фестиваля Юлией Бычковой
Новости, Новости — 24 июля, 10:15
У Coldplay вышел трек Coloratura. Он войдет в их новый альбом
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новости, Новости — 23 июля, 21:08
Валерий Карпин стал главным тренером сборной России по футболу
Новости, Новости — 23 июля, 19:01
Дикси Дамелио выпустила трек Psycho. Это фит с Руби Роуз
Популярная темаПопулярно
Образ жизни — 23 июля, 18:29
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Родригез, раёк и крипто-арт
Кино — 23 июля, 17:57
Что там в кино: «Время» и «Тайна Сен-Тропе»
Новости, Новости — 23 июля, 16:43
Валя Карнавал первая в СНГ набрала миллиард лайков в тиктоке
Новости, Новости — 23 июля, 16:06
Леброн Джеймс стал первым игроком NBA, заработавшим миллиард долларов
Новости, Новости — 23 июля, 15:27
Создатели Vetements представили новый бренд VTMNTS
Новости, Новости — 23 июля, 14:51
Шесть картин Децла представили в виде NFT-токенов
Новости, Новости — 23 июля, 14:08
Джейден Смит и New Balance выпустили капсульную коллекцию одежды и аксессуаров
Новости, Новости — 23 июля, 12:15
Вечеринка навсегда. Премьера песни «Конфетти» группы «Обе Две»
Новости, Новости — 23 июля, 11:31
The Limba выпустил альбом Anima. Там фиты с Rakhim, GONE.Fludd и Big Baby Tape
Образ жизни — 23 июля, 00:12
С айфоном на грифона. Обзор новой AR-игры по «Ведьмаку»
Новости, Новости — 22 июля, 20:18
Появился тизер 7-го сезона реалити-шоу XO Life
Новости, Новости — 22 июля, 18:55
Участники Roast Battle «прожарили» Илью Макарова в новом выпуске шоу
Новости, Новости — 22 июля, 17:31
Стало известно, кто сыграет Воланда в новой экранизации «Мастера и Маргариты»
Новости, Новости — 22 июля, 16:01
Дебютный трек Беллы Порч набрал 400 млн прослушиваний
Новости, Новости — 22 июля, 14:36
У бренда Vereja появился официальный интернет-магазин
Кино — 22 июля, 13:57
Фестиваль «Новая женственность». Разбираем фильмы Селин Сьяммы, Ниньи Тюберг и Эйтен Амин
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 22 июля, 11:04
Дима Ларионов, Аня Ищук и Паша Дворецкий ушли из Hype House
Новости, Новости — 21 июля, 23:16
Голосовые сообщения Дани Милохина, The Limba и 104 превратили в музыкальный трек
Новости, Новости — 21 июля, 22:19
Dose и ЛСП выпустили клип «Солнце золотое». Главным героем стал инопланетянин в золотом костюме
Музыка — 21 июля, 21:59
Дыхательные упражнения. Борис Барабанов о том, почему успех группы Inhaler вызывает столько вопросов
Музыка — 21 июля, 18:48
Girls of Summer '21: исполнительницы, которых надо успеть послушать до конца лета
Новости, Новости — 21 июля, 17:48
Вышел тизер аниме «Ведьмак: Кошмар волка»
Новости, Новости — 21 июля, 15:07
Школьная форма Мурдейла и арты с героями сериала: у «Полового воспитания» коллаборация с H&M
Новости, Новости — 21 июля, 13:20
Даня Милохин выпустил трек «Мама». Это фит с Sorry Jesus
Новости, Новости — 21 июля, 11:37
Ида Галич и Дима Масленников снимутся во втором сезоне «Блогеров и дорог»
Новенький
(2 сезон)
8 свидетелей
(1 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)