Несколько лет назад в интернете появилось изображение серого существа, которое неподвижно сидит со сложенными на животе ручками. В рунете его стали называть Ждун, и он моментально стал героем мемов. С годами популярность Ждун не растерял: его нет-нет да и вспоминают в разговоре про долгое ожидание. На волне популярности серого создания в социальной сети ВКонтакте появились тематические стикеры с этим героем. Они, безусловно, попали в тренд, но теперь компании приходится отвечать за использование образа Ждуна.
Правами на этого персонажа владеет компания «Си Ди Лэнд контакт». Представители организации заметили, что Ждун стал героем стикеров ВКонтакте, и усмотрели в этом нарушение своих прав. Владелец прав на Ждуна утверждает, что его изображение на стикерах нельзя считать пародией (тогда бы претензий не могло быть), поскольку это является переработкой оригинала и должно было быть согласовано с компанией, которой этот персонаж принадлежит.
Теперь дело дошло до Верховного суда, где будут обжаловаться решения нижестоящих судов. Разбирательства уже проходили в августе и декабре 2020-го. а также в апреле 2021-го, и все это время суд вставал на сторону ВКонтакте. Как сообщает издание «Коммерсантъ», новая жалоба была зарегистрирована 2 июня, а когда она будет рассмотрена, еще неизвестно. Отмечается, что Верховный суд рассматривает всего около 1% из всех подаваемых жалоб, так что сам факт того, что разбирательство состоится, оказывается под вопросом.
Правовые разногласия на почве интеллектуальной собственности встречаются достаточно часто. Недавно мы рассказывали историю, которая приключилась с 4К-версией одного из самых первых в истории кинематографа фильма «Прибытие поезда». Российскому программисту Денису Ширяеву пришлось удалить этот ролик со своего ютьюб-канала из-за жалобы Института Люмьер, который в настоящий момент является владельцем прав на творчество братьев Люмьер. В самом видео Ширяев использовал изображение того самого фильма, только улучшил его с помощью нейросетей и добавил туда звук.
С проблемами сталкиваются даже мировые бренды: Puma в мае подала иск против Nike из-за товарного знака. Puma вот уже на протяжении нескольких лет пытается помешать конкуренту использовать слово footware. Свою позицию представители компании объяснили тем, что понятие footware является производным от footwear («обувь») и hardware или software («техническое оборудование» или «программное обеспечение»), тем самым заставляя покупателей думать, что товары Nike каким-то образом связаны с современными IT-технологиями.