Обзоры, Музыка — 27 мая, 00:44

«Ну и жесть тут творится». Рецензия на альбом Оливии Родриго Sour

Дебютный трек Оливии Родриго вышел 8 января и, кажется, заведомо стал главным синглом 2021 года. Drivers License побил несколько рекордов Spotify (да и других стриминговых сервисов), где всего за восемь дней песню прослушали более 100 млн раз. Чуть позже трек певицы возглавил хит-парад Billboard Hot 100 (и держался там восемь недель), ее лицо красовалось на огромном билборде Таймс-сквер, а совсем недавно Родриго выступила на SNL.

Оливию справедливо называют новой Билли Айлиш — еще одной молодой певицей, которая неожиданно выстрелила и стала феноменом в мире музыки. Спустя три месяца Родриго выпустила не менее успешный сингл Deja Vu — уже вторую любовную балладу, число прослушиваний которой за пару недель перевалило за 100 млн. А в преддверии дебютной пластинки вышла Good 4 U, в которой Оливия показала себя с совсем иной стороны — и доказала, что далеко не звезда одного хита.

«Я хочу, чтобы он был неряшливым», — говорит Оливия в интро открывающего трека Brutal, где за мелодичным «диснеевским» проигрышем следует панковский гитарный рифф. Примерно таким и получился весь Sour — неряшливым, сырым и дерзким альбомом, который полон искренних подростковых переживаний. А еще ностальгии: Оливия скрещивает музыкальные мотивы Paramore с лирикой ранней Тейлор Свифт, поет о токсичных отношениях под поп-панк, а затем — грустит под минималистичный дрим-поп, прямо как Лорд в дебютном Pure Heroine.

Как и Билли Айлиш, которая записывала альбом When We All Fall Asleep, Where Do We Go? в своей комнате с братом Финнеасом, Оливия тесно работала над Sour всего с одним человеком — Дэном Найгро, продюсером, который в 2018-м открыл Конана Грея, еще один голос поколения Z. Синергичный дуэт, кажется, вдохновлялся всем подряд: поэтому между оммажами олдскульным Paramore и Тейлор Свифт звучат придыхания, свойственные Билли Айлиш (концовка Brutal; вступление Good 4 U), или Оливия дрожащим голосом, почти шепотом, доводит до кома в горле и слез (Hope Ur Ok), чем славится Фиби Бриджерс.

При этом стихи Родриго нельзя назвать такими же оригинальными, как музыку. Почти каждый из 11 треков Sour посвящен Ему — бывшему парню уже 18-летней певицы, которая все никак не может пережить расставание. Достаточно взглянуть на названия песен: Traitor («Предатель»), Good 4 U («Повезло тебе»), Enough for You («Достаточно для тебя») — каждая из них стала духовной наследницей Drivers License.

И все же Sour трогает искренностью — Оливия не прячется за красивыми метафорами, как та же Айлиш, но говорит все прямо, не стесняясь своих эмоций. «Ты позвал ее на свидание всего через две недели после расставания со мной / Это, наверное, не измена, но ты все равно предатель», — поет Родриго в Traitor, продолжая ту же мысль в саркастичной Good 4 U: «Как же тебе повезло, так быстро двинулся дальше / Нашел себе новую девчонку за каких-то пару недель / А помнишь, ты обещал мне целый мир?»

Sour пропитан не только гневом, но и принятием. Обвиняя бывшего в предательстве в одной песне, Оливия желает ему всего наилучшего (уже без сарказма) в другой: «Найди кого-то хорошего, но не лучше меня / Надеюсь, ты счастлив, но не счастливее, чем был со мной» (Happier). Sour бушует пресловутым юношеским максимализмом и бросается из крайности в крайность — как в музыкальном плане, так и лирическом. Впрочем, а каким еще должен был получиться альбом от подростка с разбитым сердцем?

И все же токсичности здесь больше, чем соплей — не просто так альбом называется Sour («Кислый»). Одна только Deja Vu полностью посвящена отношениям бывшего, который водит свою новую девушку в знакомые Оливии места: «Так когда ты ей скажешь, что мы тоже все это делали? / Она думает, это что-то особенное, но на деле все то же самое / Это было наше место, это я его нашла / Это я придумала шутки, которыми ты смешишь ее / У тебя бывает дежавю, когда вы вместе?» Под раздачу попадают и выверенные обществом стандарты красоты, которые певица критикует в Jealousy, Jealousy, да в целом подростковая жизнь, о трудностях которой Оливия поет в Brutal: «Как же я устала от своих семнадцати лет / Где же эта гребаная подростковая мечта? / Если кто-то еще хоть раз скажет мне: "Наслаждайся юностью", я разревусь».

Сейчас Оливия идет по стопам Майли Сайрус, Селены Гомес и Деми Ловато: снимается в подростковом диснеевском сериале «Классный мюзикл: Мюзикл» и параллельно строит карьеру певицы. Но ее метаморфоза происходит быстрее: если судьбой той же Ханны Монтаны вершили продюсеры, то Оливия ни от кого не зависит — она спокойно матерится в каждом втором треке своего дебютного альбома и не боится раздувать драму, которая напрямую связана с «Классным мюзиклом» (Родриго снимается в сериале вместе со своим бывшим. — Прим. SRSLY).

Юношеский бунт всегда был и будет актуален — и в Sour Оливии удалось идеально его передать. От отсылок к Тейлор Свифт (именно трек New Year’s Day вдохновил Родриго на написание 1 Step Forward, 3 Steps Back, поэтому она даже указала Свифт в качестве соавтора своей песни) и срыву на панк-рок до визуального оформления альбома: лирикс-видео ко всем песням стилизованы под школьные дневники, а клип на Good 4 U кишит отсылками к «Ривердейлу», «Телу Дженнифер» и «Классному мюзиклу».


В то же время последние два трека Sour — Favorite Crime и Hope Ur Ok — дают понять, что Оливия готова двигаться дальше. Эти две песни уже как минимум не такие прямолинейные и бойкие: Favorite Crime оказался одной красивой метафорой на отношения («Я пишу очень буквально, а метафоры даются мне тяжело, поэтому я очень горжусь этой песней», — пишет Родриго в журнале-буклете к Sour), а в Hope Ur Ok Оливия с теплотой обращается к своим бывшим друзьям, с которыми больше не поддерживает контакт.

Sour — это альбом, написанный здесь и сейчас, буквально за несколько месяцев, в один из самых сложных жизненных периодов Оливии. Поэтому он звучит сыро, стихи повторяются, а загнать в какие-то жанровые рамки пластинку не получится: все слишком хаотично и неуклюже. Но именно этим альбом и захватывает. Sour — не скрупулезно отполированный и вылизанный релиз, который бесконечно скакал от одного продюсера к другому, а 11 треков с неподдельными эмоциями, не прошедших через глянцевый фильтр музыкальной индустрии. И как бы парадоксально ни звучало, но именно за наличие проблем Sour хочется простить все огрехи.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: инстаграм @oliviarodrigo
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр, Певец
Оливия
Родриго
Читайте также
Кино — 17:20, 16 июня 2021
Как снимается филиппинское кино и что его ждет. Интервью с режиссером Брийанте Мендосой
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Новости, Новости — 16 июня, 17:04
Российские художники покажут полный цикл работы над произведениями искусства в проекте Made For: The Frontier Experience
Новости, Новости — 16 июня, 16:51
На Deezer появился первый подкаст в России «Плейлист моей жизни»
Новости, Новости — 16 июня, 15:30
Алина Пязок рассказала об отношении к славе и ссорах в Little Big в интервью Катерине Гордеевой
Новости, Новости — 16 июня, 12:18
Первое свидание с Марьяной Ро и ютьюб-канал отца: Face дал интервью Дмитрию Гордону
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 16 июня, 11:58
Зои Кравиц дебютирует как режиссер. Она снимет фильм Pussy Island с Ченнингом Татумом в главной роли
Кино — 16 июня, 07:30
Сериалы недели: «Локи», «Содержанки 3», «Бетти», «Срок»
Музыка — 15 июня, 18:42
Новое в музыке за неделю: Doja Cat, Peggy Gou, Lorde и Zivert
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 15 июня, 18:41
Кроссовки Adidas Superstar можно будет собрать из нового набора Lego
Новости, Новости — 15 июня, 16:52
Ариана Гранде анонсировала выход своего нового аромата God is a woman
Новости, Новости — 15 июня, 15:29
GONE.Fludd выпустит авторский NFT-токен вместе с виртуальной блогершей Сашей Вайнер
Новости, Новости — 15 июня, 12:41
Появились первые фото со съемок ремейка «Русалочки»
Новости, Новости — 15 июня, 12:02
Автопортрет Курта Кобейна продали на аукционе за 281 тысячу долларов
Кино — 15 июня, 09:51
Истории для своих. Борис Барабанов о том, кто есть кто в фильме «Культовые тусовщики» Ника Морана
Новости, Новости — 15 июня, 09:04
Ида Галич придумала идею для сериала. Он выйдет в следующем году и, кажется, на ТВ
Новости, Новости — 14 июня, 20:51
Артур Бабич выпустил видео в формате немого кино. Блогер примерил образ Чарли Чаплина
Новости, Новости — 14 июня, 19:16
Появился трейлер второго сезона сериала «Утреннее шоу»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 июня, 16:58
Фаррелл Уильямс и Chanel запустили программу наставничества для предпринимателей
Новости, Новости — 14 июня, 16:41
С 13 по 20 июня в Москве будут штрафовать за использование скамеек и беседок
Новости, Новости — 14 июня, 14:32
Гоша Карцев запустил новое ютьюб-шоу «Если друг — подбери мне лук». В первом выпуске снялся Женя Калинкин
Новости, Новости — 14 июня, 13:18
Оля Шелби рассказала о третьей операции и отношениях с Димой Евтушенко в шоу «Вечерний лайк»
Новости, Новости — 14 июня, 11:56
Одноголосый дубляж и ракушки-побегушки: Алексей Щербаков запустил ютьюб-шоу «Диалоги о животных»
Новости, Новости — 14 июня, 10:32
У Ани Покров и Асии вышел трек «Любовь с картинки»
Новости, Новости — 14 июня, 08:50
Мем Doge продали за 4 млн долларов. Это новый рекорд
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)