Интервью, Герои — 4 мая, 20:41

«Новых комиков я вообще не смотрю». Интервью со стендапером Ильей Соболевым

Одной ногой Илья Соболев стоит в стендапе, а другой уже шагнул в кинематограф: комические скетчи «Соболь», полные черного юмора и непредсказуемых сюжетных поворотов, пленяют абсурдностью его подписчиков, повидавших многое. Илья рассказал SRSLY о новостях «Прожарки», охоте за ненормативной лексикой и важности телевидения для героя интернета.

Как развивается «Прожарка»?

«Прожарка» как жанр существует давно, но в России, когда мы ее запустили, таких шоу, где одни стебут других, вообще не было. В какой-то момент оно даже было единственным в этом жанре, что дало возможность поверить в него, и многие стали это эксплуатировать в разных формах. Теперь же нам захотелось «Прожарку» немного индивидуализировать. Сначала думали сделать как «у них» — каждый выпуск в новых декорациях, с отдельной графикой. Но в силу экономических причин в итоге сошлись только на постоянной площадке (кирпичный лофт показался уже неактуальным). Преобразив студию, сможем ли мы преобразить еще и внутренние формы шуток? Пока шутим в том же стиле. Новые выпуски покажем уже в мае на ТНТ4, ТНТ и на ютьюбе.

Вы же еще стали продавать билеты?

Да. За свои деньги люди смеются охотнее.

А смех звучит более естественно, если люди заплатили за билет?

Это уже покажет финальный монтаж. Надеюсь, разница есть. Люди из массовки, которым платят за посещение шоу, часто уставшие, выхолощенные. Они механически хлопают и смеются.

Насколько это регулярный проект?

Может быть, я ошибаюсь, но для нас это проектная история. Мы можем три месяца не писать новых выпусков в связи с тем, что просто нет такого количества звезд, как у американской версии. А если и есть, то они не ходят. В общем, пишем выпуски, только когда находим героев.

А для интернета делаете версии с матом и невошедшими моментами.

Ну, вообще, делали. Но в ютьюбе мат попадает под ограничение 18+ и не ротируется должным образом. За матом устроили охоту. Это не очень здорово, но таковы реалии.

У тебя есть личное отношение к этой охоте как у игрока индустрии?

Я считаю, что если мат не унижает чье-то достоинство и звучит уместно, то его не надо запрещать. Уместность тех или иных выражений — интуитивный и субъективный критерий, его должен определять сам артист.

Мат — это ведь даже не какие-то конкретные чувства и смыслы, а слова и морфемы, которые могут означать что угодно. 

Это пережитки цензуры. Считается, что можно оскорбить, например, словом «@#й».

Но слово «о@#$тельно» — это же комплимент? Многие мечтают услышать его в свой адрес.

Тоже верно. Можно оскорбить словом, сказав, что ты похож на жабу, например. Главное же — смысл, а не слово, но этому заблуждению мы, к сожалению, не можем ничего противопоставить.

Можно противопоставить этому столетия литературы: Пушкин, Гашек, Ерофеев…

Когда те, кто принимает решения, будут советоваться с теми, кто матные слова произносит, — вот тогда, может быть, что-то изменится.

Как на тебя повлиял старый американский стендап?

Мышца, отвечающая за регулярное написание шуток, требует постоянной тренировки, поэтому я смотрю западных комиков как туториал. При этом новых комиков вообще не смотрю: они перерабатывают в своей манере ту же классику, на которой я сам воспитан. И чтобы не дай бог не повторить шутку современного артиста, я смотрю только классических стендаперов.


У стендаперов есть свои фишки: кто-то выступает по пояс голый, как Бен Крейшер, кто-то — с пивом, как Джим Джеффрис. Какая узнавамая особенность у тебя?

Во-первых, я максимально интегрирую зрителя в свой контент, для меня это ключевое. Стараюсь придумывать что-то вместе с аудиторией и отталкиваюсь от этой идеи. И когда готовлю концерты, то всегда придумываю какие-то формы, неожиданные повороты, которых еще не было на стендап-сцене: шоу должно каждый раз удивлять. Я хочу удивлять. И стендап — это всего лишь один из жанров, в которых я проявляю себя как артист.

Какие еще жанровые формы принципиальны для тебя?

Я делаю пародийные ролики о событиях, происходящих в России. Раз в полтора года выступаю с концертами: в прошлом году выступил на телеке, исключительно чтобы не вякали всякие телевизионные комики. Ну и для себя самого гештальт закрыл.

Чтобы не вякали, что у тебя нет концерта на телевидении и поэтому ты не настоящий комик?

Да. Некоторые из них почему-то считают, что то, что они делают — это стендап, а то, что делают другие — не стендап. Поэтому потребовалось сделать концерт на телевидении — достойный, надо сказать, собрал хорошо.

Мне кажется, самое сложное в том концерте — спонтанная импровизация. Каким образом ты вводишь себя в это состояние?

Просто в какой-то момент я принял решение, что таков мой путь и я буду его держаться. Соответственно, все мои последующие проявления были так или иначе связаны с импровизацией. Люди, когда идут на мое шоу, знают, что я придумываю шутки на ходу и никогда не держусь за текст. Стараюсь в моменте что-то добавить, потому что это дает другую энергию и часто оказывается сильнее и смешнее, чем заготовленный материал. В стендапе импровизация вообще всегда сильнее. Кстати, на мероприятиях, которые я веду уже много лет, я тоже никогда не повторяю шутки.

Бывало такое, что к тебе подбегал организатор мероприятия и говорил, что ты перешел черту?

Такие моменты происходят чаще до мероприятия. Мне говорят: «Осторожно, с этим не надо шутить». Боятся, что я буду материться, как в ютьюбе.

Мне кажется, что, если тебя уже утвердил заказчик, он как раз рассчитывает на твой уровень грубости. Но этого может не понимать ивент-менеджер, который стоит между тобой и героем праздника.

Видимо, да.

Возможно, эти менеджеры снижают творческий накал нашего стендапа.

Именно так. 

К сожалению, люди, которые боятся, все портят. Во всех сферах и во всех жанрах.

Расскажи о своих скетчах «Соболь».

Мы начинаем двигаться в сторону кино. Я снимаю со своей командой здесь, в Питере, маленькие мини-movie, которые нам кажутся достойными внимания. Но моя аудитория, к сожалению, пока их не распробовала, от чего мне обидно. Но как явление и как направление нам новый формат очень нравится.

Насколько ты ощущаешь себя частью петербургской стендап-сцены и в каком она вообще состоянии?   

Знаешь, как таковой ее уже не существует, ведь сцена — это имена, те, кто на ней выступает. В Петербурге есть Comedy Club, но, на мой взгляд, это какой-то атавизм. Для меня лично Comedy Club — лица, знакомые нам по каналу ТНТ: Воля, Харламов, Демис и другие. В петербургском Comedy Club они не участвуют, а значит, это уже не Comedy Club.

А ты, наоборот, осел в Петербурге?

Да, я сначала уехал в Москву и жил там два года, а потом переехал сюда. У меня здесь есть свой офис.

Чем ты для себя это обосновываешь? Тебе ведь легче было бы работать в Москве, где регулярные съемки.

Наверное, в чем-то легче: я бы больше бы участвовал в разных проектах, но это не то, что мне сейчас нужно. «Больше» не значит «лучше», да и к тому же я могу отсюда ездить куда угодно.

Почему ты хочешь жить именно в Петербурге?

А я его полюбил. Есть три города, куда меня тянет: Калининград, Петербург и Юрмала. Северная история меня привлекает, но и Москва, конечно, прекрасна.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 13:13, 19 июня 2021
Мифология в музыке, альбом «Родной» и хипхопера «Копы в огне». Интервью с группой «Всигме»
Новости, Новости — 19 июня, 13:13
Ваша Маруся объяснила, почему не ушла из Dream Team House вслед за Олегом Ликвидатором
Новости, Новости — 18 июня, 20:00
Россия возобновляет авиасообщение с Турцией, США, Италией и еще шестью странами
Новости, Новости — 18 июня, 19:06
Начинающий тиктокер предложил Дане Милохину делать бесконечные репосты сторис друг друга. Тот согласился
Образ жизни — 18 июня, 18:40
Дай почитать: обзор «Клары и Солнца», «Часов судного дня» и других книг
Новости, Новости — 18 июня, 16:58
Griff выпустила дебютный микстейп One Foot In Front Of The Other
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 18 июня, 16:43
У Насти Bad Barbie вышел новый трек «Недруг». Он про дружбу между мужчиной и женщиной
Новости, Новости — 18 июня, 13:58
Дима Масленников рассказал о доходах, «Перевале Дятлова» и рекламе в Forbes Digest
Новости, Новости — 18 июня, 13:13
У XO Team коллаборация с британским тиктокером Кайлом Томасом
Новости — 16 июня, 19:24
8 красивых веломаршрутов Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Образ жизни — 18 июня, 12:53
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Звягинцев, «Би-2» и цифровая одежда
Новости, Новости — 18 июня, 12:35
Стартап Kernel создал шлемы для «чтения мыслей». Они стоят 50 тыс. долларов и заменяют целую научную лабораторию
Новости, Новости — 18 июня, 11:35
Ян Гордиенко открыл контент-парк в Киеве
Новости, Новости — 18 июня, 11:07
У Тимы Белорусских вышел трек «Под Звездопадом». Клип уже на подходе
Новости, Новости — 18 июня, 10:55
В Санкт-Петербурге появится молодежное пространство с тикток-хаусом. На это выделили 15 млн рублей
Новости, Новости — 17 июня, 19:17
Фестиваль St. Fields в Санкт-Петербурге перенесли на сентябрь
Новости, Новости — 17 июня, 19:10
Рустам Рептилоид пригласил Niletto, Сергея Минаева и Дмитрия Романова в ютьюб-шоу «Блиц Крик»
Новости, Новости — 17 июня, 17:44
Аня Покров и Артур Бабич проиграли школьникам в ютьюб-шоу «1-11»
Герои — 17 июня, 17:33
Аэробика как путь к свободе в сериале «В ритме жизни». Интервью с Роуз Бирн
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 июня, 15:43
Новое место в Москве: мультиформатное культурное пространство «ДК Рассвет» и бар Alma в Столярном переулке
Новости, Новости — 17 июня, 15:37
Гречка и солистка «АИГЕЛ» выступят на фестивале поэзии «Маяк»
Новости, Новости — 17 июня, 14:58
Аудиосообщения, шум концертов и демо-материалы: Элджей выпустит коллекцию ASMR-рингтонов в виде NFT
Новости, Новости — 17 июня, 14:53
Журнал XXL представил список главных фрешменов 2021 года. Там 42 Dugg, Iann Dior и Coi Leray
Новости, Новости — 17 июня, 13:23
Настя Ивлеева устроит дрэг-шоу в Москве. Попасть на него смогут не все
Новости, Новости — 17 июня, 10:53
Жители Степногорска выдвинули Нурлана Сабурова на пост главы города
Музыка — 17 июня, 10:17
Как устроен лейбл «Ствол». Интервью с группами Cream Soda, Lurmish и «Лучший друг»
Новости, Новости — 16 июня, 20:01
Менеджер Марьяны Ро чуть не разрушил ее отношения с Face. Блогерша рассказала об этом в «Биг Ди Шоу»
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)