Обзоры, Образ жизни — 20 апреля 2021, 11:29

Аудиоспектакль «Бродский. Суд»: почему стенограмму суда над поэтом важно проговорить

13 апреля аудиоспектаклем «Бродский. Суд» запустился проект «Я хочу это услышать». Его создатели — Савва Савельев, Павел Макеев, Полина Ткачук — озвучивают исторические события, таким образом помогая слушателям стать их свидетелями. В основе каждого аудиоспектакля — документы, свидетельства и дневники.

«Бродский. Суд» — стенограмма суда 1964 года над Иосифом Бродским, озвученная Саввой Савельевым, группой Emotions Dealer и известными актерами. Два заседания, в феврале и марте, определившие стиль эпохи. Для истории процесс зафиксировала писательница и журналистка Фрида Вигдорова, которая тогда еще не подозревала, какую биографию делает «этому рыжему» малоизвестному на тот момент поэту, прослывшему в свои 23 года тунеядцем, «пагубно влияющим на молодежь». Бродский — не поэт, его стихи — не труд, а значит, пользы обществу он никакой не приносит. 

Создатели аудиоспектакля решили, что сегодня пора проговорить хрестоматийный текст как драму, чтобы он по-новому и отчетливо прозвучал в контексте времени, когда судебная практика и абсурдные процессы становятся чем-то привычным. Эта стенограмма хорошо известна, многие ее читали, цитировали и использовали в фильмах, но обрела голос она, пожалуй, впервые. Голос, который должен быть услышан. Такая риторика зашита в ДНК homo soveticus.  

«Кроме вреда эти стихи ничего не приносили. Бродский — не просто тунеядец, он — воинствующий тунеядец! С людьми, подобными Бродскому, надо действовать без пощады!»

«Надо выселить его из города-героя. Он — тунеядец, хам, прощелыга, идейно грязный человек!»

«Я хотел выступить в том плане, что надо трудиться, отдавать все свои культурные навыки. И стихи, которые составляет Бродский, были бы тогда настоящими стихами. Бродский должен начать жизнь по-новому».


При этом магистральный пассаж происходящего, который повторяют практически все свидетели обвинения, — «Я лично с Бродским не знаком, но осуждаю» — остается паттерном поведения российского общества спустя десятилетия. Так что появление этого проекта очень симптоматично: он точно и максимально отчетливо выражает цайтгайст («дух времени»). 

Судья: А что вы сделали полезного для Родины? 

Бродский: Писал стихи. Это моя работа. Я убежден, я верю, что то, что я написал, сослужит людям службу. И не только сейчас, но и будущим поколениям. 

А будущее поколение и правда очень чутко отнеслось и к сочинениям Бродского, и к его речи в суде. Для Саввы Савельева аудиоспектакль стал реализацией юношеской мечты, а еще просветительским проектом, который должен донести этот важный документ до молодых людей, привыкших к аудиовизуальной картине мира.  

Савва Савельев, режиссер и продюсер проекта «Бродский. Суд»: «Мы же всегда мечтаем оказаться свидетелями событий, которые уже прошли, стали фактом истории — их не вернуть назад. Мне самому хотелось своими ушами услышать, что говорили в ходе того процесса, и было безумно интересно, как все происходило в реальности. Одно дело, когда читаешь текст на бумаге, а теперь та самая стенограмма задышала, зажила по-другому, у нее появились голоса и будущее. Здесь живые люди производят живые речи. Для меня это очень важный момент, так как благодаря этому молодые смогут их прослушать. Ведь им подчас тяжеловато справляться с лонгридами, они привыкли к иному способу потребления информации. Стенограмма — это же не подкаст, а какой-то неудобоваримый текст. Тут мы открываем для молодежи эти пассажи заново». 

Пассажи, которые изменили нашу речь навсегда, звучат максимально реалистично, чтобы было понятнее и пронзительнее. «Бродский. Суд» реконструирует события, только без визуализации. Процесс «окартинивания» должен происходить в голове. То есть выходит такой документальный воображариум, кино, которое создается в вашем сознании. Но в то же время этот проект нельзя назвать привычным нам вербатимом. Ведь артисты здесь работали только с документом, а живых людей уже не застали. Сухие буквы вдруг преобразуются в эмоциональные монологи и диалоги. И метод работает: судья, обвинители, свидетели обвинения — все персонажи нам хорошо знакомы. Дарья Мороз исполняет роль судьи Савельевой, которая тоже вместе с Бродским вошла в историю, правда, с другой коннотацией. Для актрисы этот опыт стал сродни богомоловскому прочтению текста на сцене. 

Дарья Мороз: «Я же никак не могла подглядеть за персонажем. Только буковки, текст, никакого психологизма: непонятно, каким человеком была эта судья на самом деле, с какими проблемами в семье. И, знаете, это и было интересно в этом проекте. Мы постигаем героя не через его персону, а через слог. И в этом смысле так работает, например, Константин Богомолов: в его спектаклях прежде всего слышен текст, угадываются слова и смыслы. Можно не сканировать человека и его подноготную, все и так проявляется. Поэтому в данном случае я старалась максимально отключиться и отстраниться, не персонифицировать. Когда произносишь эти строки максимально отстраненно, то и текст отчетливее слышно. Абсолютно функциональная история, в этом весь кайф». 

Артур Бесчастный уже основательно вжился в образ Иосифа Бродского. Сначала он всех поразил своим появлением в образе молодого поэта в фильме Алексея Германа про Довлатова, потом мощно читал его стихи. И вот теперь он снова тот самый молодой и пылкий юноша, столкнувшийся с системой. 


Артур Бесчастный: «В процессе репетиций для нас с Саввой Савельевым было важно, что на момент суда Бродский вовсе не был великим поэтом. Поэтому мы пытались приблизиться к подлинному состоянию еще совсем молодого человека, который неожиданно попал под эту машину и оказался абсолютно беспомощным. Мы стремились передать это ощущение пропасти, полной неуверенности и непонимания происходящего. Отсутствие героизма — вот что было важно. И это то новое, что я прочувствовал в работе над ролью Бродского. Еще это, конечно, очень значимо как опыт переживания: здесь мы имеем дело не с кино, а с аудиоспектаклем. В таком жанре есть возможность для актера прожить конкретное событие от начала до конца». 

Теперь мечта Саввы Савельева — чтобы аудиоспектакль прозвучал в музее «Полторы комнаты» в Петербурге на месте квартиры Бродского, ведь там текст точно обретет совершенно особенные формы. 

Дальше в рамках проекта «Я хочу это услышать» (послушать его можно на Storytel) будут реконструированы единственная встреча Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, беседа Сергея Королева с Юрием Гагариным за два часа до полета в космос, интервью с Федором Достоевским и его женой Анной Сниткиной и еще много других важнейших диалогов. 

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Getty Images
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 14:50, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих