История Zventa Sventana началась, когда молодая джазовая певица Тина Кузнецова познакомилась с электронным продюсером Юрием Усачевым, одним из участников группы «Гости из будущего». Песни для первого альбома Zventa Sventana «Страдания» (2006) были созданы в ходе фольклорных экспедиций по средней полосе России, где вокалистки Тина Кузнецова и Алена Романова собирали частушки, колыбельные, духовные стихи. Юрий Усачев придумал для этого материала музыкальную основу на стыке джаза и трип-хопа. Zventa Sventana стала настоящей сенсацией — под русские народные мотивы танцевали в клубах и на джазовых фестивалях, песни звучали на средиземноморских пляжах и светских вечеринках.
В 2008 году Тина Кузнецова получила молодежную премию «Триумф» и углубилась в импровизационную музыку, поставив Zventa Sventana «на hold». Алена Романова сработалась с Юрием Шевчуком в составе группы «ДДТ». Юрий Усачев сосредоточился на продюсерской работе. А когда в 2010 году у Тины и Юрия родился сын, им на некоторое время стало вовсе не до музыки. В 2013 году Кузнецова дошла до финала российской версии шоу The Voice. Представленная на проекте песня «Ваня» напомнила публике о том, что Тина умеет мастерски адаптировать народные мотивы для мейнстрима. Идея союза русского фольклора и современной музыки не давала ей покоя.
В 2017 году Zventa Sventana представила сингл «Сашенька», записанный Тиной Кузнецовой и Юрием Усачевым в сопровождении нового аккомпанирующего состава. Реакцией на песню были восторженные отзывы не только соскучившихся по группе поклонников, но и коллег-музыкантов. Полноценным камбэком Zventa Sventana стал альбом «Мужа дома нету» (2019), заглавный сингл которого был записан с участием Ивана Дорна. Песня «Мужа дома нету» могла бы стать достойным ответом треку украинской группы Kazka «Плакала», звучавшим тогда на всех российских радиостанциях. И уж точно Zventa Sventana — именно та группа, которая устроила бы всех комментаторов русского представительства на «Евровидении». Актуальность, мастерство, мелодизм, верность корням — у них есть все.
Новый альбом «На горе мак» вышел в нужный момент. Это лучший ответ на вопрос о том, что должно быть в русской песне, чтобы ее адекватно воспринимали за рубежом и в то же время чтобы ревнители скреп могли спать спокойно.
SRSLY попросил Тину Кузнецову дать комментарии к новым песням.
«Стежки-дорожки»
Альбом открывают частушки. Обожаю этот пласт — русский хип-хоп, просто еще не все знают об этом. Всегда ритм, ирония и высказывание в актуальном моменте — включайся и радуйся! Вместе со мной в песне поют фольклорист и дизайнер Варвара Зенина, наша постоянная вокалистка Вероника Шрамко. А на баяне — виртуозная Лия Брагина.
«Вдоль по улице Ванюша»
«На абордаж! Отпустить поводья!» — вот, что мы вкладывали в концепцию аранжировки. В этой песне много юмора — грозный бас в стиле дабстеп в финале как бы неуклюже выходит на орбиту танцпола и окончательно решает исход вечеринки. Звуки клуба с криками толпы были записаны Юрой на диктофон в питерском техно-клубе, так что кураж в треке самый натуральный. Поем вместе с Татьяной Молчановой и Юханном Никадимусом. Татьяна — доцент кафедры народного пения и потрясающая певица. А Юханн — самый известный в России «заклинатель» кокошников. Он создает исторически точные реплики, которые можно увидеть практически во всех работах фотографа и режиссера Юлдус Бахтиозиной. Конечно, не обошлось без балалайки — на ней сыграл виртуозный музыкант Богдан Дюрдь. Словом, песня из села Прудки Белгородской области обрела новую, весьма озорную жизнь. Не удивлюсь, если услышу ее где-нибудь на вечеринке в четыре утра — это идеальный саундтрек для отвязного веселья.
«Гармонщик»
Эта песня относится к «страданиям», уникальному музыкально-поэтическому жанру русского фольклора. Оригинал «Гармонщика» был найден фольклористами во время экспедиции в село Катарач Свердловской области — он входит в местный цикл «страданий» «у заветного столба». Меня зацепил редкий по красоте фригийский лад и то, как он передает меланхолию неразделенной любви. Мы разогнали эту атмосферу до кинематографичного уровня, добавив тоскливый аккордеон и звуки электрички. Последние были записаны на Савеловском вокзале — мы с Юрой включили диктофоны в телефонах и положили между рельсов. За барабанами Петр Талалай, Макар Новиков — контрабас и Дмитрий Павлов — гитара.
«Жена мужа невзлюбила»
Это древняя обрядовая песня из села Столбун Гомельской области в Беларуси. Ее поют во время магического аграрного ритуала на праздник «Похороны стрелы», который «замыкает» весну и «отмыкает» лето. Участницы обряда шествуют шеренгой (стрелой) под «плакательные» песни и сходятся с разных концов деревни к центральному перекрестку. Водят хороводы и затем направляются в поле, где закапывают «стрелу» — железное метательное оружие, монеты. Это и были «похороны», что объясняет мрачный характер песни. «Стрела» символизировала молнию, а «слезы» в сюжетах песен — дождь. Так что это не что иное, как вызов дождя и заклинание на обильный урожай. Контекст хорошо разъясняет концовка — фрагмент из архивной хроники с полей. Я нашла видео в низком качестве, и Юре потребовалась масса усилий, чтобы очистить звук. В треке можно услышать нотки Стравинского — любовь к нему разделяю как я, так и Олег Остапчук, замечательный саксофонист и композитор, с которым я работала над этой песней.
«Вир-Вир»
«Вир» — это омут и водоворот, яма под водой с родниками или коловоротом быстрого течения. В традиционной культуре человек считал себя частью живой природы. Поэтому в народных песнях природные явления — зеркало эмоционального состояния героев. «Вир» посвящена ожиданию любви и пробуждению. Зимой вода в колодце застывает — мир спит, копит силы для новой поры. И главный герой ждет, когда придет пора «растаять», встретить свою любовь и жениться. Называя героя «князем» (свадебное величальное обращение к жениху), песня как бы торопит будущее, призывает желаемое событие свершиться. В создании и записи этого трека принимали участие великолепные музыканты: Борис Ионов (барабаны), Лев Трофимов (клавиши), Дмитрий Павлов (гитара), Дмитрий Фомин (бас).
«На горе мак»
По звучанию это абсолютно электронный трек. Однако он почти весь построен на моем вокале. Все, кроме баса, скрипки и драм-машины, — обработка голоса. Чтобы сохранить оригинальный музыкальный лад, Юра использовал бесконечную реверберацию, и все спетые мною ноты слились в единый хор. Именно он и звучит в течение всей песни. Хук-наигрыш на скрипке исполнила моя племянница Агния, первокурсница консерватории.
«Дуняша»
Пару лет назад я была в экспедиции по Белгородской области. В одном из сел познакомилась с легендой фольклора — Верой Васильевной Шишкиной. Она чистейший носитель традиции — таких в наше время осталось уже очень мало. Как следует пообщавшись, Вера Васильевна дала мне команду запевать, и мы начали с «Дуняши». Эмоции и чувства от этого опыта были непередаваемы. Ведь она знает код от подъезда космического портала! По возвращению в Москву я увидела песню по-новому и собрала в ней впечатления от экспедиции — радость, энергию солнца и всю красоту нашей земли. Особенно светлым этот трек делают голоса детей, которые можно услышать в конце. Они буквально отправляют тебя в стратосферу!
«Мне почуялось, послышалось»
Это сакральная песня — плач невесты и причитание подруг. Ее исполняли в последние дни перед венчанием. В этот момент невеста считалась «усопшей», находилась между мирами. Слова передают глубокую любовь и нежность дочери к отцу. Символически умирая как дочь и покидая родительский дом, она готовилась к тому, чтобы воскреснуть в новом статусе жены. Композиция начинается с «потустороннего» звука. Удивительно, но этим звуком является скрежет стула об пол, записанный на диктофон и замедленный в несколько раз. Еще у этой песни очень нестандартный размер: 2/7/6/8/6/5. Пришлось изрядно поломать голову, чтобы моя интерпретация передала ее первозданную текучесть и цикличность. Но когда песня «открылась» мне, я сразу записала гармонию — от первой до последней ноты.