Обзоры — 1 апреля, 09:02

Хиты для сна. Борис Барабанов о том, как популярные песни превращаются в колыбельные в приложении для медитаций

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Согласно концепции создателей приложения Calm Алекса Тью и Майкла Эктона Смита, оно помогает пользователям бороться со стрессом, тревожностью, бессонницей и депрессией. Теперь этим целям служат самые известные песни планеты, вышедшие в середине марта в эмбиент-ремиксах. Но обо всем по порядку. 

Алекс Тью еще в середине 2000-х придумал одностраничный сайт с разрешением 1000 на 1000 пикселей и стал продавать пиксели по доллару за штуку. Удивительно, но он продал их все и заработал миллион, оправдав название проекта — Million Dollar Homepage. Майкл Эктон Смит выпустил в 2007 году игру Moshi Monsters, которая к 2012-му стоила $200 млн. В 2011-м Тью и Эктон Смит купили домен calm.com. А в 2013-м Moshi Monsters стали убыточными: Эктон Смит не смог создать убедительную версию игры для растущего рынка планшетов и мобильных приложений. Впавший в депрессию предприниматель обратился к медитативным практикам. И это стало ключевым моментом для создания нового бизнеса. Подписчики сервиса Calm каждый день получали инструкции для новой десятиминутной практики, которая была доступна только сутки. В 2017 году, проанализировав поведение пользователей, создатели Calm обнаружили, что приложение работает не просто как поставщик инструкций для медитаций, но и как средство против бессонницы.  

К 2020 году выяснилось, что половина пользователей Calm воспринимает его именно как сервис для борьбы с бессонницей. Главной «фишкой» приложения в буквальном смысле стали «сказки на ночь». Оно еженедельно пополнялось текстами из классической литературы, научными статьями и эссе, озвученными Мэттью Макконахи, Кейт Уинслет, Идрисом Эльбой, Стивеном Фраем, Леоной Льюис и другими. Певец Гарри Стайлс и актер Эштон Кутчер вошли в число инвесторов Calm. 


Параллельно со сказками Calm стали развивать свою музыкальную платформу. За первый год ее существования музыкальные произведения, размещенные в приложении, были прослушаны 135 млн раз. В течение 2020 года над медитативными ремиксами и оригинальными треками для приложения работали музыканты в диапазоне от кантри-звезды Кита Урбана до популярных хэви-металлистов. В коллекции Calm сейчас среди прочего числятся произведения Rhye, Above & Beyond, 5 Seconds Of Summer, Дипло, Элли Голдинг, Кайго, Toro y Moi, Мозеса Самни, Дедмауса, Шона Мендеса, Поста Мэлоуна, Луиса Фонси, Арианы Гранде, Кэти Перри, Кейси Масгрейвс и Джене Айко. Джон Майер рекомендовал приложение своим поклонникам, написав в твиттере: «Я сам им пользуюсь».       


19 марта, в честь Всемирного дня сна, были выпущены Sleep Remix Series — результат сотрудничества Calm и Universal Music Group. Переработанные треки на протяжении трех месяцев будут доступны только в приложении, причем на платной основе.  

«Колыбельные» для Calm перевернули само понятие ремикса. Если альбом Моби Long Ambients 2, появившийся в Calm, состоял из шести треков по 37 минут, написанных специально для приложения, то новые версии Circles Поста Мэлоуна, Golden Hour Кейси Масгрейвс, Breathin Арианы Гранде, Sola Луиса Фонси, While We're Young Джене Айко, Double Rainbow Кэти Перри и Wonder Шона Мендеса — это часовые ремиксы на песни, которые в оригинале соответствуют хронометражу стандартного радиосингла. Мы привыкли к тому, что ремикс представляет собой версию шлягера, адаптированную для дискотек и танцевального радио. Sleep Remix Series — это возможность не потанцевать, а, наоборот, поспать под любимую мелодию.  


Медленной музыке не уделяли такого внимания со времен бума чилаут-электроники начала 2000-х, когда полки магазинов ломились от CD Röyksopp, Zero 7, Kinobe и Blue States. 

«Ютьюб заполнен видеороликами под названием Deep Focus: Music for Learning and Concentration или Instrumental Music for Working, это часы и часы безымянного, невзрачно звучащего эмбиента, дип-хауса и акустических инструментальных композиций, которые существуют для того, чтобы вы расслабились помимо своей воли», — пишет The Guardian в недавней статье, посвященной новой музыке для релаксации. Журналисты издания также напоминают о том, что алгоритмы, которые использует Spotify для выработки рекомендаций, отдают предпочтение однородному среднетемповому звуку, поощряющему пассивность слушателя — ничто не может вас напугать или заставить двинуться дальше. Вы наверняка слышали эти песни, звучащие плавно, непритязательно, с неопределенно-меланхоличным электронным вокалом. Их иногда называют «спотифай-кор», но чаще — просто фоновой музыкой.

Десять самых успешных приложений для медитации и релаксации в общей сложности заработали в 2019 году $195 млн. И это до пандемии, которая, несомненно, ухудшила ментальное здоровье человеческой цивилизации и, соответственно, спровоцировала новый спрос на лекарства против депрессии и бессонницы. В начале своих экспериментов с музыкой приложение Calm обращалось к услугам мастеров эмбиента, таких, как соратник Брайана Ино Ларааджи, даб-продюсер Билл Ласвелл, диджей Том Миддлтон и исландцы Sigur Ros. Но когда сказки в исполнении актеров-звезд стали коммерческим прорывом, приложение сместило фокус внимания с гуру эмбиента на поп-артистов — Элли Голдинг и 5 Seconds Of Summer. Для звезд, потерявших возможность зарабатывать на гастролях, лицензирование хитов для эмбиент-ремиксов оказалось неплохим подспорьем в период пандемии. 

Если первые опыты с поп-хитами имели мало общего с оригинальными композициями, то шлягеры, переработанные для Sleep Remix Series, узнаются с первых нот, что для поп-индустрии — важнейшее качество. Каждый из часовых треков начинается с версии оригинальной песни, лишенной бита, пропитанной дабовой реверберацией и эхом, с выдвинутыми на первый план дрейфующими синтезаторами, акустической гитарой и фортепиано, то есть инструментами, которые создают настроение «расслабленности». Критики отмечают, что добиться такого эффекта, имея в наборе дорожек мощный традиционный поп-вокал Арианы Гранде или эмоциональные куплеты автора Despacito Луиса Фонси, не всегда просто. Однако конструкция этих треков такова, что очертания оригинальной композиции постепенно размываются, песня медленно-медленно тает и в конце концов растворяется в тишине.   


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 14:15, 15 мая 2021
Мотоклубы и крытые мотошколы. Где и как в Москве учат ездить на мотоциклах
Новости, Новости — 15 мая, 14:15
У «Бриджертонов» будет спин-офф о королеве Шарлотте
Новости, Новости — 15 мая, 12:54
Джейден Смит откроет ресторан I LOVE YOU. Там смогут получить помощь бездомные
Новости, Новости — 14 мая, 22:51
Ютьюб-канал для скучающих по путешествиям: американец снимает пешие прогулки по городам мира
Образ жизни — 14 мая, 20:34
Дай почитать: обзор «Теней тевтонов», «Трансметрополитена» и других книг
Новости, Новости — 14 мая, 18:37
У Дикси Дамелио новый клип. Там снялась Чарли Дамелио
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 мая, 15:45
У Boulevard Depo и Jeembo вышел ЕР «Омофор». Он должен помочь избавиться от хронической усталости
Новости, Новости — 14 мая, 15:14
Опубликован утерянный альбом Коби Брайанта. Баскетболист записал его 21 год назад
Образ жизни — 14 мая, 14:27
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Glass Animals, Depeche Mode и Kasabian
Новости, Новости — 14 мая, 11:19
Бывшие аккаунты Swag Team переименовали в Fenix Team
Новости, Новости — 14 мая, 10:21
У Артура Бабич вышел трек «Бабки»
Новости, Новости — 14 мая, 09:10
Белла Порч выпустила дебютный трек, а еще клип. В видео снялись Рахим и Дина Саева
Кино — 14 мая, 06:28
Верни мне музыку, без музыки тоска. Рецензия на фильм «Легенда о пианисте»
Новости, Новости — 14 мая, 00:14
Костюмы в стиле Марии-Антуанетты и сиреневая пудра: Ashnikko выпустила клип на трек Slumber Party
Музыка — 13 мая, 18:48
О новом альбоме, взломе радиоформата и «Страдающем Средневековье». Интервью с группой «СЛОТ»
Новости, Новости — 13 мая, 15:36
Дина Саева сняла мини-фильм, где рассказала о смерти отца и причинах своего состояния
Новости, Новости — 13 мая, 15:04
У Wylsacom коллаб с Nike. Блогер сделал лимитированные кроссовки со встроенными Apple Watch и AirTags
Новости, Новости — 13 мая, 13:21
У Егора Шипа вышел трек «Кис-кис». Блогер говорит, что посвятил песню Насте Ивлеевой
Новости, Новости — 13 мая, 11:48
Чарли Дамелио снялась в шоу The Early Late Night Show Дикси Дамелио. Поговорили о хейте в тиктоке
Герои — 12 мая, 18:15
Это просто фанфик какой-то. Интервью с Темой Пименовым
Новости, Новости — 12 мая, 18:13
BTS представят второй англоязычный сингл Butter 21 мая, а спустя два дня исполнят его вживую
Новости, Новости — 12 мая, 15:41
София Коппола сняла короткометражный фильм про нью-йоркскую балетную труппу
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 мая, 11:07
Billboard назвал главных артистов десятилетия. В топе Дрейк, Эд Ширан, Бруно Марс и Джастин Бибер
Герои — 12 мая, 10:14
«Диктофон» с русским текстом. Борис Барабанов разговорил Антона Макарова
Кино — 12 мая, 06:17
Сериалы недели: «Наследие Юпитера», «Интергалактик», «Девушка по вызову» и другие
Новости, Новости — 12 мая, 00:15
У Beembi из XO Team вышел дебютный трек «Можешь плакать»
Новости, Новости — 11 мая, 22:44
Lego выпускает конструктор с героями сериала «Друзья». Там тот самый диван, каноэ и Моника с индейкой на голове
Музыка — 11 мая, 21:07
Новое в музыке за неделю: Coldplay, Sir Sly, Qurt & Didar, Эрика Лундмоен и Amy Winehouse
Герои — 11 мая, 18:24
Полнометражная Америка: как русский актер массовки Влад Козлов стал режиссером в США
Новости, Новости — 11 мая, 18:18
Филипп Миронов стал шеф-редактором «Кинопоиска»
Новости, Новости — 11 мая, 15:03
Леонардо ДиКаприо показал первый кадр из «Убийц цветочной Луны» Скорсезе
18+
(1 сезон)
Карнивал Роу
(2 сезон)
Кобра
(2 сезон)
Ты
(3 сезон)
7
Достать коротышку
(1 сезон)
Барри
(3 сезон)
Дунканвилль
(2 сезон)
8.3
Любовь, смерть и роботы
(1 сезон)