Обзоры — 1 апреля, 09:02

Хиты для сна. Борис Барабанов о том, как популярные песни превращаются в колыбельные в приложении для медитаций

Текст:
Борис Барабанов
Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Согласно концепции создателей приложения Calm Алекса Тью и Майкла Эктона Смита, оно помогает пользователям бороться со стрессом, тревожностью, бессонницей и депрессией. Теперь этим целям служат самые известные песни планеты, вышедшие в середине марта в эмбиент-ремиксах. Но обо всем по порядку. 

Алекс Тью еще в середине 2000-х придумал одностраничный сайт с разрешением 1000 на 1000 пикселей и стал продавать пиксели по доллару за штуку. Удивительно, но он продал их все и заработал миллион, оправдав название проекта — Million Dollar Homepage. Майкл Эктон Смит выпустил в 2007 году игру Moshi Monsters, которая к 2012-му стоила $200 млн. В 2011-м Тью и Эктон Смит купили домен calm.com. А в 2013-м Moshi Monsters стали убыточными: Эктон Смит не смог создать убедительную версию игры для растущего рынка планшетов и мобильных приложений. Впавший в депрессию предприниматель обратился к медитативным практикам. И это стало ключевым моментом для создания нового бизнеса. Подписчики сервиса Calm каждый день получали инструкции для новой десятиминутной практики, которая была доступна только сутки. В 2017 году, проанализировав поведение пользователей, создатели Calm обнаружили, что приложение работает не просто как поставщик инструкций для медитаций, но и как средство против бессонницы.  

К 2020 году выяснилось, что половина пользователей Calm воспринимает его именно как сервис для борьбы с бессонницей. Главной «фишкой» приложения в буквальном смысле стали «сказки на ночь». Оно еженедельно пополнялось текстами из классической литературы, научными статьями и эссе, озвученными Мэттью Макконахи, Кейт Уинслет, Идрисом Эльбой, Стивеном Фраем, Леоной Льюис и другими. Певец Гарри Стайлс и актер Эштон Кутчер вошли в число инвесторов Calm. 


Параллельно со сказками Calm стали развивать свою музыкальную платформу. За первый год ее существования музыкальные произведения, размещенные в приложении, были прослушаны 135 млн раз. В течение 2020 года над медитативными ремиксами и оригинальными треками для приложения работали музыканты в диапазоне от кантри-звезды Кита Урбана до популярных хэви-металлистов. В коллекции Calm сейчас среди прочего числятся произведения Rhye, Above & Beyond, 5 Seconds Of Summer, Дипло, Элли Голдинг, Кайго, Toro y Moi, Мозеса Самни, Дедмауса, Шона Мендеса, Поста Мэлоуна, Луиса Фонси, Арианы Гранде, Кэти Перри, Кейси Масгрейвс и Джене Айко. Джон Майер рекомендовал приложение своим поклонникам, написав в твиттере: «Я сам им пользуюсь».       


19 марта, в честь Всемирного дня сна, были выпущены Sleep Remix Series — результат сотрудничества Calm и Universal Music Group. Переработанные треки на протяжении трех месяцев будут доступны только в приложении, причем на платной основе.  

«Колыбельные» для Calm перевернули само понятие ремикса. Если альбом Моби Long Ambients 2, появившийся в Calm, состоял из шести треков по 37 минут, написанных специально для приложения, то новые версии Circles Поста Мэлоуна, Golden Hour Кейси Масгрейвс, Breathin Арианы Гранде, Sola Луиса Фонси, While We're Young Джене Айко, Double Rainbow Кэти Перри и Wonder Шона Мендеса — это часовые ремиксы на песни, которые в оригинале соответствуют хронометражу стандартного радиосингла. Мы привыкли к тому, что ремикс представляет собой версию шлягера, адаптированную для дискотек и танцевального радио. Sleep Remix Series — это возможность не потанцевать, а, наоборот, поспать под любимую мелодию.  


Медленной музыке не уделяли такого внимания со времен бума чилаут-электроники начала 2000-х, когда полки магазинов ломились от CD Röyksopp, Zero 7, Kinobe и Blue States. 

«Ютьюб заполнен видеороликами под названием Deep Focus: Music for Learning and Concentration или Instrumental Music for Working, это часы и часы безымянного, невзрачно звучащего эмбиента, дип-хауса и акустических инструментальных композиций, которые существуют для того, чтобы вы расслабились помимо своей воли», — пишет The Guardian в недавней статье, посвященной новой музыке для релаксации. Журналисты издания также напоминают о том, что алгоритмы, которые использует Spotify для выработки рекомендаций, отдают предпочтение однородному среднетемповому звуку, поощряющему пассивность слушателя — ничто не может вас напугать или заставить двинуться дальше. Вы наверняка слышали эти песни, звучащие плавно, непритязательно, с неопределенно-меланхоличным электронным вокалом. Их иногда называют «спотифай-кор», но чаще — просто фоновой музыкой.

Десять самых успешных приложений для медитации и релаксации в общей сложности заработали в 2019 году $195 млн. И это до пандемии, которая, несомненно, ухудшила ментальное здоровье человеческой цивилизации и, соответственно, спровоцировала новый спрос на лекарства против депрессии и бессонницы. В начале своих экспериментов с музыкой приложение Calm обращалось к услугам мастеров эмбиента, таких, как соратник Брайана Ино Ларааджи, даб-продюсер Билл Ласвелл, диджей Том Миддлтон и исландцы Sigur Ros. Но когда сказки в исполнении актеров-звезд стали коммерческим прорывом, приложение сместило фокус внимания с гуру эмбиента на поп-артистов — Элли Голдинг и 5 Seconds Of Summer. Для звезд, потерявших возможность зарабатывать на гастролях, лицензирование хитов для эмбиент-ремиксов оказалось неплохим подспорьем в период пандемии. 

Если первые опыты с поп-хитами имели мало общего с оригинальными композициями, то шлягеры, переработанные для Sleep Remix Series, узнаются с первых нот, что для поп-индустрии — важнейшее качество. Каждый из часовых треков начинается с версии оригинальной песни, лишенной бита, пропитанной дабовой реверберацией и эхом, с выдвинутыми на первый план дрейфующими синтезаторами, акустической гитарой и фортепиано, то есть инструментами, которые создают настроение «расслабленности». Критики отмечают, что добиться такого эффекта, имея в наборе дорожек мощный традиционный поп-вокал Арианы Гранде или эмоциональные куплеты автора Despacito Луиса Фонси, не всегда просто. Однако конструкция этих треков такова, что очертания оригинальной композиции постепенно размываются, песня медленно-медленно тает и в конце концов растворяется в тишине.   


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 18:25, 30 июля 2021
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)