Невзаимозаменяемые токены применяются для подтверждения факта владения цифровыми активами и права их использования. На данный момент NFT-токены больше всего распространены в среде цифрового искусства. Их выпуск сопровождает релиз цифровых инсталляций, онлайн-игр и видеоклипов. Совсем недавно участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова** (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY) выставила на аукцион четыре невзаимозаменяемых токена, сопроводив этой акцией выход нового клипа Panic Attack. Коллекционеры могли выкупить токены и таким образом закрепить за собой право владения нематериальным произведением искусства — клипом. Первые два NFT были проданы за $184 тыс., которые, по словам активистки, были направлены «подпольному приюту для женщин в Восточной Европе».
Gorillaz сам бог велел оседлать волну NFT-бума. Они были первой анимационной группой в мейнстриме, в начале своей карьеры существовали исключительно в виртуальном пространстве, не давали концертов, а когда начали давать, то использовали голограммы или тени за занавесом. Дэймон Албарн бросил вызов законам музыкальной индустрии — отказался от роли фронтмена — кумира стадионов и выдвинул на передний план выдуманных персонажей, которые раздавали интервью, снимались в клипах с живыми суперзвездами и даже выступали в роли активистов-экологов. Последнее Албарну припомнили фанаты Gorillaz, возмущенные его решением выпустить NFT.
В 2010 году у группы вышел альбом Plastic Beach, посвященный проблемам экологии. Согласно истории, выдуманной Дэймоном Албарном и его постоянным коллегой, художником Джейми Хьюлеттом, рисованный участник Gorillaz Мердок построил студию звукозаписи на плавучем острове, целиком состоящем из бытовых отходов. У этого острова, расположенного, по идее авторов альбома, в Точке Немо, то есть в точке Мирового океана, одинаково удаленной от какой-либо суши, есть прообраз — Большое тихоокеанское мусорное пятно, зона площадью не менее 700 тыс. квадратных километров, состоящая более чем из 100 млн тонн антропогенных отходов. Таким образом Gorillaz привлекли внимание к усиливающемуся загрязнению окружающей среды.
Негативная реакция публики на сообщение группы о выпуске невзаимозаменяемых токенов связана с особенностями технологии формирования NFT.
В недавней публикации журнала Wired о криптоарте рассказывается, как художник Джоани Лемерсье, специализирующийся на световых скульптурах и прославившийся в роли пропагандиста разумного потребления, мгновенно разрушил свою репутацию, выпустив в продажу шесть NFT, сопровождавших его инсталляции. Он выставил невзаимозаменяемые токены на одной из платформ, занимающихся продажей цифрового искусства, — Nifty Gateway. В течение десяти секунд работы были раскуплены и принесли Лемерсье тысячи долларов. Для этой операции за те же десять секунд Nifty Gateway потребовалось 8,7 мегаватт-часов электроэнергии. Это то же количество энергии, которое студия художника тратит за два года. Пока Лемерсье (к собственному ужасу) выяснял эти подробности, работы были перепроданы еще раз, и для этого потребовался эквивалент еще одного года работы студии. Фактически художники, использующие новые технологии цифровых продаж, стали соучастниками преступлений против природы, увеличив выбросы углерода в атмосферу.
Похоже, Gorillaz повторили ошибку Джоани Лемерсье — пустились в авантюру, не до конца изучив негативный эффект от производства криптовалюты. И фанаты указали им на это, составив петицию против выпуска NFT группой. На данный момент ее подписали более тысячи человек.