@tanya_livewell (65 тыс. подписчиков)
В 2016 году выпускница МГУ (факультет государственного управления и высшая школа перевода) Татьяна Михайленко хотела развивать свой проект по популяризации натуральной косметики и для этого зарегистрировалась в инстаграме* . Постепенно в ее аккаунте появились темы экологии, натуральной профилактики и превентивной медицины. Сейчас Михайленко — один из ведущих экспертов в экосфере, и за консультацией и помощью к ней обращаются крупные бренды. А еще она глава оргкомитета премии для ЗОЖ/экопроизводителей Green Awards (это своего рода «зеленый "Оскар"» в экосфере).
Об экологии
Темой экологии я заинтересовалась года три назад. К тому времени объездила около 50 стран. Путешествуя по Азии, Мексике, я видела, как умирают кораллы, загрязняются океаны, страдают флора и фауна планеты. Бывала в питомниках, где выхаживают животных, которых забрали у жестоких людей, обращавшихся с ними недолжным образом. Все это заставило меня всерьез задуматься. К тому же моя мама биолог, поэтому я выросла в обществе тех, кто к природе неравнодушен.
Следить за экологической ситуацией в мире помогает в основном инстаграм* : блоги международных природоохранных организаций, нашего отделения «Гринпис». Ну и я большой поклонник журнала GEO.
Об экологических проблемах
Больше всего меня волнует проблема отходов. Любых: пластика, игрушек, шмоток, средств гигиены... Каждый день выбрасывается огромное количество мусора. Непонятно, куда такой объем вообще девается и как в этом не погрязнуть. Кроме того, различные типы мусора могут вступать друг с другом в химическую реакцию, образуя ядовитые соединения.
Проблема ресурсов очень острая. В обществе уже давно наблюдается неадекватное, неосознанное потребление. Производится слишком много одноразовых вещей, которые после первого пользования выбрасываются. И не забываем про шопоголизм, когда всякие безделушки покупаются всего лишь на пару раз, а затем отправляются в мусор.
О возможном решении
Мне кажется, проблема легко решается массовой пропагандой на государственном уровне. Посмотрите, как легко за год людей приучили носить маски и перчатки, поменьше выходить из дома. Точно так же ведь можно решать и проблемы экологии.
Проблема, на мой взгляд, заключается в отсутствии образования и просвещения на эту тему. Сначала люди ринулись активно наращивать всевозможное производство, развивали торговлю и потребление, не думая о последствиях. Не было понимания того, что это приведет к неадекватному количеству отходов. И сейчас пропаганда потребления продолжается, ведь фирмам надо продавать товары.
Я уже два года сортирую мусор. Это оказалось совсем не сложно. Тем более сейчас в Москве везде есть контейнеры для раздельного сбора. Кто-то рассказывает о том, что приезжает машина и скидывает все в один контейнер. Но это не так, сортировка и правда работает!
Я всегда сдаю батарейки и лампы в пункты приема, вывожу в специальные приемники электрохлам. Пытаюсь сократить потребление и, когда вижу новую шмотку или безделушку, спрашиваю себя: «Оно тебе действительно надо? Сколько раз ты это наденешь?» Я покупаю меньше вещей, зато они более дорогие и качественные. Но в целом это реально экономит бюджет. Ненужные вещи либо отдаю бесплатно тем, кому они нужны, либо утилизирую.
Вожу в машине многоразовую бутылку, которую наполняю дома и пью воду из нее, не покупаю пластиковые. Когда гуляю с детьми с коляской — делаю то же самое. Стараюсь не брать кофе в одноразовых стаканах, тем более пластиковых с трубками и крышками.
У меня большое количество многоразовых и экологичных вещей. Например, бахилы для посещения фитнес-клуба или поликлиники, деревянные ушные палочки, расчески и зубные щетки, синтетическая авоська с прикольным рисунком, которая помещается даже в маленький женский клатч (в отличие от холщовой сумки). Всякие классные вещи типа дизайнерских брелоков из переработанных серф-досок, купальник из переработанных рыболовных сетей, найденных в океане! И самое главное: все, что я перечислила, несложно делать, когда ты к этому привыкаешь. Такие привычки просто встраиваются в мышление и воспроизводятся на автомате.
Об этапах наращивания аудитории
В 2016–2017 годах аудитория росла очень быстро, потому что инстаграм* был еще не так популярен. Тогда многие блоги стремительно развивались. Потом рост замедлился, так как я слегка выпала из контекста из-за беременности и родов и не поняла, что самое время активно вкладывать в платную рекламу, когда другие блогеры тебя рекомендуют. Стала активно этим заниматься только в конце 2019 года: конечно, было уже поздновато и подписчик стоил дороже.
Еще развитие блога тормозило то, что я долгое время рассматривала аккаунт не как часть своей работы, а как хобби. Соответственно, занималась им по остаточному принципу. Внедрение тем, связанных с бизнесом, тоже заставило уйти часть аудитории. Хотя предприниматели, наоборот, подписались.
О конкуренции
Конкуренция среди блогеров очень сильная. Во-первых, появилось много блогеров с похожей тематикой. Во-вторых, инстаграм* уже сам по себе сильно конкурентная площадка, где подписчик становится все более дорогим, а его внимание и лояльность привлечь все сложнее. Если говорить именно о продвижении и маркетинге ЗОЖ/экобрендов, то тут я самый сильный и узнаваемый эксперт на рынке, и это кайф!
О брендах и рекламе
Я горжусь тем, что работаю с топовыми производителями натуральной косметики. Ездила в пресс-туры с Natura Siberica (Хакасия), Logona (Германия), Dr Hauschka (Германия), Nonicare (Польша), SPLAT (Валдай) и так далее. Меня регулярно привлекают помогать в разработке экологичных линеек товаров, в том числе очень крупные компании. У меня часто рекламируются экологичные бренды, высылают всякие экоштуки в подарок. Ну и, кроме того, я глава оргкомитета премии для ЗОЖ/экопроизводителей Green Awards! В 2020-м она проходила третий год.
Сложно вспомнить, что я прорекламировала в первый раз. Могу назвать стоимость размещения у меня в блоге — 30–50 тысяч рублей, но это не основной мой доход.
О других блогерах
Я слежу в основном за бизнес-блогерами, классными предпринимателями, это мой основной приоритет. Нравятся @boroda.live и @azatmale.
О перспективах развития
Перспективы огромные! Я уже создала онлайн-курсы по продвижению ЗОЖ/экобрендов и экспертов, а также сотрудников на удаленке, которые хотят им помогать. Сейчас буду эти курсы масштабировать. Кроме того, я беру бренды и экспертов на консультации и постоянное сопровождение в развитии и продвижении. Повторюсь, моя главная цель — сделать экорынок сильным за счет грамотного маркетинга и качественного продвижения товаров и услуг данной категории. Моя миссия — взрастить 1000 экопредпринимателей и подготовить несколько тысяч профессиональных маркетологов-фрилансеров в этой сфере.
Анна Тятте
@anna_ecoblog (15,6 тыс. подписчиков)
Когда-то Анна работала на телевидении, снимала сюжеты про экологию и постепенно сама увлеклась этой темой. Впоследствии создала блог в инстаграме* , где стала освещать такие вопросы, как, например, важность раздельного сбора отходов или токсичность детских игрушек. В интервью SRSLY Анна объясняет, почему экоблоги не так популярны, как авторы других направлений.
О себе и блоге
После окончания СПбГУКиТ я работала журналистом на городском канале, мне нужно было находить интересные и при этом общественно полезные темы, рассказывать о том, что происходит в городе. Однажды я сделала репортаж про экодвижение, призывающее к раздельному сбору отходов. В то время (лет семь назад) в Санкт-Петербурге как раз начали появляться различные экодвижения, развивался активизм. Так я сама постепенно вовлеклась в эту тему.
В 2013 году увлечение вылилось в собственную передачу про экологию. Параллельно я публиковала выпуски, экоинформацию, с которой сталкивалась по работе, сначала в группе ВКонтакте, позже в инстаграме* и ютьюбe.
Мой блог рассказывает о том, как вести экологичный образ жизни, показывает не только проблемы, но и возможности их решения. Считаю, что именно такой подход находит отклик. Собственно, в этом и заключается моя уникальность.
Вот по этой причине у меня внутри все как будто вибрировало, горело. Я поняла, что должна сделать все от меня зависящее, чтобы передать будущим поколениям чистую планету и обеспечить им здоровое зеленое будущее.
О ресурсах
В числе первых источников, помогающих следить за экологической ситуацией в мире, могу назвать портал «+1» (для которого я время от времени пишу статьи), Greenpeace, сайт движения «Эка!» Периодически читаю других экоблогеров, подписана на рассылки экологических журналистов. Соцсети очень помогают быть в курсе: как правило, люди репостят важные экологические новости, обсуждают их.
Об экологических проблемах
Меня волнуют проблемы загрязнения воздуха и воды, отходов, вырубка лесов, истребление животных, химическая безопасность в быту — то есть составы бытовой химии, косметики и детских игрушек, которые мы используем. Когда я погрузилась в эту тему, то пришла в ужас. Например, под видом детских стиральных порошков порой продают потенциально аллергенные смеси, опасные для здоровья, разрушающие иммунную систему. То же самое можно сказать про одежду и продукты. Поскольку меня это все глубоко трогает, я даже создала свою школу экологичной жизни и материнства, чтобы делиться с людьми информацией и рассказывать, как можно обходить опасности, строить хотя бы в пределах своей квартиры максимально здоровый экологичный быт.
Потребитель не понимает, насколько он вредит окружающей среде, покупая и выбрасывая тот же одноразовый пластик, приобретая «ядреную» бытовую химию, да еще и в пластиковой бутылке.
Очень сильна материальная заинтересованность. Корпорации готовы пойти на все, чтобы продать товар! У многих представителей бизнеса на первом плане, к сожалению, не благополучие людей, а исключительно собственный заработок.
О своих действиях
В моем доме уже давно организован раздельный сбор отходов. Как только в Петербурге он появился, я сразу начала сдавать в переработку все, что только можно. Рассказываю об этом знакомым, родственникам, но не навязываю. В итоге почти все мои друзья стали сдавать отходы в переработку.
Пользуюсь только экологичной бытовой химией и косметикой, практически не покупаю игрушки ребенку — ему их либо дарят родственники, либо мы составляем четкий вишлист. Я постоянно работаю над тем, чтобы в доме не появлялось ничего лишнего. Сама стараюсь очень осознанно подходить к покупкам, шопоголизмом точно не страдаю. В магазин хожу со своей тарой, экомешочками, контейнерами. Все, что можно купить на развес, приобретаю именно так: молочную продукцию, орехи, фрукты, овощи, сухофрукты, крупы, масла. Таким образом, у меня в доме действительно почти не образуется отходов.
Об этапах роста аудитории
Я очень мало вкладывалась в процесс увеличения аудитории. Меня всегда интересовал преимущественно контент. Хотя понимаю, что наращивать количество подписчиков тоже важно и нужно, и это тяжело. Я прошла много разных курсов по поводу работы в соцсетях, увеличения аудитории, создания личного бренда и так далее. Пару раз даже приняла участие в гивах, что не очень хорошо отразилось на моем блоге. В конце концов плюнула и решила просто делать свое дело.
Мой аккаунт растет преимущественно органически. Подписчиков прибавляется, когда я выпускаю какой-нибудь важный пост, который пользователи активно шарят. Я пришла к тому, что чем больше даешь общественно важной информации и объединяешь аудиторию, показываешь людям, что их участие тоже очень важно, — тем быстрее растет активность в блоге.
О конкуренции
Дела с конкуренцией в нашей сфере обстоят шикарно — ее нет. Мы, наоборот, поддерживаем друг друга. Понимаете, экоблогерам не нужны пиар и самолюбование. Как правило, у нас нет большого числа подписчиков, мы не очень заметны и «успешны» с обывательской точки зрения. Но у нас есть миссия. И мы знаем, что по отдельности особых изменений не добьешься, а вот вместе мы можем очень многое.
О рекламе
Ее было мало. Поначалу — все по бартеру, теперь преимущественно коммерческая. Конечно же, это исключительно экологичные товары, которые я очень уважаю, чьей философией проникаюсь: экологичная косметика, такая же бытовая химия. Я не только рекламировала продукты, но и делилась своим мнением относительно состава. Подписчики были благодарны мне за информацию.
Что касается партнеров, то в первую очередь я горжусь сотрудничеством с компанией IKEA, которая время от времени зовет на свои мероприятия, просит рассказать о них или прочитать лекцию. Я бы сказала, что IKEA — это один из главных экогигантов нашего времени.
MiKo — российский производитель экологичной косметики, компания, с которой я сама начала знакомство. Несколько лет назад рассказывала о ней просто от души, поскольку хотелось показать людям, что есть альтернатива химической косметике. Спустя какое-то время, когда мой блог уже подрос, компания сама заказала у меня рекламу, и это было приятно.
О перспективах
Я думаю, блог будет развиваться. Вижу, что интерес к экосфере растет. За последние семь лет ситуация изменилась в лучшую сторону — уже никому не надо объяснять, почему экологично жить так важно.
Конечно, осталась часть населения, продолжающая считать, что раздельный сбор отходов никому не нужен, но все-таки моя аудитория не такая. Доля осознанных и думающих людей, которые пытаются разобраться в происходящем, заметно увеличилась.
Блог очень помог мне вырасти в профессиональном плане — из блогера я превратилась еще и в экоспикера. Разные компании зовут меня выступать с лекциями, и от этого я получаю большое удовольствие. Также я написала две экокниги для детей и запустила онлайн-экошоколу.
Анастасия Туголукова
@anastasiyatravel (12,9 тыс. подписчиков)
Темами экологии и переработки мусора Анастасия заинтересовалась в начале прошлого года. С тех пор она не только сама пытается улучшить ситуацию — сортирует мусор и рассказывает, куда его можно сдать, — но и находится в процессе создания собственного магазина экотоваров.
О себе и блоге
До 2017 года у меня было свое турагентство, а потом родились дети-погодки, и я продала бизнес. В 2018 году начала вести блог, так как это нужно было для развития личного бренда и «продажи» себя как предпринимателя через инстаграм* . С 2018-го по 2020-й занималась развитием кешбэк-сервиса Switips и отдельного направления Switplanet — подключение экомагазинов на кешбэк-платформу.
В прошлом году началась пандемия, и я сместила фокус на блог и семью. С 1 по 11 января 2020 года мы с детьми на машине путешествовали по Польше, Чехии и Германии. На сортировку мусора я обратила внимание именно в Европе, где стоят отдельные баки для пластика/стекла/одежды/картона/металла. А по приезде в Москву познакомилась с экоцентром «Собиратор» — социально-экологическим проектом, помогающим людям и организациям стать экологичнее. Это была любовь с первого взгляда и осознание, что я тоже так хочу!
Об экоресурсах
Я черпаю информацию на следующих ресурсах: @rsbor.msk, @sobirator.msk, greenpeace.ru. А вот здесь можно узнать, куда сдавать мусор: recyclemap.ru.
О проблемах экологии
Сейчас у меня нет глобального помешательства на экотеме, то есть я пока не готова писать петиции, очищать пляжи от чужого мусора, хотя это я сделала бы обязательной программой для всех. Когда мы с семьей были летом в Крыму, там на диких пляжах я видела настоящие свалки. А рядом отдыхали туристы с детьми…
Меня волнуют многие экологические проблемы: свалки мусора (в том числе и в океане), отсутствие переработки в нужном объеме, отсутствие обучения детей (тому, как правильно сортировать мусор, например), обилие неперерабатываемой упаковки, недостаточное количество пунктов приема в городах России (люди хотят сдать в переработку, но некуда).
О том, почему мы так загрязнили планету
Я считаю, что это произошло по нескольким причинам. Во-первых, повлияло бесконтрольное использование пластика (микропластик находят даже в рыбе, которую мы едим). Второе — отсутствуют законы, регулирующие хоть что-то. Ну окей, в Москве мы сортируем мусор, но это делает слишком мало людей, остальным просто лень. Третье — непонимание всего масштаба ситуации. Кажется: «Ну выкину пакет в лесу, потом кто-то уберет». Ага, какое-то животное съест и умрет.
О своих действиях
Я сортирую мусор, даже чеки из магазинов, и сдаю в переработку. В подъезде поставила пятилитровые бутылки для «добрых крышечек» (социально-экологический проект по благотворительному сбору пластиковых крышечек для помощи детям с особенностями развития). Там же поставила бутылку для пластиковых трубочек, дозаторов от мыла и так далее (бутылку для батареек ставила моя подруга годом ранее).
Для похода в магазин и поездок на дачу использую экосумки — у нас их штук 15! Веду блог, в котором рассказываю, что и куда можно сдать. То же делаю и в домовом чате. Кроме того, мы с семьей всегда собираем чужой мусор вокруг места отдыха, пикника (на людях пока стесняюсь это делать, а так бы выходила на пляжи). Покупаю товары без упаковки (в основном это хлеб в пекарне и овощи на рынке), а также продукты в перерабатываемой упаковке.
Об этапах наращивания аудитории
Я начинала с личной странички, где у меня было 500 подписчиков и я публиковала фото раз в три месяца. Затем вступила в клуб «МАМЫ ХИМКИ» (живу в этом районе), где заводила новые знакомства и обменивалась аудиторией. Настраивала рекламу по экопостам в инстаграме* — увы, не зашло, слив денег. Участвовала несколько раз в качестве спикера в разных полезных марафонах, оттуда больше всего приходило новых подписчиков. На самом деле, продвигать экоблог намного сложнее, чем аккаунт про пеленки и детские развивашки, так как аудитория очень узкая.
О рекламе
Не помню, что именно рекламировала, но тогда мне заплатили 300 рублей за сторис и я была рада. Люблю рекомендовать сервисы доставки, так как сама ими пользуюсь — это так удобно! У меня геотаргетинг в основном по Химкам, поэтому приходит много предложений от мелких брендов именно по этому району. Сейчас также состою в Mixit Bloggers Team, люблю этот бренд и сама им давно пользуюсь. Помню, как писала им полтора года назад, чтобы сделать рекламу, но мне даже не ответили, а сейчас мы сотрудничаем.
О перспективах
Стремлюсь к 100 тысячам подписчиков к декабрю 2021 года! Думаю, что буду брать рекламу у разных блогеров, чтоб наращивать активную аудиторию, которой интересен мой блог и экология. К тому же, скоро запущу экомагазин @eco_avoska_, планирую продвигать его через свой блог.
@my.greenchoice (12,2 тыс. подписчиков)
В прошлом году блог Ксении Кузнецовой стал лучшим zero waste блогом и получил всероссийскую премию в области осознанного потребления и ЗОЖ Green Awards. Аккаунт Ксении родился из экомаркета Greenchoice. О том, как это было, блогер рассказала SRSLY.
О блоге
Если честно, я не собиралась становиться блогером, потому что, во-первых, мне достаточно чужда публичность, а во-вторых, реальная жизнь для меня имеет гораздо большую ценность, чем виртуальная. Блогером я стала совершенно случайно. Все началось с появления проекта Greenchoice, который родился из потребности реализовать свой опыт заботы о себе. Сначала я создала экомаркет Greenchoice, где люди могут приобретать натуральные, экологичные и при этом качественные товары для жизни без одноразового и токсичного пластика, а уже в процессе продвижения, объяснения ценности многоразовых альтернатив получился блог.
Рассказывая о товарах магазина, я не могла не объяснить, почему стоит иметь при себе многоразовую бутылку для воды, использовать многоразовые средства гигиены или натуральную косметику без токсичных ингредиентов, зачем очищать свой дом от ядовитой бытовой химии и наливать горячий кофе в кофейне не в бумажный стаканчик, а в свой, чтобы не «пить» пластиковые отходы вместе с любимым напитком.
Так и родился блог в его классическом понимании. Люди реагировали, хотели больше, давали искреннюю обратную связь и получали много инсайтов для себя и своих семей. Менялись сами и меняли свой образ жизни.
Я очень эмоционально пишу на темы, которые считаю по-настоящему важными и которые трогают лично меня. Наверное, моя уникальность заключается в моем слоге и искреннем интересе.
В итоге Greenchoice стал проектом, состоящим из двух полноценных частей — эко-магазина и блога, который объединяет людей с похожими ценностями и рассказывает об искусстве маленьких шагов на пути осознанного и экологичного образа жизни.
А в прошлом году неожиданно для меня мой аккаунт стал лучшим zero-waste блогом и получил премию Green Awards, чему я очень рада!
Об экологии
Когда ты понимаешь, почему стало так трудно найти качественные продукты, обеспечить себя чистой водой, воздухом, не получается не заглянуть глубже и не увидеть, что это мы сами своими руками разрушаем ресурсы, необходимые нам для качественной жизни в здоровых телах.
Мы хотим пить чистую воду, но забыли, что этот ценный ресурс заканчивается на нашей планете «благодаря» нам же — в свои водоемы мы сливаем литрами ядовитую химию, которую используем каждый день, загрязняем воду пластиком, отравляем лекарствами, которые там уже в такой концентрации, что рыбы меняют пол… Это обширная тема, о которой можно говорить очень долго. Вода — лишь один из примеров.
Сегодня многие молодые люди воспринимают экологичный образ жизни как тренд. Людям же после 30–40 лет, у которых уже есть семьи, проще всего осознавать необходимость жить экологично через заботу о себе и будущем своих детей. Мне ближе это. Это я и транслирую.
Об экопроблемах
Как говорится, чем глубже в лес… Все волнует. Каждая из экологических проблем достойна переживаний и влияет на наше благополучие. Фармзагрязнение, разливы нефти в водоемы, вымирание огромного количества видов животных и стремительное сокращение биоразнообразия, пластик в морепродуктах и реальная перспектива получить уже через несколько лет пластика в океане больше, чем рыбы. Далее: мусорные полигоны и мусоросжигающие заводы, деятельность которых приводит к серьезным заболеваниям людей и делает наши земли на сотни лет землями отчуждения. Вырубка лесов, ввоз радиоактивных отходов на территорию России, отсутствие политики вторичной переработки и ответственности производителей за производство неперерабатываемой упаковки… Сложно выделить что-то одно.
На мой взгляд, наша проблема на сегодняшний день заключается в перепотреблении. Происходит подмена понятий и ценностей теми, кто забыл, что деньги не съедобны. Для меня существующее общество потребителей — это разрушение любых человеческих ценностей, ведущее в никуда, уничтожающее жизнь на Земле. Нам предлагают легкую одноразовую жизнь взамен на нашу планету. Мы ежедневно берем в долг у наших детей, и пока что мизерное количество людей об этом в принципе задумывается.
О своих действиях
Я просто живу в согласии с собственными ценностями. Использую все приемлемые для меня так называемые экопривычки, сокращаю свой экослед.
Небольшая часть из них:
— использую только экологичные средства для ухода за собой и своим домом;
— не покупаю лишнее и не поддаюсь на скидки, акции, «черные пятницы» и прочие уловки маркетологов;
— не покупаю напитки в пластике, использую свои экомешочки для покупки продуктов, стараясь находить товары без упаковки;
— давно очистила свой быт от пластика — начиная от чайника и контейнеров для хранения продуктов, заканчивая средствами по уходу за собой — все это может быть без пластика;
— сортирую отходы и сдаю все, что возможно, на вторичную переработку;
— вношу вклад в будущее, воспитывая ребенка в соответствии с этими ценностями;
— поддерживаю органические и биодинамические хозяйства, устойчивые и ответственные производства и компании;
— участвую в экоблаготворительности — сажаю деревья и делаю взносы в различные экопроекты.
Об этапах наращивания аудитории
Можно сказать, что блог рос органически. Пару раз я попыталась купить рекламу у блогеров и запустить рекламные кампании, но результат не оправдал ожиданий. После этого деньги я вкладывала и вкладываю только в продвижение магазина. Самым эффективным инструментом для роста качественной и постоянной аудитории, безусловно, были и остаются тексты, которые несут ценность. Перепосты, сохранение, лайки — классика.
Я недисциплинированный блогер — у меня нет контент-плана, стратегии, постоянных сторис, игр, гивов и прочего. Тут, пожалуй, я выступаю тоже за экологичный подход к своей личной занятости и балансу. Пишу, когда хочется писать, и не делаю этого, когда не хочется.
Поэтому цифру 12,5 тысяч подписчиков можно назвать исключительно органической и найденной естественным путем моей аудиторией. Чтобы она росла, блог требует очень много времени и вложений. На данный момент у меня нет цели активно развивать его.
О конкуренции
Для меня нет конкуренции среди экоблогеров. По большому счету, мы все заодно. Конечно, я вижу много экоблогов и экомагазинов в инстаграме* , наблюдаю, как их количество постоянно растет. Но мне кажется, что мое видение и преподнесение информации сильно отличается от других блогеров, пишущих на экотемы, а экомагазинов, приближенных по ассортименту и качеству к моему Greenchoice, я еще просто не встречала.
О магазине и рекламодателях
Блог — это моя социальная реализация, подарок людям в виде моего опыта и знаний, которыми делюсь через сеть.
Я за максимальное снижение потребления, поэтому не люблю рекламу ни в каком виде и, конечно же, не размещаю ее в своем блоге, не планирую зарабатывать на этом. Даже в моем магазине я прошу выбирать осознанно только нужное и ввожу стопроцентную предоплату, снижая количество конверсий вместе с импульсивными покупками. Могу поделиться со своими подписчиками какими-то важными, на мой взгляд, проектами, мыслями других людей, которые подкрепляют мои ценности, но это всегда безвозмездно и происходит крайне редко. Так что пока я часто и вежливо отказываю рекламодателям.
О других блогерах
Подписана на партнеров-производителей, чтобы следить за их новинками, на несколько экопабликов, чтобы не терять направление ветра, пару-тройку экоблогеров, которые создают что-то непохожее на большинство. Из «крупных рыб» в подписках только Ирена Понарошку.
О перспективах
Мы все стремимся жить лучше, но важно понимать, что жить лучше без любви к себе, не заботясь о себе, загрязняя дом, невозможно — это утопия. Рано или поздно каждый задумается об этой связи. А я хочу ускорить этот процесс.
Моя аудитория — женщины, которые или уже осознали, или пока что только интуитивно понимают, что что-то пошло не так, но готовы слышать и меняться. Это очень смелые женщины, не боящиеся идти «против течения» в обществе сверхпотребления. Им нужна поддержка, а я как инфлюенсер готова ее дать!
@sablinroman (9 тыс. подписчиков)
Роман Саблин из Санкт-Петербурга — довольно заметная в экомире личность. Он известный экотренер и эконсультант, сооснователь компании «Зеленый Драйвер», занимающейся экологическим просвещением населения и оказанием консультационных услуг экологизации бизнеса по всей России и в Казахстане. На счету Саблина экопросвещение сотрудников и консультирование более 100 брендов, среди которых Garnier, L’Oreal, МЕГА, IKEA, Valio, Siberian Wellness и другие. Роман входит в топ-50 самых влиятельных экспертов в сфере экологии России 2020 года (по версии Экспертного института социальных исследований ЭИСИ), постоянно выступает на тематических форумах и является автором книги «Зеленый Драйвер. Код к экологичной жизни в городе».
О блоге
Все началось в 2010-м, когда я открыл в ЖЖ блог «Жить экологично», который спустя четыре года был переименован в «Зеленый Драйвер». В 2016 году перестал его вести, сейчас занимаюсь развитием страниц в инстаграме* , ВКонтакте и фейсбуке* .
Тогда, десять лет назад, я познакомился с экоактивистами, заразился «зеленым вирусом», начал практиковать экопривычки и решил ими делиться с людьми. Экология дала мне новые смыслы жизни и выдернула из легкой депрессии, когда я не знал, куда двигаться. Мне казалось, что я к 30 годам веду бессмысленный образ жизни креативного офисного планктона. К тому моменту я пять лет отработал в одной корпорации и был руководителем PR-отдела.
Мой блог о том, как стать экологистом — человеком, ведущим экологичный образ жизни, как стать экоактивистом — человеком, принимающим участие в акциях и экопроектах по защите окружающей среды, экотренером — специалистом по экопросвещению и экоконсультантом для бизнеса.
Свою уникальность я нашел в 2013 году, когда написал и издал книгу «Зеленый Драйвер. Код к экологичной жизни в городе». Тогда я нашел в словаре Ожегова термин «экологист» и расширил это понятие до следующего… Экологист — это человек с экологическим мышлением, ведущий экологичный образ жизни. Он берет на себя ответственность за свои действия и повседневные привычки, стараясь минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Экологист совершенствует собственное поведение и действует в интересах всех живых существ и природы в целом.
При написании книги я открыл для себя и инструмент влияния на мир — закон автосинхронизации. И у меня появилась миссия — собрать сообщество из 5% экологистов в каждой стране мира, это критическая масса, которая запустит изменения в обществе. Например, в России это семь миллионов человек, в Казахстане — один миллион. К тому времени я уже изобрел профессию «экотренер», напечатал визитки на переработанной бумаге, активно выступал в Москве и по России, получал первые гонорары.
Экологический кризис — самый важный из всех, которые сейчас есть. Если мы не решим эту проблему, то нам будет нечем дышать, не будет чистой воды и здоровых продуктов. У меня два сына, и я хочу, чтобы у них был чистый зеленый экологичный мир.
Об информационных ресурсах
Есть масса ресурсов, благодаря которым мы можем следить за ситуацией в мире. Среди источников, откуда я черпаю информацию: Plus One «+1» — коммуникационный проект о лидерских практиках в области социальной и экологической ответственности (в сотрудничестве с ТАСС, РБК, Forbes, «Ведомости»), журнал Recycle, всероссийский журнал «Экология и право», издание Экологического правового центра «Беллона», LookBio.ru, ведущее органик-издание страны, «РБК. Эко-номика», телеграм-канал «"Зеленый" змий», «Гринпис России» и многие другие.
О причинах экопроблем
Считаю, что здесь замешано множество факторов: это и погоня за удовольствиями, и недальновидность, и жажда денег, и неготовность многих людей меняться, думать дальше порога своей квартиры и мусорного ведра.
Я и моя семья стремимся жить экологично, увлеченно, но без фанатизма. Следуем шести принципам zero waste («ноль отходов»):
— переосмысли;
— подумай, от чего отказаться;
— почини;
— потребляй меньше;
— повторно используй;
— переработай.
Применяем более 100 экопривычек и экотехнологий, им обучаем в нашей онлайн-школе экологистов «Зеленый Драйвер». Например, в моей семье есть раздельный сбор 30 видов отходов, в том числе переработка пищевых отходов (с помощью SmartCara), выносим мусорное ведро в среднем раз в десять дней. Пользуемся экосумками и экомешочками, используем многоразовые альтернативы одноразовому.
Вообще, существуют 16 направлений экологизации жизни, например, расхламление пространства (как экологично избавляться от ненужного), совместное потребление (все виды шерингов), ответственное потребление (выбор настоящих экотоваров), экологичное меню, экоремонт, энерго- и водосбережение и так далее. Все это есть в нашей жизни.
Об этапах роста аудитории
В ЖЖ я за первый год в 2010-м набрал 1000 подписчиков, но тогда про эко мало кто писал. Потом переехал в «ВКонтакте», где у меня сейчас 15 000 подписчиков. Затем подключил фейсбук* — там 7000 подписчиков. В основном развиваю инстаграм* , где у меня почти 10 000 фолловеров. Посты дублирую во всех соцсетях.
Сильный прирост аудитории был в 2013 году из-за книги «Зеленый Драйвер». Помогают выступления на TEDx, форумах и фестивалях по всей России и онлайн. Хороший рост обеспечил запуск нами обучающих онлайн-школ, сейчас их уже пять — Школа раздельного сбора отходов, Школа экологистов, Школа экотренеров, Школа экоконсультантов и Школа экоблогеров. Обучение прошли более 5000 участников со всего мира.
О конкуренции
Конкуренции не вижу, работы хватает на всех, важно договариваться и делать общее дело. Для этого два года назад я создал «Сообщество экоблогеров России».
О рекламе
Первый заказ был от интернет-магазина экотоваров, гонорар составил 5000 рублей. Среди партнеров, с которыми давно работаю: бренд органической косметики MiKo (Киров), бытовой измельчитель-дегидратор SmartCara (ОАЭ), мастерская экоочков Brevno (Красноярск). На самом деле, рекламу делаю крайне редко и очень выборочно. Не буду рекламировать мусоросжигательные технологии, неэтичные продукты алкогольной, табачной и мясной промышленности.
О перспективах
Хочу набрать 50 000 подписчиков в 2021 году и собрать сообщество из двух миллионов экологистов.