Сегодня в русскоязычном сегменте ютьюба состоялась премьера нового проекта: телеканал «Кино ТВ» вместе с писателем и радиоведущим Евгением Стаховским запустил «Экранную копию» — образовательное шоу, в котором предметом обсуждения становятся неоднократно экранизированные литературные произведения. В нем вместе с ведущим книги анализируют эксперты из мира кино, литературы и психологии. В первом выпуске литературный критик Галина Юзефович, кинокритик Антон Долин** и психолог Мария Бразговская поговорили о романе испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот», опубликованном в 1605 году.
«Дон Кихот» считается одним из главных произведений мировой литературы и самой известной книгой после «Библии», а по версии «Вcемирной библиотеки» (серии книг, содержащей список наиболее значимых произведений мировой литературы разных стран, культур и времен — Прим.SRSLY) еще и лучшей книгой всех времен и народов. На сегодняшний день «Дон Кихот» насчитывает около 130 киноадаптаций.
Каждый из приглашенных экспертов оценил произведение с точки зрения своей специализации. Галина Юзефович, к примеру, объяснила, в чем заключается значимость «Дон Кихота» для мировой литературы. По ее словам, роман Сервантеса, пародийно переосмысляющий устаревший рыцарский канон, был одним из первых полноразмерных бестселлеров. Хотя подсчет точного количества проданных в XVII веке экземпляров и затруднителен, известно, что только за первые три года после выхода книги в Испании было продано около 5 тысяч копий, что по тому времени было большим тиражом. Американский филолог и литературный критик Гарольд Блум в своей знаменитой книге «Западный канон», посвященной 26 главным писателям западного мира, называет «Дон Кихота» одним из важнейших творений человеческого гения на основе двух критериев: по его мнению, роман изменил русло литературы и повлиял на произведения последующих эпох, а также стал неповторимым — никому после Сервантеса не удалось написать нечто подобное.
Антон Долин** же порассуждал о «Дон Кихоте» с позиции кино. Оказалось, что роман всегда шел в ногу с развитием кинематографического искусства — в частности, впервые его адаптацию сняли в 1896 году, спустя всего год после зарождения первого. В 1945 году же вышел первый цветной анимационный фильм, снятый за пределами США, и это была именно история о герое, сражающемся с ветряными мельницами. Кстати, критик убежден, что именно благодаря Сервантесу в кино появился популярный образ комичной пары товарищей — «длинного и трагического» и «маленького, толстого и смешного». На персонажах более подробно остановилась и Мария Бразговская: она рассказала о психологическом синдроме, названном в честь главного героя.