Обзоры, Кино — 31 марта 2020, 17:13

Вдохновение или воровство? Почему российские режиссеры до сих пор не научились отличать референсы от оммажей

Очень часто режиссеры и зрители в современном кино путают оммажи (отсылки) с откровенным заимствованием, бесстыдным и беспощадным. Для вас мы немножечко попытались разобраться, почему первое – это хорошо, а второе – плохо. И где же между вдохновением и пи$%#жом расположена грань.



Одна из несущих частей конструкции современного фильммейкерства – референсы. Они появляются на первой стадии проектов, когда кино только начинает созревать в сценаристской или режиссерской голове, а затем лихорадочно проникают во все этапы кинопроизводства. Референсы встречают нас на питчинге в Фонде кино, референсы кучкуются в режиссерских презентациях, на референсах режиссеры объясняют операторам, чего они хотят добиться в кадре, референсы нужны всем и везде. Без референсов невозможно представить рекламу и клипы. Без референсов действительно в профессиональном мире невозможно представить и работу над фильмом. Будем же честны. Однако в недавнее время, не всегда иммунный к плохому, российский кинематограф опрометчиво подцепил новую хворь. Из периода пре-продакшена референсы переметнулись прямо в кинокадр. И это действительно говорит о каком-то идейном закате. Понятно, сюжетов в мировой практике литературы и кино существует всего 11 штук. Понятно, что там (косимся на логотипы Universal и А24) все действительно немного лучше с образами, глубиной характеров, мизансценами, art-direction-находками. Без буквы А не было бы буквы Б. Однако то, что начинает происходить, не просто пугает, а приобретает черты национальной студийной кинокатастрофы.

Поскольку американское кино задает вектор развития индустрии развлечений, стало быть, американскому кино тоже надо где-то черпать идеи, не забывая при этом про тренды. Референсы американцев заключается в прошлом самих американцев. Это умелая игра на ностальгических чувствах. Как это у них происходит? Появляются «Стражи галактики» – и вновь делают популярной музыку 80-х. Выходят «Очень странные дела» – и всячески облизывают эпоху, выносят из нее натурально все, отчего сериал напоминает магазин «Пират-мармелад», от ностальгии буквально слипается. Кадры проекта пестрят отсылками к «Чужому» (внимание, отсылками, а не сюжетными ходами!), «Челюстям», «Нечто» и другим культовым штукам, по которым тихо льют слезы сегодняшние сорокалетние. Однако сериал становится культовым не потому, что он устраивает перед вами сеанс свального поп-культурного греха. В нем действительно нужно копаться, отсылки (не путать с референсами!) в основном лежат не на поверхности. Моду по 80-м подхватил и «Тор», внезапно сменивший свою тональность с хриплой серьезной сказки про руны и молнии с неба на дурашливую видеоигру, в которой звучит synth-wave. И сокрушившие бокс-офис обе части римейка «Оно» по Стивену Кингу, и «Оно», которое в оригинале «It follows», и такие более нишевые картины, как «Турбо-кид» и «Лето 84». И «Очень темные времена» и «Мэнди».

Кадр из сериала «Очень странные дела» (Stranger Things, 2016)
Кадр из фильма «Балбесы» (The Goonies, 1985)
#INSERT_ARTICLE#

Кадр из фильма «Мэнди» (Mandy, 2018)
Кадр из фильма «Адский мотель» (Motel Hell, 1980)
#INSERT_ARTICLE#

Что же отличает референс, – настроение, которое выбирает фильм, – от оммажа? 

На самом деле, во всех перечисленных выше фильмах, плохими они бы ни были или хорошими, ностальгия и ее производные стоят выше задач по созданию продукта «как в 80-е». Почти все авторы, к счастью, понимают, что невозможно переснять того же «Чужого» или «Контакты третьей степени». Появляется такой фильм, как «Джокер», где оммажи настолько плотно соседствуют с референсами и взаимопроникают, что в итоге это выливается в авторское высказывание. И оно оказывается настолько интересно фестивальному миру, что фильм получает главный приз Венеции. Впрочем, если бы не игра в Скорсезе, не спрограммированный успех в совмещении «Таксиста» и «Короля комедии», смеем предположить, «Джокер» мог бы быть намного самобытнее. 

Главное же отличие между отсылкой (оммажем) и референсом заключается в том, что референс никогда не должен выходить за пределы кинопроизводства. Это тот фундамент, стилистический, визуальный, настроенческий, который задает тональность картины. На примерах: Тарантино всегда ввиду своей любви к кино строит свои фильмы на оммажах. Поэтому, кстати, Квентина многие заслуженно и считают гонцом постмодернизма. Переосмысляя старое, он создает не похожее ни на что новое. В «Однажды в Голливуде» можно нащупать отсылки: к «Большому побегу» со Стивом Маккуином, к «Долине кукол» с Шерон Тейт, к разным спагетти-вестернам, как обычно у Тарантино, в нашем случае «Ринго из Небраски», и в конце концов к любимому им «Джанго». Или вот, если взять любимого всеми «Настоящего детектива». Сериал, самобытный и культовый, с помощью оммажей выстраивает свой параноидальный мир. В первом сезоне от Кэри Фукунаги можно найти и «Семь» Дэвида Финчера, и «Иваново детство» Андрея Тарковского, и совсем недавнее «Укрытие» Джеффа Николса.

Кадр из сериала «Настоящий детектив» (True Detective, 2014)
Кадр из фильма «Иваново детство» (1962)
#INSERT_ARTICLE#

Говоря о примере того, как ностальгия способна изменить видение мира, конечно, нельзя пройти мимо оскароносной «Зеленой книги». Подумать только, какой уютной может выглядеть страна в годы абсолютно бесчеловечных и аморальных понятий о расизме и ксенофобии! Однако благодаря тому, что фильм Питера Фаррели упакован в форму рождественской лирической комедии Фрэнка Капры, мы переживаем эту эпоху исключительно в светлом, ностальгическом осмыслении. В «Зеленой книге» можно насчитать отсылки как к «Шоферу Мисс Дэйзи», так и к «Симпсонам». Но ключевое же, что эта картина использует оммаж как способ рассказа истории. Не референс, а именно оммаж.

Как выглядит схема? 

Поиск тренда порождает ностальгию, затем сама ностальгия становится трендом, и постановщики начинают этим пользоваться. Если для американской киноиндустрии до сих пор особняком стоят 80-е, то Россия в бесчисленном количестве фильмов осмысляет 90-е. Время тяжелое, и ностальгия эта специфична. Однако это именно ностальгия. Недавнего победителя «Кинотавра» «Быка», к примеру, все неизбежно сравнивали с «Братом». Потому что, говоря об определенной эпохе, фильм меняет сам способ восприятия зрителя, меняет его мышление. В массовом сознании 90-е – это Балабанов. Выскользнуть из этого практически невозможно. 

Что в российском кино происходит с референсами? 

Российские постановщики, к сожалению, не всегда отличают референсы от оммажей. Так, к примеру, в фантастике «Аванпост» тоже отсылка к «Иванову детству», неуклюжая и неловкая, но пусть, соседствует с референсами, которые были укоренены в сценарии, в самом тексте. А это, пожалуй, самая серьезная ошибка. Референсы просочились в кадр. В «Аванпосте» есть и космический корабль из «Прометея», и капсулы, как в «Матрице» и «Чужом», есть мир из «Бегущего по лезвию», есть сцены из «Грани будущего». Продолжать можно бесконечно. Фильм оказывается целиком соткан из того, что должно было остаться на бумаге в так называемом режиссерском тритменте. И это настоящий бич. 

«За гранью реальности», «Эбигейл», «Защитники», совсем новая «Кома» – картины, сделанные по лекалам «как там». За неимением рабочих и свежих концептов, российская индустрия страхуется чужими идеями, образами и мирами. В такие фильмы сложно поверить не потому, что оно сделано в жанре фантастики, а потому, что реальность на экране была присвоена. Кино не может состоять из референсов, кино может пестрить оммажами, а референсы переосмыслять.

Кадр из фильма «Доктор Стрэндж» (Doctor Strange, 2016)
Кадр из фильма «Кома» (2019)
#INSERT_ARTICLE#

Есть примеры и удачной интеграции референсов, переосмысленных на почве советской культуры и мифологии. К примеру, советско-спортивная «Легенда 17» или нквдшный «Шпион», или дилогия «Бабушка легкого поведения», казалось бы, внаглую эксплуатирующая штампы травести-комедий. Но почему все эти фильмы работают? Потому что и  Голливуд и советское наследие в них переосмыслены. И мы, замечу, не говорим о качестве или успехе картин, кассовом или зрительском. Речь об авторском взгляде.


Повторы и отсылки – это совершенно нормально для студийного кино. Своего рода, пищевая цепь. Ведь даже «Звездные войны» – набор референсов: это и «Флеш Гордон» 1936 года, и «Лоуренс Аравийский» 1962 года, и даже «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Однако никому не придет в голову думать, какие хвосты торчат из «Звездных воин», потому что они в свою очередь породили уникальную киновселенную, которую все до сих пор даже стесняются сымитировать. Не нужно имитаций.  Стоит сильно задуматься, для чего вы хотите снять фильм. С 2000-х по настоящее время в российском кино эпоха «можем повторить». Нет, не можем. И лучше не начинать. 

Кадр из фильма «Звездные воины: Пробуждение силы» (Star Wars: Episode VII - The Force Awakens, 2015)
Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia, 1962)
#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 19:30, 17 октября 2025
«Люди называют нас личными психологами». Интервью с группой «Лолита Косс»
Новости, Новости — 17 октября, 19:30
Фестиваль документального кино Beat Weekend объявил даты проведения
Новости, Новости — 17 октября, 17:30
Фильмы Михаэля Ханеке вернутся на большие экраны
Новости, Новости — 17 октября, 16:10
«Риса за Творчество» и «Яндекс Музыка» объявили о сотрудничестве
Новости, Новости — 17 октября, 15:30
«Как мне тебя найти в этом городе?». Mirèle выпустила новый сингл
Новости, Новости — 17 октября, 13:25
Новый фильм по вселенной «Бегущего в лабиринте» находится в разработке
Новости, Новости — 16 октября, 18:01
Мультсериал «Splinter Cell: Караул смерти» продлили на второй сезон
Новости, Новости — 16 октября, 17:05
«Союзмультфильм» выпустил конструкторы по «Простоквашино»
Новости, Новости — 16 октября, 14:35
Леонардо ДиКаприо станет продюсером байопика об актере Беле Лугоши
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 октября, 12:25
Kedr Livanskiy записала аудиосказку для «Гаража»
Новости, Новости — 15 октября, 17:30
LEGO сделали набор по фильму «Назад в будущее»
Новости, Новости — 15 октября, 16:50
Фауст представил документальный сериал «Реальные истории преступлений»
Новости, Новости — 15 октября, 15:57
Мария Грация Кьюри стала креативным директором Fendi
Новости, Новости — 15 октября, 12:35
Аниме «Стометровка» покажут в России
Новости, Новости — 14 октября, 19:25
КМ20 и Ad Marginem выпустят книгу «Мода 2.0. История индустрии с 2008 года»
Новости, Новости — 14 октября, 18:10
«Смотрите, как подросли»: вышел трейлер продолжения сериала «Пингвины моей мамы»
Новости, Новости — 14 октября, 17:30
По мотивам мультсериала «Аватар» выйдет игра
Новости, Новости — 14 октября, 16:32
Южнокорейский триллер «Старуха с ножом» выходит в прокат
Новости, Новости — 14 октября, 15:10
Смотрим дебютный трейлер второго сезона «Времени приключений: Фионна и Кейк»
Кино — 14 октября, 15:05
Эй, маяк! Дневник третий: несносный Годар, трэшовая «История игрушек» и молчаливый Хабенский
Новости, Новости — 14 октября, 14:25
Кайли Дженнер представила новую коллекцию косметики
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 октября, 11:58
Жанры, миксы и концерты: «VK Музыка» получила обновление
Новости, Новости — 13 октября, 17:00
Дима Масленников, DKB и импровизаторы: «Фандом Фест ВКонтакте» дополнил программу
Новости, Новости — 13 октября, 16:25
Каналы MTV прекратят вещание в Европе
Новости, Новости — 13 октября, 14:30
Леди Гага снимется в картине «Дьявол носит Prada 2»
Кино — 13 октября, 12:08
«Людям не хватает романтики». 11 вопросов актеру Юрию Насонову
Новости, Новости — 13 октября, 10:00
Нобелевский комитет назвал лауреатов премиии по литературе и премии мира
Музыка — 12 октября, 13:46
Masha Hima выпустила альбом «Плутон». Обсуждаем релиз в 14 строчках
Новости, Новости — 11 октября, 17:45
«Лютик» выпустила мини-альбом «Свет»
Новости, Новости — 10 октября, 19:30
Вышел трейлер сериала Рейчел Сеннотт «Я люблю Лос-Анджелес»
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы