Чем занимается: художник, дизайнер, музыкант
Источник знаний: общение с коллегами
Я получил среднее специальное образование в художественном училище, а потом поехал в Москву и поступил в Строгановку на industrial design, после чего, проучившись полгода, оказался в Петербурге. Там я увидел очаровательное здание Мухинского училища (ныне — СПГХПА им. А.Л.Штиглица) и настолько вдохновился, что забрал документы из Строгановки, пошел на подготовительные курсы и поступил в «Муху». Но вскоре стало ясно: делать там особо нечего. Все студенты в один голос говорили, что если мне хочется чему-то научиться, то надо заниматься в мастерских у преподавателей. Я разузнал, кто ведущие преподаватели на кафедрах рисунка, живописи и программного дизайна, и стал ходить к ним — это действительно оказалось космическим рывком.
На первом и втором курсах учился с искренним воодушевлением, а потом в моей жизни появилась музыкальная группа «МультFильмы», я стал бас-гитаристом, начались гастроли… Чем больше углублялся в музыку, тем меньше меня интересовало образование в вузе. Но вообще, я «Мухе» очень благодарен. Образование в основном складывалось из общения между студентами разных факультетов: монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства, художественной обработки металлов, дизайна, росписи тканей… Варясь в этом котле и впитывая знания, ты обретал широкий кругозор и становился специалистом во многих сферах.
Сейчас я занимаюсь в равных пропорциях графическим дизайном и живописью. Оба направления пересеклись в одной из моих последних работ — обложке нового альбома Найка Борзова. Летом он вышел в цифровом формате, а сейчас я доделываю его же для винила и CD. Идею Найка я воплотил при помощи квадратного подрамника с холстом, на котором написал маслом фантасмагорическую картину в духе Босха. Затем сфотографировал ее и нанес в фотошопе все необходимые надписи.
Параллельно я занимаюсь классической живописью — преимущественно пейзажной. Особенно люблю пейзажи с корабликами, парусниками. Такие картины пишу с удовольствием, поскольку сам вырос на романтической литературе.
Совет от Рустема: «Вуз может быть полезен для построения будущей карьеры, но скорее для вхождения в профессиональное сообщество. За время обучения я обзавелся огромным количеством нужных контактов. Но если мы говорим о получении знаний, то я бы советовал перенимать опыт практиков лично. Например (как в моем случае), устроиться в мастерскую к профессионалу и получать знания и навыки».
Чем занимается: ведущий UX/UI дизайнер банка ВТБ
Источник знаний: онлайн-курсы «Нетологии»
Начинал в Узбекистане, работая верстальщиком, делал дизайн для полиграфии, когда мне еще не было 18 лет. Идею важности высшего образования мне не прививали в семье, поэтому я не окончил школу и колледж. После шести лет работы в разработке печатной продукции мне казалось, что я профессионал. И когда в 2008 году мы с женой переехали в Ульяновск, я какое-то время работал в той же сфере — только дополнительно подкачивал навыки флэш-анимации, но попал в кризис на рынке и почти год не мог никуда устроиться. Оказалось, что человеку без высшего образования, и даже неоконченного среднего, устроиться в хорошее место сложно.
Затем я переехал в Москву, где тоже не сразу все сложилось хорошо. Работал какое-то время в небольшом стартапе, но он резко закрылся, и работодатель остался должен всем сотрудникам — кому за два, кому за три месяца работы. Возможно, это был тот самый «волшебный пендель», который сподвиг меня искать и дальше работу мечты.
Я прочитал книги «Не заставляйте меня думать» Стива Круга и биографию Стива Джобса, они вдохновили меня, придали смелости, убедили, что жизнь нужно тратить на создание полезных вещей. Стив Джобс занимался не только маркетингом, но еще дизайном и проектированием. Он прилагал много усилий и времени, чтобы сделать продукт удобным для пользователя — требовал от команды создавать визуал, а не просто функционал. Из его биографии я почерпнул, что очень важно развивать коммуникацию и уметь показать продукт. Это замотивировало меня начать изучать новые сферы, в частности UX-дизайн, — я решил вложиться в свое самообразование, и затея окупилась.
Начал с онлайн-курсов. Долго искал подходящие и остановил свой выбор на курсе «Нетологии» «Проектирование интерфейсов: UX-дизайн от стратегии до тестирования». Там мы много работали в командах, общались, и новое направление просто взорвало мой мозг. Мне нравилось изучать пользователей, их потребности и проблемы, которые они закрывают продуктом. Поэтому я попробовал найти работу еще во время курса. Удивительно, но сделать это получилось — меня взяли в стартап по разработке мобильных приложений. Но на новом месте я понял, что мне не хватает знаний по проектированию мобильных приложений. Пошел снова учиться — на этот раз на курс «Дизайн мобильных приложений: интерфейсы, архитектура, визуальная концепция». Дальше было еще много курсов, каждый из которых дополняет предыдущие и подстегивает учиться дальше.
Если загадывать наперед, то лет через пять я уже вижу себя уровнем выше: может быть, head of product, а может быть, на той же должности, что и сейчас, только в более крупной компании. Нельзя засиживаться: бывал в компаниях, где люди сидят на одном месте по 20–30 лет, но продукт устаревает. Из таких проектов я уходил.
Сейчас продолжаю совершенствоваться: изучаю веб-разработку и собираюсь заняться iOS-разработкой. Для дизайнера продукта знание разработки — это хороший скилл: ты можешь быстренько собрать и протестировать какой-то прототип или анимацию, не дожидаясь программистов.
Не жалею, что нашел свою сферу только после 30 лет. Возможно, до этого я бы не смог увидеть все ее плюсы. А отсутствие высшего образования мне никак не мешает в карьере. Ведь я успел поработать в таких компаниях, как Redmadrobot, 1C и ВТБ.
Совет от Мурата: «Если вам нравится какая-то сфера — нужно развиваться в ней горизонтально. Вы должны понимать каждую деталь своего продукта, уметь проводить конкурентные и пользовательские исследования, анализировать полученные данные и на их основе принимать решения. Создавать непосредственно дизайн — визуальный и коммуникационный, проектировать концепции и структуру интерфейса, адаптировать его под разные платформы. Важно также хотя бы немного разбираться в разработке, чтобы понимать, как будет работать функционал».
Чем занимается: executive producer в CineBēes / «Кинопчелы»
Источник знаний: работа
Мне повезло, я начала работать очень рано — еще до поступления в вуз, в 1998 году. Тем не менее я была постсоветским ребенком, которому внушили, что высшее образование необходимо, чтобы состояться, и поэтому, поступив в вуз, я надеялась подкрепить свой опыт академическими знаниями. Стала совмещать работу на ресепшне в производственной компании с заочным обучением во ВГИКе на «менеджера в аудиовизуальной сфере» — это загадочный специалист, который непонятно, чем занимается, учит экономику и статистику, то есть дисциплины, не имеющие отношения к профессии. Кстати, экономику вел навязчивый дамский угодник. Так что из предмета я не помню ничего, зато назойливость преподавателя — прекрасно. Еще были лекции про какое-то нелепое, неактуальное и непонятное советское кино.
Пока училась, жизнь меня закрутила: с ресепшна я ушла в помощники режиссера, затем в ассистенты продюсера, потом стала junior producer. К концу пятого курса института мне было очевидно, что знания, полученные во ВГИКе, в моей работе неприменимы.
За время учебы я успела почти все: построить карьеру, родить дочь и даже сдать все госэкзамены. Вот только диплом не защитила. Хотелось сделать не какую-то отписку, а свой проект, поэтому взяла академотпуск — по закону имею право восстановиться в институте в течение десяти лет. Однако когда я пришла через пять лет с намерением защитить диплом, мне сообщили, что моей профессии больше не обучают. Предложили восстановиться на второй курс и еще поучиться, на что я просто сказала: «Спасибо большое».
Подумав, я поняла, что это абсолютная бессмыслица, и диплом об образовании мне совершенно не нужен — разве как утешение за потраченные пять лет. На тот момент я уже была самостоятельным продюсером: мои рекламные работы демонстрировались на больших фестивалях, но в реальной жизни не было ни дня, чтобы мне пригодилось мое образование или приобретенные в вузе контакты. Насколько я знаю, ни одного состоявшегося продюсера наш поток не подарил миру. Все знакомые мне продюсеры пришли из «ниоткуда».
Для исполнительного продюсера самые важные качества — это коммуникабельность и ответственность. Еще нужно быть шустрым: для продюсера не существует слов «нет», «невозможно», «не бывает». Конкретно в рекламном бизнесе продюсеры обслуживают клиентов, как официанты в дорогом ресторане — исполняют все его пожелания.
Все, что умею сегодня, я почерпнула из личного опыта: мне очень повезло попасть продюсером к иностранному режиссеру, с которым за пять лет объездила весь мир и узнала, как работают все площадки мира. Благодаря этому, когда я вернулась в Россию, у меня появилась большая клиентская база: все хотели, чтобы «здесь» было, как «там». Но эти навыки невозможно получить ни в каком институте.
Мы с моей коллегой 20 лет шли к тому, чтобы открыть свое дело. Всего год назад мы запустили самостоятельную, конкурентоспособную компанию, которая стала полноценным игроком на рынке. Даже если опустить пандемию, мои ожидания оказались заниженными: я прогнозировала востребованность в первом году существования процентов в 30%, а мы оказались загружены на все 80. Это стало безумно приятным открытием.
Совет от Даши: «Если еще в детстве вы попали на съемочную площадку и вам это понравилось, — это уже повод посмотреть на образование в сфере кино. Но если вы на это решились, я советую сразу же ориентироваться не только на знания, получаемые в вузе, но и на поиск практики. Ищите любую подработку в киноиндустрии, начинайте с малого. Наша сфера — это в большей степени опыт и насмотренность. И еще я советую заочное обучение: его легче совмещать с работой».
Чем занимается: продакт-менеджер
Источник знаний: онлайн-курсы «Нетологии»
Лет с 16 я организовывал концерты и вечеринки, но без особого успеха. Чтобы делать что-то более-менее масштабное в этой сфере, нужно очень много денег. И это совершенно не венчурная история: денег на такой проект могут дать либо друзья или родственники, либо совсем какие-то дурачки. Параллельно я учился в школе, но на домашнем обучении.
Примерно в том же возрасте я посетил один бизнес-тренинг, после которого у меня сложилось предвзятое отношение к любым подобным курсам. Спрашивал людей, которые приходили туда уже десятый раз: «Как успехи? Помогло ли обучение?» Ответом было молчание. Люди попадали туда, либо чтобы получить удовольствие от похвалы, либо просто случайно.
Но мне же не хотелось просто слышать мотивирующие речи. Я мечтал сделать свой проект, который мог бы развивать в дальнейшем. В то время я занимался с репетиторами, которые были гораздо интереснее, чем школьные учителя: с ними можно было пообщаться о чем-то отвлеченном, они не пытались воспитывать, давали действительно нужные знания… Подумал, что, скорее всего, я в своих мыслях не одинок. Поэтому моей первой бизнес-идеей стало создание образовательной онлайн-платформы для тех, кому не нравится школьная форма обучения и хочется чего-то более прикладного.
У меня были кое-какие деньги с концертов, и я решил на них нанять программиста и начать разрабатывать сервис. Целый год читал специализированную литературу, смотрел разные интервью с предпринимателями и как-то раз наткнулся на лекцию Аркадия Маринина про профессию продакт-менеджера. Понял: это то, что мне нужно. Ведь продакт-менеджер — в каком-то смысле предприниматель, который полностью отвечает за разработку одного продукта.
В «Нетологии» тогда как раз запускался курс продакт-менеджмента. Я о нем почитал и решил туда записаться. На курсе давали основы профессии, простыми словами объясняли про сферу и инструменты развития продукта. Если ты понимаешь во время обучения, что продакт-менеджмент — это твое, обучаешься дальше по более узким специализациям, потому что менеджер продукта должен разбираться как минимум в четырех сферах:
дизайн, чтобы мог и мокап отрисовать, и лендинг-пейдж для эксперимента;
маркетинг, чтобы мог сам протестить новый канал привлечения трафика;
техническая часть — разработка, чтобы продакт понимал, как технически работает его продукт, иначе любое тестирование фичи даже на стадии гипотезы потребует разработчика;
менеджмент, чтобы продакт ориентировался на деньги компании, а не просто на создание продукта. К тому же в менеджмент входят развитые soft skills — навыки коммуникации, планирования и делегирования. Они в большинстве случаев достижимы только практикой.
Например, один из преподавателей — Андрей Григорьев — рассказал нам о необходимости проведения качественных исследований аудитории и рынка до начала разработки любого продукта. Для меня это было открытием, и я начал проводить «проблемные интервью» с аудиторией проекта, который начинал делать до обучения. Проверил свою гипотезу о школьниках и понял, что мою онлайн-школу нужно закрывать: спроса на нее не будет.
Затем мы тестировали еще одну штуку. Я снова провел исследование и заметил, что, по статистике, 80% людей, приобретающих абонементы на фитнес, бросают его через 2–3 месяца. Попытался запустить сервис, мотивирующий их ходить в зал регулярно: пользователь вносил определенную сумму и получал ее обратно лишь в обмен на пруф, что он посетил занятия. Мы начали тестировать и даже собрали первых клиентов, но когда начали конвертить пользователей, стоимость привлечения клиентов оказалась слишком высокой. Так не взлетел мой второй проект.
Чтобы набраться опыта, я решил поработать какое-то время продакт-менеджером и устроился в небольшую компанию в околоигровой индустрии. Спустя время я перешел в компанию scope.gg, которая делает систему аналитики для игроков в Counter-Strike. Это технологичный продукт, и задачи, которые передо мной ставятся, мне интересны. Сейчас понимаю, что в такой компании я лучше прокачиваюсь как продакт, нежели самостоятельно в разработке своего продукта. Ну и зарплата стабильная.
Совет от Роланда: «Когда выбираешь курсы, не нужно вестись на кликбейтные заголовки, где обещают легкое обогащение за две недели. Если в описании курса есть обещание "изменить мышление" и прочие абстрактные лозунги вместо конкретных навыков, знайте: вам продают воздух. К сожалению, такого на рынке сейчас много. Я советую смотреть на спикеров: у них за плечами должны быть успешные кейсы и опыт работы в состоявшихся проектах. Если ориентироваться на прикладные инструменты и уровень преподавателей, то на рынке можно найти отличные курсы для повышения ваших компетенций».
На правах рекламы.