Обзоры, Образ жизни — 22 октября 2020, 13:07

«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов

Получать высшее образование или нет — во времена зумеров вопрос стал еще более животрепещущим, чем раньше. Зачем сейчас тратить время на подготовку к ЕГЭ и последующее обучение в вузе, если есть ютьюбы/инстаграмы/тиктоки? Там можно и тьюториалы посмотреть, и свои таланты миру показать, чтобы прославиться и получить офферы c шестизначными гонорарами, или же регулярно делать контент и на нем зарабатывать. Вместе с нашими друзьями из Нетологии мы решили разобраться, рабочая ли это схема или все не так просто, как кажется на первый взгляд. 



Еще во времена, когда деревья были большими, трава зеленее, а тиктокеры-миллионники не родились, сформировалось стойкое обывательское мнение, что определенному кругу профессий не нужно учиться в вузе. Например, журналистике, потому что, если ты талантлив, иди и пиши. Или актерскому мастерству — иди и играй. В новой реальности из ниоткуда стали появляться еще SMM-щики, PR-щики, стилисты, event-менеджеры, дизайнеры и тому подобные самородки.  

Мы решили выяснить, как изменилась парадигма и какой теперь он — свод профессий, которым якобы не надо учиться в вузе, по версии зумеров (и миллениалов), и провели опрос среди аудитории SRSLY. 70% уверены, что учиться в вузе совершенно необязательно, если хочешь быть блогером. 30% опрошенных считают, что писателем можно стать и без высшего образования. 26% и 25% голосов набрали SMM-специалист и event-менеджер. 22% думают, что стилистом можно стать просто так. 16% голосов досталось кинокритикам, 14% — ушло PR-менеджерам. 11% поделили между собой дизайнеры и журналисты. И лишь 9% опрошенных утверждают, что актерской профессии не нужно учиться в вузе. 

Были и те, кто решил дополнить наш список профессий собственными вариантами. Внезапно возникли такие, как кинолог, врач, программист и таролог/рунолог, а еще: повар, философ, культуролог, таксист, рекламщик, продавец-консультант, менеджер по персоналу, певец/певица, музыкант, менеджер, продюсер, режиссер, диджей, иллюстратор, фотограф, предприниматель и дворник. 


Некоторые подошли к вопросу аргументированно. «Творческим профессиям, таким как художник, писатель, фотограф и т. п., учиться в вузе не нужно — хватает специализированных курсов или школ», — поступило такое мнение. Аналогичная история с маркетингом и направлением SMM: «Есть курсы, где можно собрать портфолио, что невозможно сделать в университете». Традиционно досталось журналистике, которой «бесполезно учиться в теории — нужно опыт получать». «Образование — это про решение задач. Этому можно учиться где угодно», — было и такое мнение. Есть абсолютные нигилисты, которые считают: «Уже никаким не нужно учиться». И почти нигилисты: «Почтим никаким, кроме инженеров». Ну, и самым философским (и самым любимым) ответом было: «Никаким, а в целом всем». 

Мы решили поговорить и с теми миллениалами, кто не получил высшего образования, но прекрасно чувствует себя в своей сфере, и с теми, кто пошел работать по профилю. Евгений Самойлов, таргетолог, копирайтер-фрилансер, проучился два года на маркетолога в Кемеровском государственном университете, но в какой-то момент понял, что информация, которую там получал, не соответствует времени и не имеет практической пользы. «Я решил, что лучше пойти работать, и перевелся на заочное отделение. Планировал совмещать, но быстро понял, что если хочешь профессионально расти и развиваться, то не стоит тратить время на учебу. Начал карьеру с системного администрирования, а потом занялся интернет-маркетингом, прошел курсы «SMM-менеджер» и «Веб-аналитика» в Нетологии. Заказчиков элементарно находил в интернете. Сейчас работаю на крупное московское агентство. Про высшее образование никогда даже речи не заходило. По своему опыту могу сказать, что год в вузе по количеству полученной полезной информации равен двум неделям на хороших насыщенных курсах. Кроме того, я не знаю в России вузы, которые давали бы хорошее базовое образование именно в сфере интернет-маркетинга.  Рынок очень быстро развивается, а они, видимо, не успевают подстраиваться, менять так же быстро, как онлайн-курсы, свои учебные программы. Конечно, техническим специальностям, например, в нефтяной промышленности или газовом секторе, все же нужно идти учиться в вуз», — считает Евгений. 

PR-менеджер Елизавета Агеенко, одна из немногих, кто пришел в профессию как раз с профильным высшим образованием — окончила ВШЭ по направлению «Интегрированные коммуникации», изучала «Связи с общественностью». «На третьем курсе я устроилась на стажировку в агентство. И, когда на занятиях мы проходили какие-то прикладные вещи, например, как составлять бриф или в чем специфика пресс-релизов, я уже сталкивалась с этим на работе и понимала, насколько по-другому все реализуется на практике. Мне было слишком легко учиться, ведь в агентстве я уже защищала тендеры и выступала перед клиентами. Я не понимала, зачем вообще хожу в вуз и слушаю лекции по истории рекламы, философии, истории… И скорее я с работы «приносила" на учебу что-то ценное и полезное для моих однокурсников. Сейчас я понимаю, что учеба в вузе помогла мне в большей степени влиться в комьюнити, познакомиться с нужными людьми. Например, стажировку в агентстве я нашла благодаря преподавателю. Но по факту устроиться интерном довольно легко. В PR очень мало специалистов с профильным высшим образованием — их где-то 10%. У меня в отделе есть коллега, которая училась на  следователя. Но не так давно она прошла курс «PR в диджитал» от Нетологии и продолжает учиться на практике, а я вижу, что она действительно хороший специалист. На рынке сейчас очень много качественных учебных программ. При выборе обращайте внимание, чтобы там были блоки, посвященные метрикам. Рынок уходит в цифровизацию, и узнаваемость бренда становится исчисляемым понятием. Компании чем дальше, тем больше спрашивают, почему ты выбрал именно эти издания, именно такие активности и т. д. Ответы а-ля «Я так чувствую" или "Я эксперт, доверьтесь мне» больше не работают. Кроме того, рекомендую поначалу устроиться в агентство. Да, там конвейер из молодых специалистов, несильно ценят и будут бросать с проекта на проект, но есть возможность получить самый разноплановый опыт, а не уткнуться в одну специфику. К тому же клиенты часто переманивают хороших специалистов из агентств к себе», — рассказывает Елизавета.  


Александр Ерохин, java-разработчик в банке, учился в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете прикладной математики, но на четвертом курсе начал работать системным администратором и так увлекся, что забил на занятия, накопил долгов и был отчислен. «Я хотел восстановиться на следующий год, но к тому времени понял, что мне это уже не нужно. Знания, которые я получил вплоть до четвертого курса, никак не пригодились мне на работе. Более того, ни на одном собеседовании никто ни разу не спросил про диплом и вообще про высшее образование. Работодателей всегда интересовало, в каких проектах я участвовал и какой у меня опыт. Сейчас я java-разработчик в банке. Выучил этот язык программирования за год благодаря платным ресурсам и курсам. Но не останавливаюсь на этом, ведь IT-сфера постоянно меняется и ты должен быть всегда на гребне волны и много времени уделять самообразованию. Считаю, что для работодателя гораздо ценнее тот, кто четыре-шесть лет работал и получал опыт, а не учился в вузе. Тем более если какое-то средненькое учебное заведение, то в нем вообще нет смысла», — рассказывает Александр. 

Мы решили выяснить у эксперта, действительно ли не всем профессиям нужно учиться в вузе, для каких достаточно курсов, и обращают ли внимание сейчас работодатели на наличие или отсутствие пресловутой «корочки». «На мой взгляд, высшее образование — не самый эффективный и очень дорогой как с финансовой точки зрения, так и в разрезе инвестиций своего времени формат обучения. Если, конечно, речь не идет о медицине, сложной инженерии, науке, где нужен фундамент для правильного построения карьеры. Развиваться в культурологии или философии без определенной базы знаний, наверное, тоже тупиковый путь. Высшее образование обязательно нужно в тех сферах, где цена ошибки слишком высока. Под это определение подпадают и врачи, и кинологи, и программисты в космической или индустриальной сферах», — считает Алексей Полехин, программный директор образовательной компании «Нетология». Он сам отучился шесть с половиной лет на математика-инженера, или, проще говоря, на программиста. «У нас было пятнадцать разных математик и куча других предметов, которые я уже даже не помню, но они мне дали представление о том, как в целом сегодня устроена сфера диджитал — начиная с операционных систем и протоколов и заканчивая искусственным интеллектом и нейросетью. Но все это вряд ли необходимо для быстрого старта в профессии. Сегодня программированию можно научиться за пять-шесть месяцев и уже пойти работать junior-специалистом. Высшее образование — это не история про кратчайший путь до первого заработка», — объясняет Алексей.  


Алексей отмечает, что в последние годы в сфере образования и на рынке труда в целом в тренде все, что связано с IT-направлением. И добавляет: «Тут нужно понимать, что учебные курсы типа наших обеспечивают кратчайшую траекторию до получения работы. У нас были случаи, когда ребят уже после двух-трех месяцев занятий забирают в компании». Алексей обращает внимание на тренд, который находит свое отражение и в секторе дополнительного профессионального образования, — получать как можно более разносторонние знания. 

Здесь можно вспомнить концепцию T-shaped: "ножка" — это  твое погружение в предметную область специализации, а "шапочка" определяет объем знаний, который ты имеешь в смежных областях. Иными словами, мы все должны быть немного в курсе того, что происходит справа и слева, хотя начинаем, как правило, с этой самой "ножки".

Эксперт отмечает, что, если вы решили пойти в несмежную со своей основной сферу деятельности, то, для того чтобы минимизировать риск потери времени на пробу через обучение, нужно интересоваться темой — читать, ходить на конференции, смотреть открытые лекции. Если действительно увлекает, то, скорее всего, надо идти учиться. «У нас частенько бывали случаи, когда ребята приходили на курсы по SMM и думали, что это про котят и лайки, и удивлялись, что им рассказывают про инструменты аналитики и про метрики», — делится опытом программный директор Нетологии. Он обращает внимание, что у них есть проект, который называется «Диджитал-старт». Он помогает как раз тем, кто с нуля хочет погрузиться в сферу. Там рассказывают про современный срез профессий, заполняют  карьерную карту и дают рекомендации по дальнейшему развитию карьеры. 

По словам Алексея, одними из самых востребованных сейчас стали курсы тестировщика. Эта совместная с «Альфа-банком» программа обучения буквально за полгода вырвалась в лидеры. «По нашим наблюдениям и согласно опросу студентов, причина в том, что, в отличие от курсов по программированию, где нужно пройти достаточно длительную подготовку для того, чтобы начать работать, — от четырех до восьми месяцев, в тестировании достаточно двух-трех, чтобы сесть в команду разработчиков. Мы собрали очень большую аудиторию ребят, которая пока почему-то боится идти в программирование. Тестирование им кажется более понятным. Этот курс действительно стал своего рода бомбой для нас», — рассказал Алексей.

Эксперт подчеркивает, что сейчас компаниям, цель которых — делать продукт и зарабатывать деньги, нужен не диплом, а опыт кандидата, которого хотят взять на работу, — «корочка» стала атавизмом, и ее требуют чаще всего в государственных компаниях. 

На европейском и американском рынках труда есть разные системы объективной оценки кандидатов. И, например, для дизайнеров портфолио на Behance намного важнее, чем диплом какого-то суперкрутого университета где-нибудь в Мадриде. 


На правах рекламы 
Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: shutterstock
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 21:11, 23 июля 2021
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новости, Новости — 23 июля, 21:08
Валерий Карпин стал главным тренером сборной России по футболу
Новости, Новости — 23 июля, 19:01
Дикси Дамелио выпустила трек Psycho. Это фит с Руби Роуз
Образ жизни — 23 июля, 18:29
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Родригез, раёк и крипто-арт
Кино — 23 июля, 17:57
Что там в кино: «Время» и «Тайна Сен-Тропе»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 23 июля, 16:43
Валя Карнавал первая в СНГ набрала миллиард лайков в тиктоке
Новости, Новости — 23 июля, 16:06
Леброн Джеймс стал первым игроком NBA, заработавшим миллиард долларов
Новости, Новости — 23 июля, 15:27
Создатели Vetements представили новый бренд VTMNTS
Новости, Новости — 23 июля, 14:51
Шесть картин Децла представили в виде NFT-токенов
Новости, Новости — 23 июля, 14:08
Джейден Смит и New Balance выпустили капсульную коллекцию одежды и аксессуаров
Новости, Новости — 23 июля, 12:15
Вечеринка навсегда. Премьера песни «Конфетти» группы «Обе Две»
Новости, Новости — 23 июля, 11:31
The Limba выпустил альбом Anima. Там фиты с Rakhim, GONE.Fludd и Big Baby Tape
Образ жизни — 23 июля, 00:12
С айфоном на грифона. Обзор новой AR-игры по «Ведьмаку»
Новости, Новости — 22 июля, 20:18
Появился тизер 7-го сезона реалити-шоу XO Life
Новости, Новости — 22 июля, 18:55
Участники Roast Battle «прожарили» Илью Макарова в новом выпуске шоу
Новости, Новости — 22 июля, 17:31
Стало известно, кто сыграет Воланда в новой экранизации «Мастера и Маргариты»
Новости, Новости — 22 июля, 16:01
Дебютный трек Беллы Порч набрал 400 млн прослушиваний
Новости, Новости — 22 июля, 14:36
У бренда Vereja появился официальный интернет-магазин
Кино — 22 июля, 13:57
Фестиваль «Новая женственность». Разбираем фильмы Селин Сьяммы, Ниньи Тюберг и Эйтен Амин
Новости, Новости — 22 июля, 11:04
Дима Ларионов, Аня Ищук и Паша Дворецкий ушли из Hype House
Новости, Новости — 21 июля, 23:16
Голосовые сообщения Дани Милохина, The Limba и 104 превратили в музыкальный трек
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 21 июля, 22:19
Dose и ЛСП выпустили клип «Солнце золотое». Главным героем стал инопланетянин в золотом костюме
Музыка — 21 июля, 21:59
Дыхательные упражнения. Борис Барабанов о том, почему успех группы Inhaler вызывает столько вопросов
Музыка — 21 июля, 18:48
Girls of Summer '21: исполнительницы, которых надо успеть послушать до конца лета
Новости, Новости — 21 июля, 17:48
Вышел тизер аниме «Ведьмак: Кошмар волка»
Новости, Новости — 21 июля, 15:07
Школьная форма Мурдейла и арты с героями сериала: у «Полового воспитания» коллаборация с H&M
Новости, Новости — 21 июля, 13:20
Даня Милохин выпустил трек «Мама». Это фит с Sorry Jesus
Новости, Новости — 21 июля, 11:37
Ида Галич и Дима Масленников снимутся во втором сезоне «Блогеров и дорог»
Кино — 21 июля, 10:44
Сериалы недели: «Белый лотос», «Шмигадун!», «Чудотворцы: Дикий Запад», «Американские истории ужасов», «Плохой доктор»
Герои — 20 июля, 23:15
О магии музыки и «путешествиях без движения». Интервью с датским диджеем Kölsch
Новенький
(2 сезон)
8 свидетелей
(1 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)