В марте 2019-го Ирина Горбачева сделала в инстаграме* репост скетча с Инженером — и с этого момента для Антона Лапенко началась новая жизнь. В конце прошлого года сценки с бульдозеристом Катамарановым, милиционером Жилиным, рокером Розой Роботом, Лидером ОПГ превратились в целый сериал «Внутри Лапенко», первый сезон которого меньше, чем за год, собрал более 52 млн просмотров. Стилизованный под телевидение 80-х и 90-х и VHS-кассет сериал породил вокруг себя целую вселенную — с мемами в твиттере, артами, стикерами в телеграме, фанфиками и косплеем.
Увеличенный хронометраж во втором сезоне позволил развязать больше сюжетных линий и внести новые ноты в личности персонажей: кто-то стал менее циничным, кто-то более романтичным, кто-то прискакал из скетчей. Проект, и так в прошлом цитирующий «Иглу» и «Брата», прошелся по классике, позаимствовав сцены из «Терминатора-2», «Бандитского Петербурга», «Твин Пикса», «Сияния», «Бумера», «Игры престолов» и даже из обращения Юрия Шевчука к президенту. У группы ДДТ создатели «ВЛ» еще и песню одолжили. Но обо всем по порядку. Внимание, спойлеры!
В новых сериях выясняется, что подстреленный Лидер ОПГ на самом деле инсценировал свои похороны, чтобы расправиться с соперниками. Однако перед ним встает новая преграда в лице собственной жены Нателлы Наумовны, которая спешно организовала свою банду «Железные каблуки». Журналист влюбляется в соведущую Ричарда Сапогова Татьяну Восьмиглазову, Жилин хочет распустить милицию (преступности-то больше нет) и носится за Катамарановым. Шершняга в свою очередь крадет песню у Бога, когда попадает в своеобразное чистилище из-за удара током. «Багровому Фантомасу» в итоге удается договориться со Всевышним и даже исполнить вместе его хит «Сон купца».
Отметим, что Бог и Дьявол у Лапенко вместе ездят на рыбалку, а Катамаранов спокойно существует между миром живых и мертвых. В свою очередь, художник (от слова «худо», как шутит Жилин) Гвидон Вишневский умеет рисовать картины «Абсолютный вход» и «Абсолютный выход», с помощью которых человек способен перемещаться во времени и пространстве (эти две физические величины тоже, конечно, играет Антон).
Лидер ОПГ хочет свести счеты с Инженером, который довел его до инвалидной коляски. Происходит погоня, драка на крыше машины и эпичный полет в озеро. Члены ОПГ выплывают сами, а вот Лидера вытаскивает Инженер и получает прощение за спасенную жизнь.
Нателла Наумовна продолжает строить свои коварные планы. Заполучив со своей партией «более ста тысяч процентов голосов» при помощи гипнотизера Бориса Бобровского (привет Анатолию Кашпировскому), она становится главой города и собирает представителей разных сфер, чтобы под шумок от них избавиться. Но Жилин, которому она поручает организовать взрыв, подрывает в итоге саму самозванку. Ход конем милиционера не остается безнаказанным, и его расстреливают девушки из ОПГ «Железные каблуки». Прямо как в сериале «Спрут».
Однако, как говорит сам Лапенко, после того, как персонажи по-настоящему погибают, они «потом по-настоящему оживают». Так что Жилину везет: ему помогают Инженер и Лидер ОПГ, которые от безысходности везут его к Гвидону, на досуге промышляющего знахарством. Кстати, погоны остаются на милиционере даже после того, как его раздевают (отсылка к «Маски-шоу», чек), а он воскресает аки Джон Сноу в «Игре престолов».
Пока суть да дело, Татьяна Восьмиглазова разрывается между Юрой-журналистом и Ричардом Сапоговым. Мы бы ее месте никого не выбирали — один ее сталкерит, а другой бьет. Тем не менее последнее слово остается за мистером Сапоговым, который ведет Татьяночку под венец. Но Журналист оказывается неугомоннее и хочет подсыпать ему яд, украденный у нерасторопного Инженера. В процессе схватки шампур от подаренной Восьмиглазовой электрошашлычницы попадает в лоб перебитованной Нателле Наумовне, на поверку оказывающейся ведущим программы «Сдохни или умри».
Стрельникова узнает, что ее муж был в сговоре с Жилиным, и грозится устроить им сладкую жизнь. Жилин, которому уже надоело умирать, в рамках законодательства предлагает втихаря избить Нателлу и ее банду. У Лидера ОПГ другой вариант: заказать у Инженера химическое оружие. Но тот категорически против, объясняя свою позицию в невероятном монологе. Кажется, что это не просто высказывание персонажа, а гуманистический statement самого Антона Лапенко.
«Оборзевшая» Нателла времени даром не теряет: она запрещает искусство (Гвидон и «Багровый Фантомас» на фоне разбитых гитар и сожженых картин выглядят удручающе), переименовывает улицы в свою честь, вводит экспорт каблуков и выселяет людей из жилых помещений, чтобы построить заводы. Роман «1984» как он есть. Все это мы видим от лица Инженера, из-за всепоглощающей несправедливости снова превращающегося в берсерка. Однако переживает он не столько за себя, сколько за Особу, которую лишили крова над головой, и начинает колдовать над своими скляночками.
Под цоевскую «Перемен» происходит эпичная битва ОПГ Нателлы и всех остальных. Правда, чтобы не перезагружать зрителя драмой, она показывается в виде короткого мультика (в самом начале сезоне с помощью анимации нам преподнесли цимес треугольника Сапогов-Татьяна-Журналист). Просто посмотрите ее: перчатки-пулеметы у Лидера, Гвидон и его джинн, и конечно же Шершень, экзорцирующий Бориса Бобровского самодельным крестом.
Пока Инженер ищет кольцо для Особы, потерянное во время схватки, Стрельникова готова отдать приказ на уничтожение своего мужа. Но тут всех случайно и в очередной раз спасает Катамаранов (ранее он также случайно разрушил здание мэрии вместо НИИ) и укатывает ее бульдозером в чистом полюшке. Как говорят американцы, «кто дважды ошибается, тот единожды помирает».
В последней серии не осталось комедийности, потому что даже на моментах, которые должны быть смешными, мы переживаем, так как сроднились с этими персонажами и воплощающим их человеком. И в этом плане финал 2-го сезона — образец того самого серьезного проекта, которого хочется пожелать Антону Лапенко.
От третьего сезона можно ждать чего угодно, но нам нравится, как Смирнов и Лапенко закольцевали проект: Инженер наконец-то добрался до Особы (у которой, слава богу, лицо Ирины Горбачевой и нет усов), лидер ОПГ перевоспитался и стал сотрудничать с милицией, зло (Нателла) искоренено или отправлено на исправительные работы (Бобровский), «Багровый Фантомас» заколлаборировался с Всеволодом Старозубовым, а приспешники и приспешницы группировок Катамарановска обрели друг друга. Всегда можно сотворить нового врага, вокруг которого будет крутиться новый сезон, но зачем?