Интервью, Кино — 7 октября, 23:59

«На съемочной площадке я превращаюсь в суперкомпьютер». Интервью с Ким Ки Дуком

На 42-м ММКФ Ким Ки Дук представил свою новую картину «Растворяться». Это история девушки по имени Дин, которой хочется лишь немного свободы. Она встречает своего двойника — более распущенную, открытую и смелую версию себя, после чего они необратимо вторгаются в жизнь друг друга. По случаю премьеры фильма специально для SRSLY кинокритик Антон Фомочкин поговорил с режиссером о стримингах, сериалах и жестокости в кино.

Ваш новый фильм — одно из главных впечатлений на фестивале в этом году. С чего началась эта история? 

Спасибо большое за ваши слова. Эта история возникла в моей голове, когда я путешествовал по Китаю, Казахстану, Кыргызстану и обратил внимание на положение женщины в этих странах. Мне показалось интересным противостояние традиционных ценностей и современного капиталистического общества. 

Сценарий изменился после того, как вы поняли, что снимете этот фильм в Казахстане?

Идея снять фильм с таким сюжетом возникла в 2012 году. Тогда я впервые приехал в Казахстан возглавить жюри на Алма-Атинском кинофестивале. То, что хочу снять эту историю именно там, я понял в 2018-м, когда посетил Казахстан второй раз. Правки вносил уже в Гонконге, основываясь на своих воспоминаниях о местах, которые видел. 

В вашем фильме живая и естественная русская речь. Как вы следили за этим на площадке?

Сценарий был написан на корейском, но снимать я собирался на русском. Не знаю этого языка, и поэтому с большим уважением отношусь к актерам, сыгравшим в фильме. Все они, кроме Динары (Жумагалиевой, исполнительницы главной роли. — Прим. SRSLY), профессионалы. Я разрешил им менять реплики, чтобы звучать естественно и соответствовать культуре. Главным условием здесь было — менять форму реплик, но не смысл.  


Когда Дин-1 и Дин-2 оказываются в кафе, последняя играет «Лунную сонату» на расстроенном пианино. Для меня это одна из главных сцен в фильме. На мой взгляд, именно ею можно описать то, как «Растворяться» снят. Расскажите, почему ваша работа выглядит столь нарочито небрежной?

Большое спасибо, что вы обратили внимание на этот эпизод, эту деталь, мне очень приятно. Хотелось бы подчеркнуть, что у моего фильма очень маленький бюджет, и съемки заняли семь дней. Сцену в кафе мы сняли за тридцать минут, это был очень тяжелый процесс. Кстати, все люди в кадре, за исключением главных героев, — настоящие посетители кафе, не массовка. Это очень важная сцена в этом фильме, она показывает другую сторону Дин.

«Растворяться» — история о дуальности человеческой природы?

Да, это фильм о том, что у одного человека есть две стороны — как вы и сказали. Мне было очень трудно работать в такие сжатые сроки, потому что приходилось многие сцены в точности повторять и снимать дважды. Сначала я снимал одну Дин, затем актриса переодевалась, и в кадре появлялась Дин-2.

Бюджетные ограничения вас сковывают или творчески освобождают?

С моим опытом работы у меня есть возможность снимать высокобюджетные фильмы, но в таком случае у крупного инвестора, который даст деньги на производство, будет иная цель — получить выгоду, и он будет вмешиваться в съемочный процесс. Мне комфортнее снимать кино с небольшим бюджетом, чтобы я мог все контролировать и сам решать, как и что делать. При этом, конечно, у такого варианта много минусов, потому что немного страдает качество: я не могу использовать хорошую камеру, привлекать много людей в съемочную группу, использовать в нужном объеме аппаратуру. Знаете, о моих последних фильмах говорят, что они похожи на студенческие работы, и я совершенно не обижаюсь на эти слова: да, я студент, мы все студенты, которые учатся жизни. Я готов поступиться техникой, но для меня главное — это история. Историей никогда не поступлюсь. 

Фото: Getty Images


Ваши фильмы о свободе выбора, фатализме. У Дин есть свобода выбора и воли? Или какой бы привлекательной эта свобода ни казалась, в любом случае для обоих ее воплощений все закончится плохо?

Не могу с точностью сказать, какой правильный ответ. Думаю верны оба варианта. И то, что это фильм о свободе выбора, и то, что он о двух сторонах одной девушки. Вы правы, их обеих ждет нехороший конец, но нельзя сказать, что они несчастны. Это просто жизнь. Каждый может объяснить себе этот фильм. Его смысл в том, что именно вы почувствуете, когда будете его смотреть.

И растворитесь в нем.

(Смеется.) Я был бы рад, если бы зритель растворился в нем.

Вы говорили о выгоде. Авторское кино в последнее время стали спонсировать или покупать стриминг-сервисы. Как относитесь к этому?

Не вижу ничего зазорного в онлайн-кинотеатрах. Но думаю, мой фильм не для широкого зрителя. Сомневаюсь, что какая-то крупная прокатная компания им заинтересуется и захочет представлять его во всех кинотеатрах. Это скорее будут артхаусные кинотеатры. В этом смысле онлайн удобен: больше людей сможет увидеть ваш фильм. 

А кинотеатральный экран, на ваш взгляд, остается важной частью просмотра?

Это, наверное, самый болезненный вопрос в нынешних условиях, во время коронавируса, когда многие режиссеры, в том числе в Голливуде, не могли представлять свои фильмы в кинотеатрах и переходили в онлайн. Конечно, каждый режиссер вам ответит, что его мечта — чтобы зрители увидели его работу на большом экране. Я снимал «Растворяться» в 4К для большого экрана. Если бы знал, что он выйдет в онлайн-кинотеатре, то просто снизил бы расходы и снимал в меньшем разрешении.

Вы не раз говорили, что пишете по три сценария в год. Не задумывались о том, чтобы написать сериал?

Я каждый день пишу какой-то сценарий, очень люблю этот процесс. Уже сейчас у меня завершено десять сценариев, и три из них переведены на русский язык. Но если говорить о сериале, то это не мое. Не люблю их, потому что это слишком долго, сюжет должен раскрываться постепенно, а это не мой стиль. Мне нравятся фильмы хронометражем 90-100 минут, это мне близко.

Вы снимаете быстро, за неделю. Что чувствуете во время такой интенсивной работы? Потерю энергии? 

Про энергию вы верно сказали: я собираю ее и снимаю 7–10 дней. На большее меня просто не хватит. Когда я снимаю, то превращаюсь в суперкомпьютер. Становлюсь одновременно уязвимым и сосредоточенным. Наверное, если я буду снимать дольше, то взорвусь. Просто умру, не смогу.

В современном кино чувствуете какие-то изменения в подаче провокационных, жестоких сцен на экране? 

В последнее время я смотрю не очень много фильмов, но стал замечать, что провокационные сцены стали заменять нюансами. Однако, если вы заметили, в моих фильмах тоже нет жестокости как таковой — как правило, это те же нюансы. В «Пьете» музыка, звуки, шум работающих машин нагнетают обстановку так, что зритель догадывается, что в этом месте есть жестокость. Я добиваюсь того, чтобы он прочувствовал, что происходит. Предпочитаю нюансы жестоким сценам, тем более таких сцен у меня немного. Кроме того, если мне нужно будет показать что-то жестокое, у меня не получится, потому что это очень дорого.

Почему вы смотрите мало фильмов? 

Поскольку за последние годы я пожил в разных местах — в России, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, а сейчас в Эстонии, то смотрел фильмы, снятые в этих странах. Делал это не столько потому, что они мне нравятся — я так изучаю страну. Сейчас вот хожу в кинотеатр на эстонские фильмы, чтобы провести кастинг актеров, посмотреть локации, поучиться тому, как живут эстонцы, и понять, как я все это могу применять. 

На протяжении последнего года я несколько раз видел вас на премьерах и показах российских фильмов. Они шли без перевода. Это какой-то особый метод погружения в историю?  

Отсутствие перевода для меня небольшая проблема. Каждый раз я не просто иду в кинотеатр. Сначала открываю сайт, читаю краткое описание и примерно представляю, о чем он будет. Дальше догадываюсь по игре актеров, по их действиям, что конкретно происходит в каждой сцене. 

Да и мне кажется, разговоры — не главное, что есть в кино. Люблю фильмы, где все понятно без слов.

Расскажите о проекте в Эстонии. И есть ли среди ваших набросков или уже готовых сценариев история, действие которой происходит в России? 

В Эстонии я готовлю проект «Облака, дождь, снег и туман». Он про то, что вся жизнь — вода. Все слова, вынесенные в название, связаны с водой. Это фильм о жизни. Более подробно я, к сожалению, не могу сейчас рассказать. Планирую снимать и в России. Как я говорил, среди моих сценариев есть те, что переведены на русский язык. Но из-за коронавируса у вас осложнено производство фильмов. Может, в следующем году, как только будут сняты ограничения, я это осуществлю.

Эта история созвучна вашему фильму «Весна, лето, осень, зима... и снова весна»?

Я так и подумал, что люди, которые услышат такое название, сразу увидят параллель с тем моим фильмом. Они похожи. Это также история о жизни, в ней представлены представители всех возрастов: от юноши и девушки до бабушки и дедушки. Герои строят дом — а этот процесс, мне кажется, и есть наша жизнь. Надеюсь, зрителю этот фильм будет понятен, и есть ли связь с фильмом «Облака, дождь, снег и туман», решать уже ему. 

Фото: Getty Images

Вы говорили, что много путешествуете. Что для вас сейчас дом и где он? 

Сложный вопрос. Мой физический дом остался в Корее. Духовный — там, где я сейчас нахожусь. Я переехал в новый отель, и сегодня этот отель — мой дом. 

В этот момент Ким Ки Дук переводит объектив своей веб-камеры на окрестности.

Вот там море видно, очень красивое место. Сосна (это слово четко выговаривает по-русски), сосновый лес. 

Чем чаще смотришь на море, тем лучше. 

Да! Смотреть на воду очень важно. Вода утешает и дает силы. 


Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 01:12, 22 октября 2020
Главное в телеграме за неделю: две крутые обложки, один деанон и «Фразы после секса»
Герои — 22 октября, 01:12
«Побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм». Интервью с дирижером Михаилом Татарниковым
Кино — 21 октября, 21:34
Рецензия на «Конференцию» Ивана И. Твердовского: проживи меня, проговори со мной
Новости, Новости — 21 октября, 21:33
Куча змей и ни одного выполненного челленджа. Роман Каграманов в шоу «З.Б.С.» Насти Ивлеевой
Новости, Новости — 21 октября, 18:35
Для торта придумали щит. Он позволяет задувать свечи без распространения бактерий
Герои — 21 октября, 15:50
О гипнозе, НЛП и дионисийстве. Интервью с актером Максимом Сухановым
Популярная темаПопулярно
Кино — 21 октября, 13:56
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Суд над чикагской семеркой», «Ноктюрн», «Тебе стоило уйти»)
Герои — 21 октября, 13:06
О призвании, фэшн-тусовке и Трабуне. Интервью со Славой Gee
Новости, Новости — 21 октября, 13:04
Microsoft и SpaceX теперь партнеры. Они разработают облачную сеть с помощью спутников
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 21 октября, 12:09
Новое интервью Саши Спилберг: об успехе на ютьюбе и желании отправиться в космос
Новости, Новости — 21 октября, 09:44
Дени Вильнев снимет мини-сериал по роману Ю Несбе. Главную роль исполнит Джейк Джилленхол
Новости, Новости — 20 октября, 23:21
Зонд NASA попытается взять образец грунта с астероида. Рассказываем, где на это посмотреть в прямом эфире
Герои — 20 октября, 22:04
Интервью с моушен-дизайнером Brickspacer — тем, кто в клипе Tacos превратил Ильича из Little Big в кукурузу
Новости, Новости — 20 октября, 15:00
У людей обнаружили новый орган — еще одну пару слюнных желез
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 20 октября, 14:17
Скотт М. Гимпл думает снять мультсериал по мотивам «Ходячих мертвецов»
Герои — 20 октября, 14:00
6 российских тревел-блогеров: о заработке, рекламе и экстремальных путешествиях
Новости, Новости — 20 октября, 13:48
Ученые назвали самый страшный фильм ужасов. Им оказался «Синистер»
Новости, Новости — 20 октября, 11:19
«Эйфория» возвращается: первый бонусный эпизод выйдет уже 7 декабря
Новости, Новости — 20 октября, 10:28
Несчастная любовь и дискотечные биты: послушайте новый трек Gavrilina «Только ты»
Новости, Новости — 20 октября, 09:07
В Дубае откроются американские горки по мотивам «Джона Уика» и «Иллюзии обмана»
Новости, Новости — 19 октября, 21:51
Вышел первый в мире хоррор для кошек. Главный злодей — огурец
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 19 октября, 20:40
iPhone 12 в два раза обогнал iPhone 11 по количеству предзаказов. Кажется, новый смартфон и правда ждали
Новости, Новости — 19 октября, 18:27
Аня Покров в «Биг Ди шоу»: о комплексах, конкуренции и достоинствах Артура Бабича
Новости, Новости — 19 октября, 17:59
В «Делимобиле» новые правила. Теперь у водителей есть рейтинг
Новости, Новости — 19 октября, 16:24
Кровь, змеи и куча локаций: посмотрите клип «Мальбека» и Сюзанны на трек «Шазам»
Музыка — 19 октября, 15:38
Рейв, на котором никто не танцует. SRSLY сходил на «Экранизацию» в «Гараж»
Герои — 19 октября, 14:28
О шоу «Утренняя звезда», Японии и остроумных комиках. Интервью с Константином Анисимовым
Новости, Новости — 19 октября, 14:06
Nokia запустит 4G на Луне. Компания заключила контракт с NASA на 14,1 млн долларов
Новости, Новости — 19 октября, 08:55
У Арины Даниловой новое шоу на ютьюбе. В первом выпуске — сестры Аракелян
Новости, Новости — 18 октября, 16:29
Посмотрите на новое граффити Бэнкси. Там девочка крутит обруч из велосипедной шины
Ведьмы
Субура
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Метод
(2 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)