Колонка, Кино — 6 октября 2020, 19:19

Лицо двух веков. Борис Барабанов о документальном фильме Joker: Put On A Happy Face

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
На ютьюб-канале компании Warner Bros. вышел документальный фильм Joker: Put On A Happy Face («Джокер: Надень счастливое лицо» или «Джокер: Сделай веселое лицо»), посвященный 80-летию знаменитого персонажа вселенной DC Comics. Борис Барабанов посмотрел на Джокера глазами его создателей. 

Злодей Джокер дебютировал в самом первом комиксе о Бэтмене, который появился на прилавках в апреле 1940-го. Его прообразом был Гуинплен из немой экранизации «Человека, который смеется» 1928 года. Если рисованный Бэтмен являлся ответом на насилие и мафиозные войны времен сухого закона, то Джокер задумывался как персонаж, постоянно проверяющий Бэтмена на прочность. В первом же выпуске комикса был заявлен парадокс, на котором вся история противостояния героев держится до сих пор: злодей в маске весельчака-клоуна сражается с добром в маске летучей мыши — символа темных сил ночи. 

Джокер — зеркальное отражение Бэтмена. Без одного нет другого. Эта мысль озвучивается авторами фильма в каждой из глав, посвященных все новым и новым воплощениям героя. 

Если истории о ранних, комиксовых итерациях персонажа в большей степени интересны фанатам именно его графического воплощения, то об экранном Джокере могут судить даже те, кто видел бумажные выпуски «Бэтмена» только в музее. 

В 1960-е Джокер в исполнении Сесара Ромеро появился в фильме Лесли Х. Мартинсона «Бэтмен» и соответствовал принятому в 1950–60-е толкованию образа. Он предстал на экране скорее безобидным весельчаком, нежели изощренным убийцей-психопатом. Но и в те мирные времена критики уже писали о том, что Джокер «украл шоу» у Бэтмена. 

В 1970-е фанаты серии наконец-то дождались серьезных конфликтов с высокими ставками. После комикса Алана Мура «Убийственная шутка» (1988) ни у кого не осталось сомнений в том, что как у Бэтмена, так и у Джокера появилась рельефность и психологическая глубина, которую раньше невозможно было себе представить. А в 1989-м вышел «Бэтмен» Тима Бертона — после этого о персонажах узнала совсем молодая аудитория, не заставшая золотой век «бумажного» Бэтмена. 

В фильме Joker: Put On A Happy Face использованы преимущественно архивные интервью. Джек Николсон, сыгравший Джокера у Бертона, выглядит молодо и говорит много, признаваясь в любви к персонажу, которого серьезные критики редко включают в список его лучших работ. Фрагменты «Бэтмена» с Николсоном до сих пор приводят в трепет. Это актерская игра высшей пробы, хотя и несколько «мхатовская» по нынешним меркам.


Роль Джокера в исполнении Джека Николсона, Хита Леджера, Джареда Лето и Хоакина Феникса, сменяющих друг друга на экране, — это своего рода стандарт, который каждый следующий артист интерпретирует на свой лад. Леджер и Феникс получили за своих Джокеров «Оскар», и нет сомнений в том, что его вручили бы и Николсону, если бы фокус был больше наведен на его героя. Феникс сильнее в физиологизме, Николсон — Джокер более кэмповый и театральный, Леджер — символ перезагрузки франшизы, который ушел от кэмпа и первым очеловечил персонажа. В фильме тактично обходят тему гибели актера, но нет сомнений в том, что она придала роли максимальный трагический акцент, и в итоге эта работа посмертно принесла ему «Оскар». 

Именно Джокер в исполнении Хита Леджера, с точки зрения создателей фильма, положил начало «джокермании». С конца 2000-х до середины 2010-х вышло более 20 фильмов, мультсериалов и игр с этим героем, и каждый раз его характер открывался с новой стороны.  

На фоне самых известных исполнителей роли Джокера потерялся еще один актер, с именем которого данный образ связан многие десятилетия. Марк Хэмилл озвучивает Джокера в мультсериалах про Бэтмена с 1992 года. Если это имя показалось вам знакомым, вы не ошиблись. Речь о том же Марке Хэмилле, знакомого нам по роли Люка Скайуокера в «Звездных войнах». Характер мультипликационного Джокера — во многом его заслуга. И смех рисованного злодея в его исполнении — самый пугающий. В фильме Joker: Put On A Happy Face справедливость восстановлена. Хэмилл говорит о Джокере едва ли не больше остальных актеров и сильнее других им восторгается. Джокер, по словам Марка, символизирует общество, поэтому остается актуальным.

Впрочем, ждать настоящей художественной глубины от комикса не стоит. Таковы правила игры, и даже самое успешное экранное воплощение Джокера — персонаж Хоакина Феникса — существует в плоской вселенной DC Comics. Создателей фильма мало интересует реальный исторический  фон, на котором появляется каждый новый Джокер. В гораздо большей степени их волнуют ожидания и реакции фанатов. Один из центральных тезисов фильма: «Джокер — квинтэссенция злодея нашего времени». Но примерами из жизни он не подтвержден, хотя дефицита злодеев в ней вроде бы не наблюдается. История Джокера в версии создателей героя — история популярности выдуманного персонажа. И в конце концов, мы видели не так много документальных фильмов о людях, которых никогда не существовало. 

Джон Леннон как-то сказал, что The Beatles популярнее Иисуса, так вот, самая, пожалуй, интересная мысль, звучащая в фильме: Джокер сейчас популярнее дьявола. Кажется, в фильме эти слова принадлежат Джеку Николсону.  


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 15:55, 13 апреля 2021
Музыка — самое агендерное из искусств?
Музыка — 13 апреля, 15:55
Новое в музыке за неделю: SZA & Doja Cat, Tommy Cash, Twenty One Pilots, Olivia Rodrigo, Дора & T-Fest
Новости, Новости — 13 апреля, 12:43
Met Gala 2021 пройдет 13 сентября. Темой бала станет американская мода
Новости, Новости — 13 апреля, 11:14
Брэд Питт, Хоакин Феникс и Зендая станут ведущими «Оскара»
Музыка — 13 апреля, 10:45
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)