Колонка, Кино — 6 октября 2020, 19:19

Лицо двух веков. Борис Барабанов о документальном фильме Joker: Put On A Happy Face

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
На ютьюб-канале компании Warner Bros. вышел документальный фильм Joker: Put On A Happy Face («Джокер: Надень счастливое лицо» или «Джокер: Сделай веселое лицо»), посвященный 80-летию знаменитого персонажа вселенной DC Comics. Борис Барабанов посмотрел на Джокера глазами его создателей. 

Злодей Джокер дебютировал в самом первом комиксе о Бэтмене, который появился на прилавках в апреле 1940-го. Его прообразом был Гуинплен из немой экранизации «Человека, который смеется» 1928 года. Если рисованный Бэтмен являлся ответом на насилие и мафиозные войны времен сухого закона, то Джокер задумывался как персонаж, постоянно проверяющий Бэтмена на прочность. В первом же выпуске комикса был заявлен парадокс, на котором вся история противостояния героев держится до сих пор: злодей в маске весельчака-клоуна сражается с добром в маске летучей мыши — символа темных сил ночи. 

Джокер — зеркальное отражение Бэтмена. Без одного нет другого. Эта мысль озвучивается авторами фильма в каждой из глав, посвященных все новым и новым воплощениям героя. 

Если истории о ранних, комиксовых итерациях персонажа в большей степени интересны фанатам именно его графического воплощения, то об экранном Джокере могут судить даже те, кто видел бумажные выпуски «Бэтмена» только в музее. 

В 1960-е Джокер в исполнении Сесара Ромеро появился в фильме Лесли Х. Мартинсона «Бэтмен» и соответствовал принятому в 1950–60-е толкованию образа. Он предстал на экране скорее безобидным весельчаком, нежели изощренным убийцей-психопатом. Но и в те мирные времена критики уже писали о том, что Джокер «украл шоу» у Бэтмена. 

В 1970-е фанаты серии наконец-то дождались серьезных конфликтов с высокими ставками. После комикса Алана Мура «Убийственная шутка» (1988) ни у кого не осталось сомнений в том, что как у Бэтмена, так и у Джокера появилась рельефность и психологическая глубина, которую раньше невозможно было себе представить. А в 1989-м вышел «Бэтмен» Тима Бертона — после этого о персонажах узнала совсем молодая аудитория, не заставшая золотой век «бумажного» Бэтмена. 

В фильме Joker: Put On A Happy Face использованы преимущественно архивные интервью. Джек Николсон, сыгравший Джокера у Бертона, выглядит молодо и говорит много, признаваясь в любви к персонажу, которого серьезные критики редко включают в список его лучших работ. Фрагменты «Бэтмена» с Николсоном до сих пор приводят в трепет. Это актерская игра высшей пробы, хотя и несколько «мхатовская» по нынешним меркам.


Роль Джокера в исполнении Джека Николсона, Хита Леджера, Джареда Лето и Хоакина Феникса, сменяющих друг друга на экране, — это своего рода стандарт, который каждый следующий артист интерпретирует на свой лад. Леджер и Феникс получили за своих Джокеров «Оскар», и нет сомнений в том, что его вручили бы и Николсону, если бы фокус был больше наведен на его героя. Феникс сильнее в физиологизме, Николсон — Джокер более кэмповый и театральный, Леджер — символ перезагрузки франшизы, который ушел от кэмпа и первым очеловечил персонажа. В фильме тактично обходят тему гибели актера, но нет сомнений в том, что она придала роли максимальный трагический акцент, и в итоге эта работа посмертно принесла ему «Оскар». 

Именно Джокер в исполнении Хита Леджера, с точки зрения создателей фильма, положил начало «джокермании». С конца 2000-х до середины 2010-х вышло более 20 фильмов, мультсериалов и игр с этим героем, и каждый раз его характер открывался с новой стороны.  

На фоне самых известных исполнителей роли Джокера потерялся еще один актер, с именем которого данный образ связан многие десятилетия. Марк Хэмилл озвучивает Джокера в мультсериалах про Бэтмена с 1992 года. Если это имя показалось вам знакомым, вы не ошиблись. Речь о том же Марке Хэмилле, знакомого нам по роли Люка Скайуокера в «Звездных войнах». Характер мультипликационного Джокера — во многом его заслуга. И смех рисованного злодея в его исполнении — самый пугающий. В фильме Joker: Put On A Happy Face справедливость восстановлена. Хэмилл говорит о Джокере едва ли не больше остальных актеров и сильнее других им восторгается. Джокер, по словам Марка, символизирует общество, поэтому остается актуальным.

Впрочем, ждать настоящей художественной глубины от комикса не стоит. Таковы правила игры, и даже самое успешное экранное воплощение Джокера — персонаж Хоакина Феникса — существует в плоской вселенной DC Comics. Создателей фильма мало интересует реальный исторический  фон, на котором появляется каждый новый Джокер. В гораздо большей степени их волнуют ожидания и реакции фанатов. Один из центральных тезисов фильма: «Джокер — квинтэссенция злодея нашего времени». Но примерами из жизни он не подтвержден, хотя дефицита злодеев в ней вроде бы не наблюдается. История Джокера в версии создателей героя — история популярности выдуманного персонажа. И в конце концов, мы видели не так много документальных фильмов о людях, которых никогда не существовало. 

Джон Леннон как-то сказал, что The Beatles популярнее Иисуса, так вот, самая, пожалуй, интересная мысль, звучащая в фильме: Джокер сейчас популярнее дьявола. Кажется, в фильме эти слова принадлежат Джеку Николсону.  


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 21:47, 25 января 2021
Инстасамка оскорбила курьера «Яндекс. Еды». Реакция других блогеров на конфликт
Новости, Новости — 25 января, 21:47
Warner Bros. разрабатывает сериал по вселенной «Гарри Поттера». Пока это слухи, но надежда есть
Новости, Новости — 25 января, 18:18
Катя Адушкина записала кавер на трек Арианы Гранде Dangerous Woman
Музыка — 25 января, 17:27
Новое в музыке за неделю: Jarryd James, RHYE, Антоха МС, Billie Eilish & ROSALIA
Новости, Новости — 25 января, 13:04
Центр цифрового искусства Artplay Media открылся после реновации
Новости, Новости — 25 января, 11:49
Как мигрантам из Ближней Азии живется в России? Разобрались на ютьюб-канале «Урюк и клюква»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 25 января, 08:55
У Ани Покров новый трек — «Последний предатель». В тиктоке все уже плачут
Кино — 25 января, 00:49
«Твою "Душу" мотал». Что не так с новым мультфильмом студии Pixar?
Новости, Новости — 24 января, 22:08
Вышел трейлер «Годзиллы против Конга»
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 24 января, 20:59
Андрей Ноилс и другие тиктокеры из The Angels Home стали участниками бойз-бэнда
Герои — 24 января, 18:51
Как творить магию в тиктоке. Интервью с иллюзионистом Сергеем Коллером
Новости, Новости — 24 января, 13:32
Почему пропадает обоняние при коронавирусе? Разобрались в подкасте TELLO
Кино — 24 января, 12:14
Сериалы недели: «Бэтвумен», специальный эпизод «Эйфории», «Уокер», «Страйк», «Бывшие», «Теряя Элис»
Новости, Новости — 23 января, 20:33
Умер Ларри Кинг
Герои — 23 января, 18:27
Умничать разрешается. Интервью с продюсером интеллектуальных игр Михаилом Довженко
Новости, Новости — 23 января, 17:50
Покров, Милохин и Горячева прошли детектор лжи в новом видео Dream Team Show
Новости, Новости — 23 января, 15:07
Оливия Родриго упомянула в Drivers License новую девушку бывшего. Та записала ответку
Новости, Новости — 23 января, 10:40
Roully случайно сплагиатил саундтрек из «Дэдпула», но понял это не сразу
Все звёзды и инфлюенсеры
Герои — 22 января, 22:12
Почувствуй мой бицепс. Диджей-дуо Bicep о новом альбоме Isles, будущем техно и схожем менталитете ирландцев и россиян
Новости, Новости — 22 января, 18:54
Опубликовано самое детальное изображение «Девушки с жемчужной сережкой»
Новости, Новости — 22 января, 17:39
Почему сериал «Секс в большом городе» безнадежно устарел? Объясняет «Маша, давай!»
Новости, Новости — 22 января, 16:51
Что станет с искусством после пандемии? Выясняет Сергей Шнуров
Новости, Новости — 22 января, 15:55
Что показали на презентации Resident Evil Village: новый трейлер, бесплатное демо и дата выхода
Новости, Новости — 22 января, 14:52
Сериал «Бриджертоны» продлили на второй сезон
Образ жизни — 22 января, 13:00
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Beach Bunny, священник и пельмени
Новости, Новости — 22 января, 12:35
Премьеру фильма «Не время умирать» опять перенесли
Новости, Новости — 22 января, 10:15
HBO снимет еще один приквел «Игры престолов»
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)