Развернуть Свернуть
Рецензии, Кино — 28 сентября 2020, 20:47

«Восхождение» Ларисы Шепитько глазами Гордея Петрика

24 сентября вышел в прокат «Восхождение» — magnum opus Ларисы Шепитько о родине и войне, который победил на Берлинском фестивале в 1977 году. Гордей Петрик рассуждает, как мораль военного времени оказалась универсальной для европейской богемы и советских номенклатурщиков.

Вот люди — солдаты и бабы с ведрами-чемоданами наперевес — поднимаются-восходят из снежных окопов. Бегут быстро-быстро к кустам-деревьям.

А вот привал: один изможденный мужчина в заснеженном промокшем насквозь тулупе, с синячищами под глазами от многодневного недосыпа, облокотившись на клен, припадает к его корням и с надрывом шепчет, едва слышно: «Привал». И все в радиусе пятнадцати, наверное, метров синхронно падают навзничь как мертвые, вражьей пулей подкошенные. Групповая одышка и секунда ангельской тишины. «Давай!» — «Что "давай"?» — «Что есть, то и давай». И ложкой передают по кругу колосья пшеницы, промерзлые, которые не могут насытить.

Герои «Восхождения» Ларисы Шепитько — два партизана, которых отправили из лесу за съестным. Слегка мужлан, болтливый Рыбак (Владимир Гостюхин) — когда-то рабочий парень, уважающий труд, жизнь, любовь, простые мужицкие радости и на войне неспособный существовать в одиночку, вне роты. И молчаливый, бледно-худой, хворый, но стойкий Сотников (Борис Плотников) — бывший учитель, не терпящий компромисса, полумер, страдающий от того, что оказался обузой со своим кашлем.

#INSERT_ARTICLE#

Шепитько была ребенком войны и как-то впитала, унаследовала понимание изнеможенных солдат, когда те бредут километр за километром в дикий мороз сквозь вьюгу, зная, что вокруг враг и смерть ютится поблизости. Впрочем, и раньше ей удавалось погрузиться в незнакомую среду с головой, не отстраняясь, впуская чужие страдания себе в душу (смогла бы она прожить больше, чем ей отмерено?). Все ее фильмы про состояния, душевные кризисы. «Ты и я» — картина о себе (поэтому самая совершенная), о поиске, мытарствах, хождению по свету и мукам того, кто считает, что сделал ничтожно мало для своих лет. В 28 она с той же отдачей погружалась в кризис сорокалетних, никому не нужных, тоже после войны, неприкаянных, брошенных, занимала позицию родителей в конфликте отцов и детей. В «Зное», едва ли окончив ВГИК, умудрялась понять рабочих, страстно постигающих целину Средней Азии (вроде заказ-заказом, а у нее — высказывание). 

Конечно, ей помогла окопная проза Василя Быкова, фронтовика, который с глубоким психологизмом рассказывал короткие истории-случаи из военного опыта сослуживцев — про западню, товарищество в полку и походы солдат в атаку. «Сотникова», по которому поставлено «Восхождение», читатели «Нового мира» огульно сравнивали с Федором Достоевским. Сама Шепитько со свойственной ей патетикой (в этом с ней могли бы посоревноваться немногие) говорила, что «Сотников» — «произведение о духовности».

В отличие от книги, в фильме нет воспоминаний-флешбеков, сомнения-горести персонажей выражены в их лицах (Шепитько репетировала до съемок, дотошно делала много дублей) аудиовизуальными средствами. Героя колотит жар, и повествование как бы ведется от лица человека в этом состоянии, в любой момент готового упасть в обморок. Оператор Владимир Чухнов наводит и отводит камеру от героев — то приближается, то отдаляется, будто сам пребывает в агонии: в пульсирующем — то нарочито тихом-спокойном, то лихорадочном — ритме ощущается влияние Александра Довженко. Отсюда постоянный эффект присутствия — в бреду, в окопе, под вражьими пулями. Когда Сотников близок к потере сознания, исподволь, будто издалека, ненавязчиво начинает играть мелодия Шнитке, стилизующаяся под шум леса, гул ветра, шуршание крыс в подвале врага — это прием, распространенный сегодня, но в советском кино полвека назад, мягко сказать, нечастый. 

#INSERT_ARTICLE#

В начале фильма герои идут по снегу в Хохловку. Рыбака там от немцев прятали местные старики, не выдали, а знали, что ротный старшина кадровый, потом в партизаны благословили. Он рассказывает так упоительно, как они с сошлись в этой самой Хохловке с девушкой, как она подошла к нему и его аж жаром обдало, так и женился бы сразу, если бы не война. Подходят к Хохловке — а там угли, заметенные снегом.

Кино — это, по заветам Годара, правда 24 кадра в секунду. Война — это смерть, разбомбленные дома, горе утраты, копоть, запах гниения. Кино о войне — смерть 24 кадра в секунду. Притча о войне, как называла свой фильм Шепитько, — путь к смерти и восхождение к вечной жизни. Они с Быковым хотели назвать фильм «Вознесение», но им не позволили.

А вот другой момент — чудо. Уже с добычей, нарвавшись на полицаев, героям удается от них сбежать. Сотникову — с раной в ноге. На рассвете притом, когда кончились патроны и шансы. Хрипя, проползая через сугробы, лицами об опавшие в осень кусты.

Вторая половина «Восхождения» — плен, испытание воли. Героев допрашивает некто Портнов в исполнении Анатолия Солоницына — мелкий бес, экс-преподаватель атеизма, что пресмыкается перед германскими офицерами. Бледное лицо Сотникова, героя-мученика войны, контрастирует со смуглой харей Портнова. Свет и тьма. Белый и Черный. Не покидает ощущение, что решение сделать фильм черно-белым принято ради этого.

#INSERT_ARTICLE#

Сотников у Шепитько рожден в 1917-м, святой воин. Революционное чувство долга перед страной и ореол святости слились в нем в контаминации. Он Христос (и Шепитько выбирала актера, похожего на Христа), Рыбак — Иуда (потому что испугался за свою шкуру), другие пленные — апостолы, и похоронят их в общей яме. За библейскую символику «Восхождение» сильно ругал Тарковский, но потом снял «Сталкер» и «Ностальгию».

В годы застоя фильм приняли без единой цензурной правки. На Западе — наградили «Золотым медведем» Берлинского фестиваля. Над картиной рыдали западные киноэстеты, католики, вручившие ей приз экуменического жюри, начальники-взяточники, пропустившие на экраны. 

Строками, евангельскими по духу, полон и «Сотников» Быкова: «Сколько уже их, человеческих  жизней, со  времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества, и многому ли они научили это человечество? Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру и справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью». По мысли Лариса Шепитько не отошла от повести ни на шаг. Слившись с евангельской, мораль военного времени оказалась абсолютно универсальной.

#INSERT_ARTICLE#



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 17:10, 8 сентября 2025
«Кино — это смак развития ходов». Интервью с актрисой Таисьей Калининой о сериале «Олдскул», диалоге поколений и мантрах
Новости, Новости — 8 сентября, 17:10
Нейросети «Яндекс Музыки» научились сводить треки в DJ-сеты
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Кино — 8 сентября, 16:45
Радикальная честность Лины Данэм. Как творит автор сериалов «Девочки» и «Чересчур»
Новости, Новости — 8 сентября, 16:05
Объявлены победители Венецианского кинофестиваля
Новости, Новости — 8 сентября, 15:00
Начались съемки фильма «Холоп 3»
Новости, Новости — 8 сентября, 14:10
«Киностудия» и «Пингвин»: объявлены первые победители «Эмми»
Новости, Новости — 8 сентября, 12:55
Известны победители MTV VMA 2025
Новости, Новости — 8 сентября, 12:10
Amazon снимет сериал по игре Life Is Strange
Образ жизни — 7 сентября, 13:00
the VOW, Sasha Barbakov и еще 5 ярких брендов с Московской недели моды
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 5 сентября, 18:30
Вторая часть «Супермена» получила название и дату премьеры
Новости, Новости — 5 сентября, 17:00
Стивен Кинг перепишет «Гензель и Гретель»
Новости, Новости — 5 сентября, 16:32
Лекции, игры и стендап: X5 проведет инвест-фестиваль в Парке Горького
Новости, Новости — 5 сентября, 16:10
Известна дата выхода третьего сезона «Ванпанчмена»
Кино — 5 сентября, 15:30
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Поздняя слава», «Похищение Арабеллы», «После охоты», «Джей Келли»
Новости, Новости — 5 сентября, 13:00
Why Do It? Nike анонсировал новый слоган
Новости, Новости — 5 сентября, 11:40
Apple выпустит собственный поисковик на основе ИИ
Новости, Новости — 5 сентября, 10:30
Майки Мэдисон назначена амбассадором Dior
Новости, Новости — 4 сентября, 17:21
Анджелина Джоли сыграет в экранизации книги «Тревожные люди» Фредрика Бакмана
Новости, Новости — 4 сентября, 16:00
Марго Робби и Джейкоб Элорди в тизере «Грозового перевала»
Новости, Новости — 4 сентября, 14:40
У игры Call of Duty появится экранизация
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 4 сентября, 13:10
Объявлено, когда выйдет сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри»
Новости, Новости — 3 сентября, 19:00
«Мы за тобой следим». Вышел тизер-трейлер сериала «Тоннель» с Елизаветой Боярской и Сергеем Гилевым
Новости, Новости — 3 сентября, 18:30
На «Хлебозаводе № 9» пройдет фестиваль DIY-искусства, моды и музыки
Новости, Новости — 3 сентября, 17:30
Post Malone представил дебютную коллекцию одежды
Новости, Новости — 3 сентября, 16:00
Crocs выпустил чехлы для смартфонов в виде знаменитых сабо
Новости, Новости — 3 сентября, 13:40
Анна Пересильд в трейлере музыкального фильма «Алиса в Стране Чудес»
Новости, Новости — 3 сентября, 12:30
Смотрим трейлер «Дома Гиннесса» — сериала от создателя «Острых козырьков»
Кино — 2 сентября, 21:35
Короче, часть четвертая: бойцовский клуб Верника, бесконечный Дед Мороз и autumn blues
Новости, Новости — 2 сентября, 17:45
Вышла книга по мотивам мультсериала «Колдуй отсюда»
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы