Интервью, Бизнес — 2 октября 2020, 22:16

О видеосервисах, платном контенте и Солженицыне. Интервью с генеральным директором Megogo в России Виктором Чекановым

Как меняется отношение к лицензионному контенту в России, насколько ограничена подписная модель видеосервисов и почему отечественная классика актуальна как никогда — мы поговорили о бизнесе и немного о личном с генеральным директором MEGOGO Виктором Чекановым.

Расскажи, пожалуйста, о своем профессиональном опыте, образовании и о том, как ты запускал известный сервис. 

По первому образованию я эколог, позднее получил MBA в МИРБИС и в рамках программы двойного диплома защитился с отличием в London Metropolitan University. На начальных этапах своей карьеры работал в офисе обслуживания абонентов МТС. Позже ушел в медийную сферу –– в контент-провайдер, откуда перешел на ТНТ в департамент спецпроектов и развития бизнеса заниматься внеэфирными проектами телеканала. С 2009 года я работал в контентном подразделении нового оператора Yota, занимался договорами с правообладателями — что стало для меня настоящим погружением в контентный мир. В России это был первый кейс запуска телеканалов на мобильных устройствах посредством скоростной мобильной сети, тогда еще WiMAX. После Yota перешел в компанию «Рамблер», где руководил отделом дистрибуции. С 2012 года начал работать в MEGOGO, практически с его основания. Сервис запускался одновременно для всей территории постсоветского пространства, с офисами в Москве, Киеве, Минске, Кишиневе, Риге, Алматы и других городах.

Ты учился в Лондоне. Что можешь сказать об этом городе? Стремился ли остаться там после учебы?

Это была первая Европа в моей жизни. Представляешь, после Москвы, какой мы ее помним в 2008 году, приезжаешь в параллельную реальность! Я грезил этим городом и хотел туда уехать. Один раз я это почти сделал, но получил интересный оффер по работе в Москве и принял более взвешенное решение.

Впервые я оказался в Лондоне 12 лет назад. И сейчас вижу, как он меняется, из малоэтажного трансформируется и застраивается небоскребами, теперь уже не только в London City и Canary Wharf. Одновременно поражает, как за растущим городом успевает и транспортная инфраструктура. Прокатиться на DLR (Доклендское легкое метро, охватывающее несколько районов Лондона. — Прим. SRSLY) для меня как мини-экскурсия!

В чем основные отличия ведения дел в Англии и России?

По моим ощущениям, деловой уровень серьезных российских компаний в плане этики ведения бизнеса не уступает уровню Англии и других европейских стран. При этом у британцев система образования поставлена так, что с раннего возраста прививаются навыки критического мышления. И в бизнес-подходе это видно сразу. 

Конечно, чувство юмора и его понимание сильно отличается. Тем более шутки в профессиональной среде. Большая разница в этом плане у нас и с Северной Америкой. Например, шутки про секс в России пока еще допустимы, если не являются харассментом. Но шутить про политику у нас становится опасно. В CША –– совсем наоборот. Помимо прочего, разница в чувстве юмора проявляет эмоциональные отличия в ведении бизнеса и межкультурных коммуникациях. Это разница между культурными и историческими кодами, между «загадочной русской душой» и западным менталитетом.

Фото: Игорь Панков
#INSERT_ARTICLE#

По чьим стопам ты пошел? 

Я сын врача и инженера, внук педагогов. Папа работал в Звездном городке и даже возил меня на работу, показывал тренировочное оборудование, скафандры, ракеты. А после переезда во Владивосток он «ушел в моря». Техника, космос и море –– это про него. В мое воспитание вложились и бабушка с дедушкой. Они были учителями и директорами школ. Так я регулярно слушал вечерние историко-филологические дискуссии. И любил читать. Дома было много книг, мне подсовывали Чехова и Зощенко. Ну, и я сам дотягивался до всего, что было интересным. Как-то добрался до книги Макаренко про воспитание детей, после чего начал поправлять взрослых относительно их методик.

Чтение и сейчас остается твоим хобби?

Да, я стараюсь читать, хотя на сегодняшний день куда больше «пожирателей времени», те же фильмы и сериалы. Сейчас, например, листаю «Экономическую теорию» почти как справочник, а еще руководство по маркетингу и один англоязычный дайджест.

Из художественной литературы полюбил Александра Солженицына, хотя меня самого этот факт немного пугает. Перечитал «Раковый корпус» и «Архипелаг ГУЛАГ». Вторая книга показывает, что многое из происходящего сегодня –– отражение того прошлого, которого наша история стыдится. Еще из недавно прочитанного –– «Слово живое и мертвое» Норы Галь и «1984» Оруэлла.

А еще какие хобби у тебя есть?

Спорт люблю. Крепкий сон обожаю –– это, в принципе, одна из главных составляющих нормальной жизни. Если не выспался, то стараюсь не принимать серьезных решений и даже могу перенести важную встречу на другой день. При этом я выровнял свой график сна так, чтобы просыпаться самому без будильника. Спорт –– для удовольствия. Десятку пробегу, но соревновательный спорт не для меня. Скорее это тот вид медитации, который мне подходит.

Сериалы посоветуешь какие-нибудь?

Хорошие сериалы –– это круто, хотя в современных реалиях они быстро устаревают. Ракурсы, монтажный ритм, картинка. Чем современнее продакшен, тем больше технических мощностей и новаторских режиссерских подходов в нем присутствует, тем смелее темы, которые поднимаются. Из последних просмотренных сериалов мне понравились «Половое воспитание», «Рассказ служанки», «Поза», «Черное зеркало», а еще итальянский «Моя гениальная подруга» — драма о послевоенном Неаполе, снятая, по ощущению, на пленку.

Если говорить про кино, то мой любимый фильм –– «Елена» Звягинцева. Лента о той самой загадочной русской душе, о сочетании в одном человеке греховности и святости. И о молчаливом, но жестоком классовом конфликте современной России.

Работая, по сути, в развлекательной сфере, как ты сам относишься к развлечениям?

Я немного интроверт, но ходить куда-то периодически люблю. Лет пять назад знакомые, приезжавшие в Москву, обращались ко мне чуть ли не как к знатоку столичной ночной жизни. Сейчас совсем не так, выбор делаю в пользу диджея, а не локации. А, да, фестивали –– вот что полюбил. Тот же Flow в Хельсинки, был там несколько лет подряд.

Чего тебе больше всего не хватало во время самоизоляции? И куда поедешь путешествовать, когда откроются границы?

Не хватало простого ощущения «толкотни» в каком-нибудь баре, встреч с друзьями. Хочу в Португалию с Испанией, в Хельсинки на фестиваль Flow. Очень жаль, что его в этом году отменили, как и другие массовые мероприятия. 

Конечно, я могу посмотреть фестивали онлайн, но это совсем другое. Раньше была романтизация онлайна, теперь все наоборот. Люди начали забывать, что значит просто позавтракать в кафе перед работой, отдохнуть на лавочке в парке.
#INSERT_ARTICLE#

Офлайн стал эдаким теплым ламповым элементом докоронавирусной жизни. Но и самоизоляция, уверен, через некоторое время будет отзываться теплом в сердцах у многих из нас. 

Насколько удаленка повлияла на работу компании: сложнее ли такой формат в плане управления командой? 

Возьмем три качества, которыми нужно обладать, чтобы попасть к нам на работу: умение критично мыслить, самостоятельность, замотивированность. В зависимости от зоны и степени ответственности для каждого из сотрудников определяются рамки контроля по его задачам, частота коммуникаций с коллегами и руководством, а также формат обратной связи. В таком достаточно формальном ключе работа в офисе или на удаленке технически выглядит одинаково. Все остальное –– это эмоциональный и информационный фон, в котором живут сотрудники, а он не менее важен.

Некоторые компании в Москве решили перейти на удаленный формат и после снятия ограничений. Вы не рассматриваете такой вариант?

90% нашей работы базируется на коммуникациях. Быстрые и качественные коммуникации невозможны на удаленке, даже через видеозвонки. Частота контактов между сотрудниками снижается, так как в удаленном режиме они должны синхронизироваться с календарем — своим и коллег. Вдобавок к этому, не у всех дома есть возможность оборудовать хорошее рабочее место. Нехватка социализации –– тоже важный фактор. 

Для нашего бизнеса любой формат подходит. Но более комфортно мне и большинству моих коллег работается в офисе. Скажу больше. Считаю, что романтизация удаленной работы сейчас потеряла актуальность. Многие поняли, что такой формат помимо выполнения того же объема рабочих задач требует еще большей включенности и самоконтроля. Это нужные и востребованные навыки, но владеют ими немногие.

Я уже говорил про правильное информационное поле, где должны работать люди. Как думаете, где оно релевантнее выполняемым задачам? Естественно, в офисе. 

Какие прогнозы ты можешь дать в этом году в плане рекламы и пользовательских платежей? 

В этом году рынок ОТТ (Over-the-top, метод предоставления услуг через интернет. –– Прим. SRSLY) все равно останется растущим. Мы видим рост количества пользовательских платежей, но он не пропорционален увеличению их объема. После окончательного снятия всех ограничений, безусловно, будет коррекция до уровня начала года или, возможно, чуть более высокого. Тогда же мы увидим, как кризис повлиял на экономику в целом, рост безработицы всегда снижает платежеспособность населения. С рекламой тоже не все однозначно. Тут лучше понаблюдать. Хотя в пирамиде потребления развлечения находятся далеко не на первом месте, они очень важны для человека и никуда не денутся. С позитивной стороны отмечу, что когда в России произошли кризис 2008 года и геополитический кризис 2015-го, страна вышла из них довольно быстро.

#INSERT_ARTICLE#

Какие тенденции ты можешь выделить на рынке онлайн-видеосервисов в России? Насколько они отличаются в странах СНГ? 

Сейчас на такие вопросы я смотрю через призму самоизоляции и кризиса, наступившего после нее. ОТТ-отрасль в России уже сталкивалась с непростыми периодами, но тогда она была на начальных этапах развития. А сегодняшний кризис –– первый, который стал или станет переломным именно для онлайн-индустрии. Перелом этот имеет как негативные, так и позитивные стороны.

На фоне роста аудиторных показателей в пиковый период самоизоляции увеличивались и расходы на поддержку работы сервисов. 

По окончании пандемии, безусловно, часть новой аудитории сохранит появившуюся привычку потребления, но сервисы увидят отток в любом случае –– аудитория уйдет в офлайн, по которому соскучилась. Думаю, сценарий в странах СНГ аналогичен.
#INSERT_ARTICLE#

Из иных очевидных трендов, вероятно, мы будем наблюдать перетекание аудитории от пиратов в легальные сервисы, перевес пропорции в доходах от рекламных моделей к платным и рост объема контента, производимого силой самих площадок.

Как происходит конкурентная борьба за аудиторию с другими игроками рынка при всплеске потребления онлайн-видеоконтента?

Взгляните на то, что нужно пользователю. Найдите, что есть у вас из того, о чем он мечтает или может начать мечтать. Расскажите зрителю об этом, реализуйте его желания и станьте для него лучшим. Проинвестируйте в свое будущее со зрителем сразу после знакомства. И не забывайте, что ваш конфетно-букетный период обязан быть вечным, иначе зритель уйдет. Ровно так и происходит. В период всплеска самоизоляции объем инвестиций в пользователя чуть вырастает. Да, такая работа проводится не во всех сервисах, но я сейчас описываю то, что делаем мы и другие уважаемые игроки.

Какие еще видеосервисы ты бы отметил на российском рынке в качестве основных? С кем вы конкурируете?

На рынке есть игроки послабее и посильнее, однако могу с точностью сказать, что каждый из них крут. Я с большим уважением отношусь к работе ребят из ivi, Okko, «Амедиатеки», Premier, START и ряда других. Благодаря наличию таких первоклассных сервисов наш рынок развивается завидными темпами.

Мы всегда конкурировали в первую очередь с самими собой вчерашними. Вписывать в свою стратегию «нужно стать лучше, чем конкурент» –– неправильно, так как ты сам поставишь себя в позицию догоняющего. Копируя других, может, и набьешь руку, но свой шедевр создашь, только сделав что-то уникальное. Однако наличие конкурентов важно для понимания системы координат и себя на карте рынка.

Как меняется отношение к платному контенту у российского потребителя? 

Покупка контента –– довольно молодая привычка среди российских пользователей, ее закрепление и распространение достаточно длительный процесс. Но он происходит. До недавнего времени лишь малая часть людей могла отличить легальный сервис от пиратского. Да и при понимании таких отличий выбор был в пользу бесплатного. Сейчас легальные сервисы имеют гораздо больше преимуществ перед пиратскими. Они всегда под рукой (их предложат установить в ваш магазин приложений, а на Smart TV нужные сервисы уже предустановлены), пиратские же регулярно меняют адреса своих сайтов. Легальные гарантируют наилучшее качество картинки, а на пиратском вы можете столкнуться с экранкой. Если вы заплатите пиратам, но не получите то, что хотели, –– вряд ли добьетесь возврата средств. С легальными сервисами такое маловероятно. Вам доступен родительский контроль –– при включении этой функции ваш ребенок не найдет в легальном сервисе что-то, о чем ему лучше узнать через несколько лет. У пиратов такая опция отсутствует в принципе, как и многое-многое другое.

Подобные отличия и определяют отношение к покупке подписок или поштучного контента. В конце концов, давайте поймем: если кто-то показывает вам бесплатно то, на создание чего было потрачено много денег, –– производитель этого фильма или сериала не сможет снять для вас новую картину или следующую серию. Любая работа должна оплачиваться. Это понимание, эта зрелость тоже меняет отношение к платному контенту.

Какие ограничения есть у подписной бизнес-модели? И какие изменения она претерпевает для вас сейчас?

Главное ограничение –– контентное. Структура рынка такова, что самые горячие новинки, особенно если речь идет о голливудских блокбастерах, в подписку попадают тогда, когда перестают быть новинками. Второе ограничение, не столь критичное — это соразмерность стоимости подписки ее наполнению. За стоимость чашки кофе легальный сервис не даст вам доступ ко всему контенту мира. Но в подписке будет собрано очень много того, что на 99% удовлетворит ваши актуальные потребности. А рекомендательная система поможет быстро найти и выбрать фильм, телеканал или сериал на ближайшие пару часов. Во всем остальном хорошая подписка в интересном для вас сервисе имеет сплошные плюсы.

Насколько изменились предпочтения пользователей по типу потребляемого контента в 2020 году (сериалы, спорт, кулинарные шоу и так далее)? 

Конкретно в этом году был скачок интереса к фильмам и сериалам с апокалиптическими сценариями. Впрочем, такой спрос быстро сменился популярностью семейного и детского, а также образовательного контента, различных лекций.

Развитие каких тематик и форматов ты считаешь наиболее перспективным?

Лично мне нравится все, что касается edutainment и профессиональных блогеров. А еще спорт и киберспорт.

Недавно появилась информация, что в покупке MEGOGO заинтересован «Билайн». Прокомментируешь как-нибудь?

Это всего лишь слухи.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Игорь Панков
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 12:21, 23 ноября 2024
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Образ жизни — 23 ноября, 12:21
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 22 ноября, 16:05
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости, Новости — 22 ноября, 13:40
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 22 ноября, 13:10
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости, Новости — 22 ноября, 11:31
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости, Новости — 21 ноября, 19:43
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Кино — 18 ноября, 16:50
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих