Если в далеком прошлом основными причинами уничтожения и утери произведений искусства были пожары и войны, то теперь они страдают от рук неопытных реставраторов: пару месяцев назад, к примеру, специалист по восстановлению мебели взялся за работу над копией картины Мурильо «Непорочное зачатие», но вместо того, чтобы отчистить ее, он изменил лицо изображенной на полотне Девы Марии до неузнаваемости. Теперь же выяснилось, что из-за действий другого незадачливого мастера картину Рембрандта приняли за подделку и отправили в подвал на несколько десятков лет.
Картина «Голова бородатого мужчины» была передана музею Эшмола еще в 1951 году. Спустя 31 год команда ведущего проекта, занимающегося исследованием творчества Рембрандта, заявила, что полотно не является подлинным. Теперь же появились основания полагать, что заключение, данное в 1982 году, могло быть ошибочным. В процессе подготовки выставки, посвященной ранним работам великого мастера, на картину снова обратили внимание: Питер Кляйн, эксперт по определению возраста древесины, заявил, что панель, на которой была написана картина, сделана из того же дерева, что Рембрандт использовал для «Андромеды, прикованной к скале». Это же дерево использовал для написания портрета матери Рембрандта и Ян Ливенс — друг художника, работавший с ним в одной мастерской. Этот факт свидетельствует о том, что «Голова бородатого мужчины» либо принадлежит кисти Рембрандта, либо была создана в его мастерской.
The approximately 16 by 13.7cm (6in by 5in) Head of a Bearded Man appears typical of the young Rembrandt’s work in Leiden in about 1630 https://t.co/pooUx3XXsN
— The Times (@thetimes) September 1, 2020
Издание CNN сообщает, что ранее полотно приняли за подделку из-за того, что кто-то нанес поверх него штрихи, которые, в соответствии с заявлением реставратора Джевона Тистлвуда, «значительно разрушили тонкую иллюзию глубины и движения».
На данный момент вопрос подлинности картины по-прежнему остается открытым, однако на выставке ее все же решили представить, отложив вопрос установления происхождения полотна до окончания мероприятия. «Когда выставка закроется, мы начнем процесс восстановления картины, и нам не терпится увидеть то, что мы обнаружим», — рассказал CNN Тистлвуд.
Подлинность работ Рембрандта уже не в первый раз подвергают сомнению. К примеру, во второй половине прошлого века признанный эксперт того времени Хорст Герсон заявил, что принадлежащая королевской галерее «Маурицхейс» в Гааге картина «Саул и Давид» является поддельной. В результате ее поместили в хранилище музея, но в 2000-х снова решили исследовать: проверка заняла восемь лет, и международная группа специалистов пришла к выводу, что полотно все же было написано Рембрандтом.