SRSLY опросил 30 кинокритиков и выяснил, какие фильмы оказались, по их мнению, лучшими за десятилетие — с 2010 по 2019 год. Результаты вышли невероятно интересными.
Общий топ сложился так:
1 – «Левиафан» (7 упоминаний)
2–3 — «Трудно быть богом», «Теснота» (5 упоминаний)
4–5–6–7 — «Шапито-шоу», «Родина», «Елена», «Сердца бумеранг» (4 упоминания)
8–9 — «Человек, который удивил всех», «Горько» (3 упоминания)
Алексей Артамонов (кинокритик журнала «Сеанс», программный директор кинофестиваля дебютов в Новой Голландии)
Личный топ фильмов: «Мешок без дна», «Брат Дэян», «Гунда»
«Мешок без дна»
Последний фильм российского мастера кэмпа, гениального ювелира и старьевщика, аналогов которому в мире не найти.
«Брат Дэян»
Предельная точка российского медленного кино, за которой — абсолютная непредставимость другого и Генри Перселл в караоке.
«Гунда»
Уникальный фильм о животных, снятый с точки зрения животных. Одна из вершин концептуальной документалистики в принципе, без скидок на место проживания автора.
Дмитрий Барченков (кинокритик «КоммерсантЪ Стиль», Forbes)
Личный топ фильмов: «Человек, который удивил всех», «Папа, сдохни!», «Жить» (реж. В. Сигарев)
Денис Виленкин (кинокритик, креативный редактор SRSLY)
Личный топ фильмов: «Родина», «Трудно быть богом», «Левиафан»
Три Кита. Три картины о духовном невежестве, болотах (в прямом и переносном смысле), на которых кличат Бога. Конечно, есть замечательные и любимые фильмы и поменьше («Овсянки» Федорченко, «Холодный фронт» Волобуева, «Зимний путь» Тарамаева и Львовой, «Голова. Два уха» Суслина, «Страна Оз» Сигарева, «Самый лучший день» Крыжовникова). Фильмы пусть и больше раз пересмотренные, но менее монументальные, менее в конечном счете оглушительные.
Евгений Гусятинский (кинокритик «Искусства кино», куратор кинопрограмм музея «Гараж»)
Личный топ фильмов: «Шапито-шоу», «Страна Оз», «Я тоже хочу»
Так как фильмов на самом деле намного больше и выбрать три очень сложно, я решил ограничиться тремя высокими комедиями (они же трагедии) о сюрреализме и абсурде русской жизни.
Антон Долин** (кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино»)
Личный топ фильмов: «Елена», «Шапито-шоу», «Трудно быть богом»
Максим Заговора** (кинокритик) (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY)
Личный топ фильмов: «Вечное возвращение», «Трудно быть богом», «Я тоже хочу»
Ну, а какие тут аргументы? Никого из них больше нет, никто их никогда не заменит. Зачем-то зашёл на kinopoisk на страницу «Вечного возращения». Там пишут: если вам понравилось, посмотрите похожее – «Танец Дели» Вырыпаева. Вот, как говорится, и всё, что нам нужно знать о преемственности в российском кино.
Станислав Зельвенский (кинокритик Афиша Daily)
Личный топ фильмов: «Cердца бумеранг», «Шапито-шоу», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Олег Зинцов (кинокритик «Ведомости»)
Личный топ фильмов: «Кочегар», «В субботу», «Сердца бумеранг»
Аксинья Ильина (кинокритик Colta, «Сеанс»)
Личный топ фильмов: «Как меня зовут», «Теснота», «Человек, который удивил всех»
«Как меня зовут»
Бунтарское, отчаявшееся, нежное кино.
«Теснота»
Кино о душной реальности, которое дышит.
«Человек, который удивил всех»
Шаманизм в его новом проявлении.
Валерий Кичин (кинокритик «Российской газеты»)
Личный топ фильмов: «Аритмия», «Левиафан», «Керосин»
«Аритмия»
Здесь все сошлось: дар сочувствия, которым обладает Борис Хлебников, глубокая работа актеров, умная режиссура, психологически точно выписанный сценарий. Фильм десятилетия.
«Левиафан»
Попытка затронуть один из болевых узлов постсоветской России вызвала грандиозную по размаху и разноречивую по вектору общественную реакцию — редкий случай в нашем кино, когда была цель всколыхнуть болото, и она достигнута.
«Керосин»
Блестящий пример работы с киноязыком: безупречной гармонии прямого бытового действия с фантазией, реалистического и сновидческого, объективного и субъективного взгляда на мир. Запоздалое открытие большой актрисы, которую проморгало наше кино.
Василий Корецкий (кинокритик, старший редактор «Кинопоиска»)
Личный топ фильмов: «Левиафан», «Горько!», «Зоология»
«Левиафан»
Идеальная киномашина: злободневная и вневременная, меланхоличная и вызывающая прилив эмоций, совершенно бесстыдная в своей рассчитанности.
«Горько!»
Впервые — действительно смешная комедия.
«Зоология»
Большая режиссерская шалость и, кстати, мощнейший фем-манифест.
Борис Нелепо (кинокритик «Сеанса», программный директор фестиваля «Дух огня»)
Личный топ фильмов: «Одноклассники», «Родина», «Пьяная фирма»
Объяснение тут самое простое, личное: это те фильмы, которые я не раз пересматривал и продолжаю пересматривать; возвращаюсь к ним мыслями, примериваю на них многое. Если попытаться этот выбор анализировать, то все это не экспортное, романное кино, по которому можно будет точнее всего реконструировать Россию десятых годов.
Гордей Петрик (кинокритик «Сеанса», колумнист SRSLY)
Личный топ фильмов: «Высоцкий. Четыре часа настоящей жизни», «2АССА2», «Русский бес»
«Высоцкий. Четыре часа настоящей жизни»
Просто фильм о Высоцком, главном русском поэте XX века. Снят человеком, который прошел через те же самые состояния. Человечный.
«2АССА2»
Мало что может быть большим счастьем, чем встреча с фильмами Соловьева. Это один из самых сложноустроенных, хрупкий до ужаса, шероховатый, как свойственно по-эксгибиционистски честным киноэкзерсисам, но сила из него так и бьет. Негатив, наверное, изрезан стигматами.
«Русский бес»
Просто лучший фильм о России 2010-х. Константинопольский уходит в национальное прошлое, чтобы понять действительное.
Андрей Плахов (кинокритик «КоммерсантЪ», председатель отборочной комиссии ММКФ)
Личный топ фильмов: «Левиафан», «Елена», «Фауст»
«Левиафан» и «Елена» Звягинцева — художественная диагностика российского общества времен деградации. «Фауст» Сокурова — финал и одновременно исток «тоталитарной тетралогии» о тиранах ХХ века; по-прежнему актуально и значительно как кинематографическое явление.
Зинаида Пронченко (кинокритик, редактор сайта «Искусство кино»)
Личный топ фильмов: «Теснота», «Елена», «Воскресенье»
Жан Просянов (главный редактор Кино-Театр.Ру, директор по развитию веб-кинотеатра CHILL)
Личный топ фильмов: «Горько!», «Милый Ханс, дорогой Петр», «Человек, который удивил всех»
«Горько!»
После выхода «Горько!» оказалось, что «народная комедия» — это не обязательно ругательство, а в России есть режиссер, который может соединить мир айфона и мир шансона, заставив их обниматься и плакать, пускай даже и под Григория Лепса в автозаке.
«Милый Ханс, дорогой Петр»
Третий фильм режиссера Александра Миндадзе, чьи работы служат мостом от советского к постсоветскому, исследует образ «другого» при помощи бесконечного количества линз, двойников и зеркал, то приближая его обнаженное горло к бритве, то растворяя в тумане надвигающейся катастрофы.
«Человек, который удивил всех»
Режиссерский дуэт-бренд-семья Меркулова/Чупов раздвинули границы телесного и феминного-маскулинного, подарив Наталье Кудряшовой великую женскую роль, а зрителю тончайшую трансформацию Евгения Цыганова из коршуна в селезня.
Станислав Ф. Ростоцкий (кинокритик «Сеанса», «КоммерсантЪ»)
Личный топ фильмов: «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Зимний путь», «После тебя»
«Высоцкий. Спасибо, что живой»
Один из весьма немногочисленных фильмов начала десятилетия, который хочется пересматривать и сегодня, после того как схлынул возмущенный хайп, а за ворот перестал бежать холодок от и вправду жутковатого пластического грима заглавного героя. Пусть впереди большие премены — я это никогда не разлюблю.
«Зимний путь»
Истинное произведение искусства, после которого еще долго невозможно прийти в себя. Катарсис неясного происхождения: то ли взмыл в неведомые дали от совершенства классической музыки, то ли просто получил бутылкой по голове. А вернее всего — и то и другое сразу.
«После тебя»
Удивительная картина, которая совсем не так плоха, как можно сначала подумать. И которая, конечно, совсем не так хороша, как можно подумать секунду спустя. Но он есть, и он абсолютно настоящий (во всех смыслах слова, то есть и «существующий в реальности», и «подлинный»).
Денис Рузаев (кинокритик Lenta.ru)
Личный топ фильмов: «Теснота», «Обезьяна, страус и могила», «Назидание»
«Теснота»
Русский человек = человек кавказский
«Обезьяна, страус и могила»
Русский человек = человек саморазоблачающийся
«Назидание»
Русский человек = человек играющий. И проигрывающий
Вадим Рутковский (кинокритик CoolConnections)
Личный топ фильмов: «Одноклассники», «Пьяная фирма», «Да и да»
«Одноклассники»
Такая же внятная кинематографическая «ответка» САСа «стабильным нулевым», как «Асса» — перестройке, а «Нежный возраст» – «лихим 90-м». Но извлекать только «социальный» смысл» из фильма, упивающегося жизнью и ускользающей красотой, — все равно что подвергать семиотическому исследованию песню про «шарлепумбу», исполненную школьницами в купальне «Ста дней после детства». Или искать аллегорию в стишке, что шепчет Соня Карпунина: «Это дворник, дядя Федя, он сильней, чем три медведя, из своей кривой кишки он поливает камушки». Или вычленять гражданский пафос из «Войны» Цоя, звучащей на титрах вместо музыки гоанских волн. У Соловьева божественно прекрасны не только юные герои (им-то еще нет тридцати, они носят лица от Бога), но и святые пропойцы с припухшими рожами Михаила Ефремова и Даниэля Ольбрыхского (у которых, согласно португальской народной мудрости, те лица, что они заслужили). Вообще, прекрасно в этом фильме все; а в самые тревожные дни локдауна он, пересмотренный в надцатый раз, действовал как драгоценное целебное средство.
«Пьяная фирма»
Формально это четырехсерийный телефильм, но и кинопоказы у него были, и в сравнении с большинством картин, выходивших в кинопрокат десятых, он выигрывает — фантазией, остроумием и наглостью. При всем хмельном и убийственно смешном безумии это еще и на редкость трезвый срез новейшей российской истории.
«Да и да»
Написал сначала, что это идеальный фильм про любовь, что разбивает жизнь на «до» и «после», и свободу, которая может быть мучительной, но без нее — только смерть. Однако лучше так: «Да и да» — это и есть любовь и свобода.
Наталья Серебрякова (кинокритик «Афиши»)
Личный топ фильмов: «Географ глобус пропил», «Теснота», «Аритмия»
«Географ глобус пропил»
Лучшая роль Константина Хабенского, сыгравшего школьного учителя, интеллигента с надрывом, которому изменяет жена и который влюблен в ученицу.
«Теснота»
Самый громкий дебют. Фильм, стремительный, как ракета, и тесный, как его название.
«Аритмия»
Для кого-то — слезоточивая мелодрама, для меня — лучший фильм о супружеских отношениях, близких к краху, но выкарабкивающихся из этой ловушки.
Анна Сотникова (кинокритик «Афиши»)
Личный топ фильмов: «Трудно быть богом», «Горько!», «Последняя сказка Риты»
«Трудно быть богом»
Красивый.
«Горько!»
Свежий.
«Последняя сказка Риты»
Элегантный.
Василий Степанов (кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»)
Личный топ фильмов: «Сердца бумеранг», «Еще один год», «Скиф»
«Сердца бумеранг»
Очень жаль, что Николай Феликсович Хомерики потратил последние десять лет на то, что у нас называется «коммерческим» кино. Жду фильм, который он скоро снимет по своему сценарию.
«Еще один год»
Прекрасный фильм. Прекрасная сцена с матрасом. Первое знакомство с драматургом Любовью Мульменко. Хотелось бы спросить с продюсерского цеха за режиссера Оксану Бычкову. Где ее новые фильмы?
«Скиф»
Дизайн, нахальство, «Викинг» беспечного русского бродяги. Пускай патриотический киноисторизм всегда будет таким — шероховатым, но живым.
Анна Стрельчук (кинокритик SRSLY, «Искусства кино»)
Личный топ фильмов: «Айка», «Дуракам здесь не место», «Дау»
«Айка»
Одна из лучших работ в жанре постдок, обозначающая формальное и концептуальное смещение в сторону нововолновых экспериментов в российском конвенциональном кинематографе с мощнейшей женской героиней, роль которой исполнила Самал Еслямова.
«Дуракам здесь не место»
Сергий Астахов — герой нашего времени, отец русской демократии, гений и просто хороший человек. Фильм Мавроматти — мозаичное, низовое, карнавальное и балаганное кино, сложенное из лучшей части мирового интернета — подвалов русского ютьюба (примерами продолжения этой линии являются последующие две работы Мавроматти же и «Котлован» Андрея Грязева). Фильм, как и предыдущий, заигрывает с (пост)документальной формой, асимптотически приближаясь к реальности, но так ее и не достигая.
«Дау»
Достойный кринж-контент. Редкость в наши дни.
Алиса Таежная (кинокритик The Village)
Личный топ фильмов: «Елена», «Ангелы революции», «Мой убийца»
Также могли бы быть (вне конкурса): «Гунда», «Антон тут рядом», «Хей, бро», «Лето», «Сердце мира», «Мысленный волк», «Аритмия», «Кочегар», «Дылда».
Евгений Ткачев (кинокритик, редактор Афиша-Кино)
Личный топ фильмов: «Трудно быть богом», «Левиафан», «Родина»
«Трудно быть богом»
Фильм-завещание, фильм-прощание — экранизация повести братьев Стругацких, невыносимо прекрасное, фантастическое кино.
«Левиафан»
Быть может, не лучший, но, пожалуй, самый важный фильм Звягинцева про Россию десятых, предстающую в образе левиафана.
«Родина»
Концептуальное (снятое про родину, но не в России) кино режиссера «Бумера» и «Домашнего ареста» — одна из самых недооцененных, на мой взгляд, картин десятых годов; «хорошо там, где нас нет».
Стас Тыркин (кинокритик «Комсомольской правды», программный директор Strelka Film Festival)
Личный топ фильмов: «Левиафан», «Лето», «Теснота»
Алексей Филиппов (кинокритик Кино-Театр.ру, «Искусства кино»)
Личный топ фильмов: «Милый Ханс, дорогой Петр», «Ангелы революции», «Мешок без дна»
Очень сложно выбрать три фильма, тем более «лучших», поэтому я ограничусь одной из плоскостей отечественного кино 2010-х, которая мне в этом десятилетии, точнее в его последние годы, была наиболее интересна. Назовем ее историко-мифологической.«Мешок без дна»
Антон Фомочкин (кинокритик SRSLY, «Кино ТВ»)
Личный топ фильмов: «Generation П», «Родина», «Левиафан»
«Generation П»
Обо всем и ни о чем. На экране девяностые, снят в нулевые, вышел в десятые. Путь российского кино как путь парламента тридцати птиц в поисках короля птиц по имени Симург.
«Родина»
С чего начинается… с картинки на марке моей.
«Левиафан»
Страдать и каяться. Сквозь смех и слезы.
Ольга Шакина (кинокритик)
Личный топ фильмов: «Конвой», «Сердца-бумеранг», «Голова. Два уха»
Петр Шепотинник (кинокритик «Культуры», член отборочной комиссии ММКФ)
Личный топ фильмов: «Шапито-шоу», «Дылда», «Дау»