Развернуть Свернуть
Обзоры, Кино — 20 августа 2020, 19:07

Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии: главные картины смотра

Уже второй год в Санкт-Петербурге проходит Международный фестиваль дебютных фильмов в Новой Голландии. Президент смотра Александр Роднянский** привлек к программному планированию двух кинокритиков. Алексей Артамонов отбирал полнометражные картины, а Андрей Карташов — короткометражные. Оба конкурса получились очень насыщенными, состоящими преимущественно из картин-участников и лауреатов таких важных кинофестивалей, как Локарно, Роттердам и Венеция. В этом году фестиваль проходит как онлайн, на платформе Nonfiction, так и офлайн, в Новой Голландии. Специально для SRSLY Анна Стрельчук выбрала своих фаворитов.

Основной конкурс:

«Жираф» (реж. Анна Софи Хартманн)

#INSERT_ARTICLE#

Фильм, снятый датчанкой Анной Софи Хартманн, своими асептическими кадрами, брессоновскими склейками и звенящей тишиной по обе стороны кадра молниеносно вызывает в памяти работы Берлинской школы. В одной из ролей здесь Марен Эггерт, исполнившая главную роль в последнем (и не только) фильме Ангелы Шанелек «Я была дома, но...», а продюсером выступает Марен Аде. Сюжет обволакивает непритязательная фактура этнографии подлежащих сносу домов. Под ними скоро будет пролегать тоннель между Данией и Германией. Дара — 38-летняя «сильная и независимая» специалистка. Она внимательно осматривает их содержимое — ветошь и малоценные бумаги: дневники, письма, старые документы. В один прекрасный день она видит на пляже молодого человека — 24-летнего куроса из Польши, приехавшего в Западную Европу на подработку. История их (неравных) взаимоотношений складывается из шороха и шепота, шуршания страниц и взглядов — в фильме Хартманн сильные и красивые женщины смотрят на красивых и порой чуть менее сильных мужчин. Не свысока, а глаза в глаза. 


«Облако в ее комнате» (реж. Чжэн Лу Синьюань)

#INSERT_ARTICLE#

Еще одна история взаимоотношений между людьми разных возрастов, рассказанная сквозь мелодичный шум дождя на улицах мегаполиса и высоко в горах — с равной степенью живописности. 22-летняя Музи возвращается в родительский дом, в город Гуанчжоу, где собирается праздновать китайский Новый год. Как многие сейчас, она находится на распутье, в блаженном безвременье со слабо пульсирующей где-то на затворках сознания тревогой, которую она душит табачным дымом, слишком киногеничным, как всегда. Однако для «Облака в ее комнате» «слишком» — характеристика скорее комплиментарная. Здесь поражает прежде всего разнообразие и широта формальных экспериментов: от съемки, подражающей рентгеновскому излучению, до пленочной черно-белой фактуры. От псевдодокумента до видеоблога. Такие работы возвращают кино к его истокам и вместе с тем обновляют его — ведь когда-то весь кинематограф был экспериментом. Назад к (кино)вещам. Фильм Чжэн Лу (заслуженный победитель конкурса Роттердамского фестиваля) — это рассказ о том, как можно быть свободным в закрытом мире и в рамках уже, казалось бы, уже свершившейся формы. 


«Белым по белому» (реж. Тео Курт)

#INSERT_ARTICLE#

Очень мрачная и провокативная версия «Портрета девушке в огне» отдает кафкианским ужасом и вызывает нездоровое любопытство: фотограф средних лет прибывает на Огненную землю, в поместье крупного землевладельца, с тривиальной целью сделать свадебный портрет. Своего заказчика художник так и не увидит — тот будет слишком занят — господский «Замок» останется неприступным. Но зато он откровенно запечатлеет на снимках невесту — совсем юную девочку, на вид лет двенадцати. Здесь героиня истории, в отличие от «Портрета», занимает крайне пассивную роль, так как лишена самой возможности эмансипации: она скорее похожа на мертвое при жизни, безмолвное изваяние. Именно такой она предстает на одной из фотографий, где в полудреме от изнеможения прикрывает глаза. Этот фильм — прошлогодний участник венецианской программы «Горизонты» — довольно рьяно порывает с репрезентацией, в отличие от стандартного современного «критического» кино. Женщины здесь — включая местное, индейское население — объекты в самом жутком смысле этого слова, и эта сенситивная аффирмация действует на зрителя парализующе. В самом конце повествования объективы — фотографа и режиссера одновременно — смещаются с личной истории на всеобщую — фотохудожник запечатлевает жестокое истребление индейского народа селькнамы, рифмуя несправедливости между собой. Круг замыкается. Насилие прожигает Огненную землю и орошает ее кровью. 


Программа короткометражного кино:

«Мэри и наоборот» (реж. Нельсон Йео)

#INSERT_ARTICLE#

Буквализация и визуализация философского размышления китайского мыслителя Чжуань Цзы о том, как ему приснилась бабочка, но по пробуждении он уже не мог сказать: он Чжуань Цзы, который увидел во сне бабочку, или бабочка, которая видит во сне Чжуань Цзы. Таким образом китайский философ определял для себя метаморфозы вещей — протеизм и бесконечную текучесть жизни. В фильме сингапурского режиссера Нельсона Йео в этом маятнике трансформаций и перевоплощений участвуют героини двух фильмов (изображение кочует от хичкоковского триллера «Леди исчезает» к китайской ленте «Весна в городке»), а пересекаются они в образе молодой китайской девушки Ма Ли, которой снится, что она европейка Мэри. Или наоборот.


«Ложное солнце» (реж. Дориан Йесперс)

#INSERT_ARTICLE#

26-летний бельгийский режиссер Дориан Йесперс не первый раз работает на севере России — в 2018 году, вдохновившись музыкой Сергея Курехина, он снял «Воробьиную ораторию» в Мурманске. «Ложное солнце» же — эдакий антипод — формальный и содержательный, астеровскому «Солнцестоянию». Речь идет о самой длинной ночи в году и в мире. Вместо выжигающего все на своем пути света дня здесь — обволакивающий бархат ночи, вместо языческого, карнавального лета — медитативная северная зима. А вместо ультрафиолетового светила — тусклый свет ложного солнца — телеэкрана, который местные бабушки оставляют перманентно включенным, чтобы не чувствовать этой нескончаемой ночи. Видеоряд, снятый почти без склеек, напоминает сразу много фильмов со сходным приемом: то неоновый свет погрузит во «Вход в пустоту», то гладко парящая, словно плывущая, камера послужит реминисценцией кинодинамики в «Русском ковчеге», то хаотичные и отрывочные, часто как бы издалека эхом доносящиеся диалоги заговорят на киноязыке Алексея Германа. Однако при всем обилии референсов и визуальных пересечений фильм обладает собственной, ни на что не похожей эстетикой на грани с видеоартом.


«Голый» (реж. Кирилл Хачатуров)

#INSERT_ARTICLE#

Самобытный анимационный проект выпускника Московской школы нового кино Кирилла Хачатурова. Кирилл работает с компьютерной 3D-анимацией, создавая ирреальные антиэстетские антропоморфные фигурки, нарочито неловкой мешковатой формы. Новый анимационный фильм продолжает визуальный язык «Протокорба» — дебютной анимационной ленты режиссера. В «Голом» мы вновь сталкиваемся с современной российской реальностью (удивительно пластичный для анимации материал) — печальными подъездами, помятыми электричками, понурыми закоулками и задними дворами. В этом хтоническом сеттинге девушка-неформалка встречается с экстраординарным парнем — супергероем, умеющим проходить сквозь стены. Он, вопреки обыкновению, родился, а не стал таковым. И не очень-то жаждет кого-то спасать, а скорее даже сам нуждается в помощи. В мире, где буквально каждый стремится быть не таким, как все, маленький (сверх)человек, жаждущий ординарности и спокойствия, действительно ни на кого не похож. И уже только поэтому он довольно силен и велик. 


«После нас хоть потоп» (реж. Феликс Фаталь)

#INSERT_ARTICLE#

Это расхожее выражение (к слову, совпадающее на русском и французском языках), реализованное в виде визуальной рефлексии на тему постчеловеческого. Временные ориентиры смещены, библейские события сосуществуют с постапокалиптическими сценариями будущего, и все это что-то пророчествует об острие настоящего. Кино Фаталя о попытках восстановить человеческое из его обломков — хрупких, стертых, безликих, напоминающих картины Фрэнсиса Бэкона и ранние фотографии Евгения Юфита, образов (не)гуманного, что нам остались. После нас и во время нас — хоть потоп. Вода точит камень и смывает грехи.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 22:40, 17 ноября 2025
«Мечтаю отключить телефон и поехать на необитаемый остров». Актриса Соня Лопунова — о сериале «Обнальщик», любви к природе и плане на конец света
Музыка — 17 ноября, 22:40
Как британцы Америку в рэп переиграли: гайд по новейшему хип-хоп-андеграунду Британии
Новости, Новости — 17 ноября, 18:20
Джозеф Косински работает над продолжением фильма F1 с Брэдом Питтом
Новости, Новости — 17 ноября, 17:00
Фильм про Лабубу находится в разработке
Новости, Новости — 17 ноября, 16:20
Тим Кук может уйти с поста CEO Apple уже этой зимой
Новости, Новости — 17 ноября, 15:05
Сериал «Камбэк» продлили на второй сезон
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 17 ноября, 13:37
Том Круз получил почетный «Оскар»
Новости, Новости — 14 ноября, 19:50
Вышел трейлер второго сезона сериал «Фоллаут»
Новости — 14 ноября, 18:15
Тревожные сны, первый сольник и заветный фит. SRSLY-анкета певицы ALISHA
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 14 ноября, 17:50
The Neighbourhood представили первый за пять лет альбом
Новости, Новости — 14 ноября, 16:40
Смотрим трейлер «До свидания, Джун». В режиссерском кресле — Кейт Уинслет
Новости, Новости — 14 ноября, 15:10
Disney запустит нейросеть для генерации видео
Новости, Новости — 14 ноября, 14:25
Группа Beautiful Boys выпустила альбом «Такая красивая жизнь»
Новости, Новости — 14 ноября, 10:15
Приложение для коротких видео Vine перезапустится под названием diVine
Новости, Новости — 13 ноября, 19:50
Valve представила VR-гарнитуру, игровую станцию и геймпад для Steam
Образ жизни — 13 ноября, 19:40
«Мозгов хватает, денги нужны» и другие цитаты Сергея Матвиенко
Новости, Новости — 13 ноября, 18:05
Братья Руссо экранизируют комикс Ordained. В главной роли — Колин Фарелл
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Адель появится в ленте Тома Форда «Плач к небесам»
Новости, Новости — 13 ноября, 16:00
Начались съемки сериала «Фурия» по вселенной «Майора Грома»
Новости, Новости — 13 ноября, 15:18
Вышел первый трейлер анимационного фильма The Super Mario Galaxy Movie
Все звёзды и инфлюенсеры
Музыка — 13 ноября, 14:30
Оревуар, торшер и абажур: редакция SRSLY слушает «Мою волну» на иностранных языках
Новости — 12 ноября, 18:40
Смеяться пять минут. Подборка небанальных российских комедий
Новости, Новости — 12 ноября, 17:40
Сабрина Карпентер станет новой «Алисой в Стране чудес»
Новости, Новости — 12 ноября, 16:35
Вышел первый тизер «Истории игрушек-5»
Новости — 12 ноября, 15:45
«Хочется почитать книги. Нормальные». Интервью с блогером Энтони Юлаем
Новости, Новости — 12 ноября, 15:30
В Москве пройдет музыкальный фестиваль «Близость»
Новости, Новости — 12 ноября, 14:40
Бренд Хейли Бибер Rhode запустил бьюти-такси
Новости, Новости — 12 ноября, 13:58
Charli XCX выпустила песню House в соавторстве с Джоном Кейлом
Кино — 11 ноября, 19:25
Комаринский мужик. Разбираемся в феномене «Дракулы» Люка Бессона
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)