В июле 2025 года организация вернулась к работе после трехлетнего перерыва.
Возвращение ИМИ к работе ознаменовано активным расширением форматов деятельности. Сейчас, помимо выпуска текстов об устройстве музыкальной индустрии, команда ведет лекции и вебинары, публикует вакансии, курирует чат со специалистами, выпускает подкаст «Такт-Такт». В декабре к списку добавилась собственная издательская программа.
Ранее ИМИ уже выпускали книги с дружественными издательствами. Например, в 2021 году вместе с Garage они издали «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях / 1991–2021 /» под редакцией музыкального критика Александра Горбачева** (признан иноагентом в РФ. — Прим. SRSLY). Среди других важных текстов, вышедших или переизданных благодаря усилиям Института, числятся: исследование «Машина песен» Джона Сибрука, книга экс-фронтмена Talking Heads Дэвида Бирна «Как устроена музыка», а также сборники эссе «Новая критика».
Возобновление издательской программы ИМИ началось с коллаборации с издательством «Альпина нон-фикшн». Они представили труд профессора психологии и музыкального продюсера Дэниела Левитина «Музыка как лекарство». Это междисциплинарное исследование о силе музыки. Из книги можно узнать, почему музыка поддерживает нас в самые разные моменты — и на танцполе, и в болезни.
В честь перезапуска книжной программы SRSLY задали несколько вопросов управляющему директору ИМИ Артему Атанесяну.
Какие книги планируете выпустить в обозримом будущем?
В начале года в сотрудничестве с издательством «Бомбора» выйдет книга Кирилла Марковского о юридической грамотности в музыкальной индустрии — всеобъемлющий и при этом практичный гид, первая в таком роде книга на русском.
Параллельно мы готовим переиздание нашей самой востребованной инструкции — «Я музыкант, что делать?». Это супер-хит ИМИ, который мы обновляем под новую реальность (опять).
У тебя как спеца наверняка есть свой топ зарубежных книг о музыке и индустрии. Какие тексты очень важно открыть для русскоязычного читателя?
Сейчас мы считаем важным вернуться к основе — песням — и помогать учиться искусству сонграйтинга как ремеслу. В этом смысле на русском языке не хватает по-настоящему каноничных текстов — например, книги Пэта Пэтиссона Writing Better Lyrics, которая во всем мире считается базовой для авторов песен.
А если отойти от переводных работ и говорить чисто о российской или СНГ-сцене, про что хотелось бы выпустить книги под кураторством ИМИ?
Нам близки прикладные форматы: методички для менеджеров и артистов о том, как устроена профессия сегодня. Деньги, процессы, продвижение, структура рынка — все то, о чем обычно мало говорят публично. При этом нам очень интересны исследования музыки, локальных сцен России — хочется продолжать выпускать «Новую критику» ИМИ и подобные форматы.
В тему про письмо о музыке: есть ли какие-то вещи, которых вы будете избегать в своей издательской программе?
Нам интересны не истории успеха, а книги, которые честно объясняют, как все работает на самом деле — от устройства индустрии до природы творчества как профессии. Мы сознательно избегаем мифологизации индустрии, пустой мотивации, поверхностных советов. Хочется выпускать книги, которые выдержат проверку практикой и временем, и будут полезны аудитории.
С кем-то из российских музыкальных авторов или критиков хотелось бы посотрудничать?
На самом деле, для нас важнее не имена, а экспертность и видение авторов. Мы открыты к сотрудничеству со всеми, кто умеет системно и глубоко исследовать индустрию и музыку, писать понятно и не боятся сложных тем.