Давай начнем с Веры Камши. «Отблески Этерны», большой цикл, 17 книг. К скольким-нибудь из них прикоснулся?
Да, я прочел первый цикл «Красное на красном». Меня утвердили на роль незадолго до начала съемок, и мне пришлось быстро искать, собирать своего персонажа Ричарда Окделла. Но чтобы не забивать голову лишней информацией и второстепенными деталями, первоисточник я читал до определенных моментов, потому что многие сцены происходили до сюжетной линии, которую мы развиваем в сериале. Очень глубоко в роман я не нырял еще и потому, чтобы и для себя что-то интересное оставить.
Поговаривают, что на съемках почти не было дублеров, — как справлялись? Травмы случались?
Да, дублеров не было, фехтовали тоже сами. Травмы тоже были, куда без них. Но это такие мелочи, мы как-то с детства привыкшие к таким царапинам, ударам — спортивное прошлое дало свои плоды.
Ты чем занимался?
Я много чего попробовал. У меня родители — тренеры по образованию, оба. Мама — мастер спорта по спортивной гимнастике, а папа там вообще по всем видам спорта имеет разряды.
Все виды травм тебе знакомы, получается?
Вообще, да. Поэтому как-то с детства меня везде пихали: и единоборства, и разные командные виды спорта. Плюс я учился в кадетской школе. Так что я быстренько все схватывал на съемках. Но у нас, на самом деле, каких-то феерично сложных вещей не было в процессе съемок. Все было понятно, съемочная команда и другие актеры все понимающие, аккуратно работающие, но при этом сохраняющие накал. Словом, круто.
А какие-нибудь кулстори были?
Была одна забавная история, когда мы снимали одну из сцен с Лешей Лукиным. У нас сюжетно жесткий накал страстей, мы все взведенные максимально, а режиссер Сергей Трофимов внезапно в рацию говорит: «Стоп!» Мы останавливаемся и не понимаем, что происходит, почему он нас остановил. Место, где мы снимали эту сцену, по сюжету называется Ноха. И тут Сергей Юрьевич выдает вообще жесткую базу: «Стоп! Реквизит, художники — на площадке есть кто-нибудь? Сейчас берем баллончики и на стене пишем: "Это Ноха, здесь был Леха". Это было очень смешно, потому что у нас там прям страсть, кульминация!
Какую вещь героя утащил бы с собой на память со съемок?
Родовые перстни, конечно! Как-то я в них влюбился. Пока мы снимали, они на протяжении сериала у меня появляются, и в какие-то определенные моменты я уже сам машинально понимал, в какой сцене у меня есть эти перстни, а в какой их нет. То есть, несмотря на то что я разобрал весь материал, все происходило на ощущенческом уровне именно персонажа. Я думал: «Сейчас у меня будет два перстня, потом — один» — и так далее. Очень прикольная ментальная штука.
До старта на «Этерна была одним из самых ожидаемых проектов на «Кинопоиске». Твоя степень волнения перед зрителем от 1 до 100?
Я бы сказал, что такой шкалы мне вообще не хватит. (Смеется.)
101?
Даже 111, 112, я не знаю. Честно, очень переживаю.
Все будет круто, мы уверены. А что для тебя геройский поступок в реальной жизни?
Какой-то конкретный я, наверное, в пример не приведу. Думаю, не бояться жертвовать своим временем на других людей. Помогать, поддержать, когда можешь, — это, мне кажется, степень геройства в наших реалиях, если не говорить про какие-то критические ситуации, где надо спасти чью-то жизнь, жертвовать собственной и так далее. Хотя мне кажется, что я, вероятно, способен на такое. Вот так меня воспитали, привили с детских лет.
Классно, что ты сам себе отдаешь отчет в том, что это сейчас твой паттерн, который многие уже утратили.
Да-да, это правда. Просто я считаю, что иначе нельзя, именно так надо делать
Какой самый романтичный жест совершал когда-нибудь?
Когда есть деньги, то я всегда все деньги трачу на свою девушку, на день рождения ей покупаю всякие штучки. А так, мы вот уже пять лет в отношениях, и я каждый раз езжу ее провожать несмотря на то, что мне потом надо будет вернуться домой, понимаешь? На это не всегда есть время, но я стараюсь.
Мне кажется, этот ответ коррелирует с предыдущим вопросом в какой-то степени, потому что это, наверное, про одно.
Да, и самое забавное то, что я не чувствую в этом какой-то тяжести. Не делаю это потому, что так когда-то придумали, а мне просто самому хочется. Мне это не впадлу, одним словом.
Любимая фэнтези-книга/сериал/фильм?
Наверное, все-таки «Гарри Поттер», потому что это из детства. А вот «Властелином колец» я что-то не проникся особо. «Игра престолов» — очень туго, очень тяжело мне было ее смотреть. Мне не понравилось, что они резко погрузили в сюжет, не хватило плавности.
Изучал ли ты фанатские паблики, всякие теории по «Этерне» в соцсетях? Фанфики про героев, может быть, какие-то попадались?
Да, постоянно. Я вообще кайфовал с тредов в «Твиттере»... Смотрел разные фото и видео, где нас и процесс съемок из-под полы снимают. Они приближают такие пиксели, где вообще ничего не видно и непонятно. Но говорят: «Да, это точно тот-то и тот-то!»
Постоянно туда заходил, потому что это, на самом деле, помогало еще и персонажа создать. Я видел, как люди воспринимают персонажа, и, соответственно, это помогало мне сложить о нем общее впечатление и создать настоящего человека. Потому что кто-то же почему-то так думает о нем… И все это выливается в реально живой образ.
Кто твой главный краш на проекте?
Чурсин, конечно. Я бы сказал, что Леша Лукин, но Чурсин — просто нереальный. Юрий Анатольевич — просто вау! Он меня очень многому научил.
Можешь вспомнить мем, который мог бы описать твоего Ричарда?
Тот, где мужик заходит в салон телефонов, и такой: «Что у вас здесь происходит?!» Сто процентов, в любой ситуации: «Что у вас здесь происходит?!» Когда Ричард приезжает в школу Лаик и дальше по сюжету, где события быстро развиваются, –– этот мем подошел бы во многих сценах. (Смеется.)
А если еще пофантазировать, какая песня ему подходит?
Я недавно наткнулся в «Моей волне» в «Яндексе Музыке» на песню NADOR CITY GANG. Не знаю перевод, но мне понравилось, что там слово «Надор» — а это название места, откуда мой персонаж родом. Я сразу добавил, мне зашло. Ричард, мне кажется, такую довольно лирическую музыку слушает. Может быть, «Журавль по небу летит» из фильма «Бумбараш» (1971): «Где я только не был, чего я не отведал…» (Смеется.)
«Отблески Этерны» Веры Камши — это 17 книг, большой цикл. До съемок или уже во время них удалось прикоснуться хотя бы к части такого объемного произведения?
Да, первую часть — «Красное на красном» — я прочитал. Вообще, у моего персонажа Эстебана Колиньяра по книге судьба не совсем радужная. А вот что с ним будет в сериале, я не могу сказать, потому что у нас есть такие линии, которые где-то немного отходят от первоисточника. Конечно, мне бы хотелось в этой истории побыть подольше, потому что я получил огромное удовольствие и в эмоциональном, и в актерском плане. Ну и вообще, для меня это, наверное, самый масштабный проект в карьере.
Поговаривают, что не было дублеров на съемках и вы все трюки выполняли сами. Травмы случались?
Травм не было, но получилось так, что у меня с фехтованием дела обстояли не очень хорошо. По сюжету я должен быть лучшим среди всех унаров (будущих оруженосцев), лучше всех фехтовать. А я левша. Помню, как приехал на первую смену, мне дали мою шпагу, я начал левой рукой делать какие-то движения, и тут выбегает креативный продюсер Никита Сугаков и говорит: «Леш, а почему левая рука?» Оказалось, что в то время, в Средневековье, считалось, что «леворукость» — это от дьявола. Так что мне надо было переучиваться. Мне поставили три дня тренировок между сменами: я каждый день занимался, ходил с палочкой и пытался подключить правую руку как мог.
Есть какая-нибудь кулстори со съемок, которая тебе запомнилась?
Да! У нас есть прекрасный артист Виталий Коваленко, который играет капитана Арамону, нашего учителя в школе оруженосцев Лаик. У него было очень много текста и большая занятость. И вот однажды он объявляет: «Сейчас в битву идет унар Ричард и унар… Йоганный». Мы с парнями даже не с первого раза расслышали, сразу такой шум поднялся. Это так разлетелось, что до конца съемок наш Даня (Данил Никитин, играет молодого барона Йоганна Катершванца. — Прим. SRSLY) был унаром Йоганным. (Смеется.)
«Этерну» на «Кинопоиске» ждали 2,7 миллиона пользователей. Твоя степень волнения перед зрителем от 1 до 100?
90. Очень волнуюсь, правда. Мне сказали, что это рекорд «Кинопоиска», так что буду ждать. Я получал огромное удовольствие на съемках и кайфовал на сменах — а это для меня вообще главное в профессии.
Как тебе география проекта? Узбекистан, Псков, Петербург.
К сожалению, не был в Узбекистане, зато у меня так получалось, что каждая новая смена в «Этерне» была в разных городах: сегодня в Псков поехал, потом в Выборг, затем в Ивангород и в Питер. За эти поездки мы с пацанами очень сдружились, что забавно, ведь в самой истории они все для меня враги и слабаки, а я самый крутой. (Смеется.) Но вот такой вайб мы поймали, отчего и снимали сцены очень быстро — у нас была синергия и чувство, будто мы и правда учились в Лаик сотню лет.
Что для тебя в реальной жизни геройский поступок?
Почему-то я сразу вспомнил ситуации, когда человек видит, что кто-то тонет, например, и он, не думая про себя, ныряет и спасает совсем незнакомого человека ценой собственного здоровья и жизни. Меня это всегда поражает. И я тоже пытаюсь в жизни не отвернуться, если увижу, что что-то страшное происходит.
Какой самый романтичный жест совершал? Или, может быть, мечтаешь совершить?
Я о романтике, конечно, не стану говорить — пусть для моих будущих дам это будет секретом, сюрпризом. (Смеется.) Но вообще, мне кажется, что это важно: показывать по отношению к девушке свои чувства, эмоции. Когда ты влюбляешься или добиваешься девушку, ты летаешь, и тебе хочется постоянно что-то придумывать.
Любимая фэнтези-книга/сериал/фильм?
Это банально, но я назову «Игру престолов» — для меня это топ-1. Этот сериал — просто мой любимый проект, невозможно оторваться. И актерская работа великолепная — слушаешь монолог, представляешь все тонны текста и думаешь: «Как ты это сделал? Почему я смотрю на тебя и верю каждому твоему слову?» Поэтому назову, безусловно, «Игру престолов».
У тебя большая фанбаза, как и у «Этерны». Читал паблики, фанфики, фанатские теории?
Когда нас заявили как новый каст, мне что-то давали почитать. Я видел где-то, что нас не принимают, но мы искренне старались. Я не претендую на что-то, но хочется, чтобы объективно оценили работу. Если все плохо — окей, услышим. Если не очень плохо, то можно подключиться и к нам.
Кто твой главный краш на проекте? Ваня Тушин сказал, что Леха Лукин, конечно, да, но… Как мы знаем, все сказанное до «но», не имеет значения.
А я вот Ваньку Трушина назову. Это его первая роль, и мне кажется, для дебюта это очень убедительная работа. Он просто влетел в проект, появился прямо перед съемкой. Мне было с ним очень классно работать в тандеме.
Мем, который мог бы лучше всего описать твоего Эстебана?
«Я самая п@#%$тая, бл@#%! Понятно вам, б@#%? У@#ы! (Смеется.)
А какая песня Эстебану подходит?
По-любому какой-то рэпчик ошеломительный.