Рассказываем о картине, сравниваем ее с конкурентами и даже делаем ранние прогнозы.
В Ватикане умирает Папа Римский. А значит, надо созвать конклав (aka закрытое собрание кардиналов), чтобы избрать нового руководителя церкви. Организацией мероприятия занимается вечно хмурый декан (aka глава коллегии кардиналов) Лоуренс (Рэйф Файнс), который испытывает кризис веры. А основных претендентов на роль Папы вопросы веры, кажется, вообще не интересуют. Кардинал Трембле (Джон Литгоу, «Корона») просто хочет власти и готов вести грязную игру. Мнительный кардинал Беллини (Стэнли Туччи) думает только о либеральных реформах. В то время как чересчур и экспрессивный кардинал Тедеско (Серджо Кастеллитто) буквально мечтает сделать церковь great again, погрузив ее в средневековые обычаи.
Столкновение разных точек зрения на религиозность — тема интересная. Последним громким фильмом об этом было «Молчание» Мартина Скорсезе, вышедшее в 2016 году. Однако «Конклав» идет по другой дороге. Здесь автор не вглядывается в душу персонажам. В центре внимания — интрига, кто станет Папой, если все варианты не очень. Параллельно на голову зрителям упадет несколько тайн Ватикана (кроме той самой, но про нее уже и так снято достаточно). Поэтому на подробные психологические портреты кардиналов времени не остается. Самый яркий пример — декан Лоуренс. Почему у него кризис веры? Во второй половине фильма, во время диалога между двумя ключевыми персонажами, мы узнаем, что… потому что. Остальные характеры написаны такими же широкими мазками. Но если закрыть глаза на некую схематичность происходящего, то перед нами окажется хороший пример взрослого коммерческого триллера.
«12 разгневанных мужчин» (1956) Люмета встречают «Призрака» (2009) Полански. От первого здесь общая камерность и ощущение закулисности. Запертые в Сикстинской капелле актеры периодически впечатляют своей внутренней драматургией. Так, Файнс, уже давно находящийся в звании патриарха, на автомате блестяще выполняет самые сложные сцены: пускает слезу, гаркает, когда надо, многозначительно молчит. Правда, куда интереснее наблюдать за противостоянием по-трогательному жалкого Туччи («Дьявол носит Prada», «Милые кости», «Голодные игры») и Трампа-Кастеллитто (играл злодея Мираза в сиквеле «Хроник Нарнии»). Или парой сцен с Изабеллой Росселлини («Синий бархат») — единственной женщиной в «Конклаве», кому позволили говорить. При этом лучшая часть фильма — детали быта кардиналов во время выборов. Что они едят? Где они живут? Можно ли им пользоваться смартфонами? А как работает знаменитый белый дым?
От Полански, помимо общего оригинального автора — романы «Призрак» и «Конклав» написал Роберт Харрис, режиссер Бергер взял старомодную манеру съемки: вечно серое небо, тревожные крупные планы, саспенс даже во время смол-токов, визуальные отсылки для знатоков. Но как постановщик он, конечно, не чета своим кумирам. Особенно это видно в последних десяти минутах фильма, которые, да, неожиданные, но ощущаются такими намеренно придуманными, что это рушит часть конструкции.
Есть ли у такого фильма шансы на «Оскар»? С точки зрения номинаций — определенно. Вероятно, мы увидим «Конклав» как минимум в категориях: лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучший адаптированный сценарий. Однако победа в каждой из них сомнительна. Например, сценарий. Последние месяцы критики из США поют оды экранизации пулитцеровского романа «Мальчишки из "Никеля"» (цифровой релиз фильма состоится 13 декабря. — Прим. SRSLY) про жуткую исправительную школу для афроамериканцев. Тема бытового расизма американцам куда ближе, чем политика Ватикана. И что предпочтут академики, уже несколько лет пытающиеся реанимировать премию для простых зрителей?
Еще меньше шансов у фильма в главных номинациях, ибо с работой Бергера будут соседствовать исполинский «Бруталист» (с 20 декабря в зарубежном прокате. — Прим. SRSLY), каннский хит «Анора» и, неожиданно, «Гладиатор 2», коммерческий международный триумф которого будет невозможно игнорировать. Среди столь крепких претендентов «Конклав» гарантированно потеряется. Чтобы доказать это, сравним фильмы лоб в лоб.
«Бруталист» построен на страданиях пережившего Холокост архитектора (Эдриан Броуди), который переезжает в Штаты, чтобы начать все сначала. Броуди единолично тянет на себе 215 минут (!!!) хронометража. Режиссер «Бруталиста» Брэйди Корбет («Вокс люкс») снял свой фильм за 7 миллионов долларов (и на пленку), что в Голливуде с его раздутыми бюджетами равно подвигу. В то же время «Гладиатор 2» поражает масштабными боями, какие сейчас может делать только 86-летний сэр Ридли Скотт, попутно зажигая звезду Пола Мескала («Нормальные люди», «Солнце мое») для самой широкой аудитории. На этом фоне даже Шон Бэйкер («Проект Флорида») с его личностным кризисом нью-йоркской стриптизерши выглядит блекло. Крепкой центральной мужской персоналии толком нет, затейливых съемочных решений тоже, но не стоит недооценивать настроение, которое дарит «Анора». Трогательный и талантливо написанный фильм из нулевых погружает в себя (например, как «Джуно»), ибо экранные персонажи чересчур перекликаются с реальностью. И где тут место «Конклаву»?
Несмотря на крепкую базу, «Конклаву» не удается выйти за пределы своего жанра, раздвинуть границы, выделить конкретную деталь. Он недостаточно «про жизнь» или вечные проблемы (как «Анора» и «Мальчишки из "Никеля"»); со слабой психологической подоплекой (что делает его блеклым на фоне «Бруталиста» и «Аноры»); старательно, но все же сдержанно снят (в то время как «Бруталист» ощущается насквозь авторским полотном, а в «Гладиаторе 2» по Колизею плавают акулы); прекрасно сыгран, но тот же Файнс — лишь часть общего портрета, а не главный герой. Est misericordia!