Пока про долгожданный «Метод» известно совсем немного, мы в SRSLY отправились на съемочную площадку и разузнали подробности у актеров и создателей проекта.
Первый день октября обдает холодным ветром. Мы идем к заброшенному зданию на Преображенском валу — и это место тоже пробирает до мурашек. «Раньше здесь была туберкулезная больница, принадлежала старообрядческой общине», — рассказывают коллеги из «Кинопоиска», пока мы разглядываем локацию.
Большой двухэтажный особняк выделяется на фоне многоэтажек как призрак прошлого. Его тело — из грязного кирпича, а глаза закрыты — все окна занавешены черным полотном. «Мы снимаем ночь, по сюжету у нас сцены в психбольнице», — объясняет съемочная команда, и будто в подтверждение их слов из здания выходит несколько человек в белой одежде.
Нас проводят внутрь здания больницы; локация открывается большим холлом с массивной закручивающейся лестницей, но наш путь лежит не наверх, а вглубь первого этажа. Длинный коридор разделен железными решетками на секции. Все вокруг окутано дымом и заполнено людьми — актерами, массовкой, операторами, художниками по гриму. Лавируя между film crew мы проходим в небольшую комнатку, которая находится за кадром. Здесь происходит самое важное, ведь это плэйбек.
За режиссерским креслом сидит Юрий Быков. Именно с ним сериал стартовал в 2015-м и во многом благодаря его видению проект стал таким успешным. Вернуть Юрия в качестве режиссера «Метода» — было основной и самой важной задачей для старта 3-го сезона, как позже нам расскажет шоураннер сериала Максим Полинский. В новом проекте Быкова зацепил свежий концепт сериала: в отличие от первого и второго сезона, где был дуэт детектива и стажерки Есении (Паулина Андреева), здесь все строится вокруг Меглина и его рабочей группы маньяков. Как точно замечает режиссер, Меглин в новом сериале является худруком, собственно, кем в жизни является исполняющий Меглина Константин Юрьевич Хабенский (с 2021 года Хабенский руководит МХТ им. Чехова. — Прим. SRSLY).
В плэйбеке Быков передает правки по рации, выходит из комнатки и общается с командой, чтобы подготовить последние детали для съемки. В глаза сразу бросается спокойствие режиссера, его размеренность и готовность к диалогу, складывается ощущение, что с ним — как у Христа за пазухой. «Он — мой режиссер», — позже скажут многие участники проекта.
«Тишина на площадке. Камера, мотор», и мы видим, как Константин Хабенский и Эльдар Калимулин («Эпидемия», «Лада Голд»), прихрамывая, идут к одной из зарешеченных камер, а по длинному коридору эхом раздаются громкие стенания обитателей психбольницы, вырвавшихся на свободу.
Понять, что мы только что увидели на экране в плейбэке, практически невозможно — известно о новом сезоне сериала лишь в общих чертах: есть Меглин Хабенского, а есть орава маньяков, с которой он работает. Из dream team сегодня на площадке есть Джин, Фрида, Сталкер. Что за персонажи скрываются за именами героев страшной сказки?
Пока мы думаем, кого из команды повезет расспросить, к нам выходит художница по гриму Аксинья Козлова, которая раскладывает все по полочкам через призму образов героев. В работе художницы у каждого шрама есть своя история, каждый аутфит имеет значение. Так, поделившись результатами своей работы, она помогла нам собрать части пазла в более-менее полную картину. «Наш Зверь, Никита Кологривый, вообще оторва, — рассказывает Аксинья, — знаете, он как некий образ Арлекина в песнях "Короля и Шута". Я состригла его легендарные кудряшки — и он стал похож на машину для убийств. Сталкер (Эльдар Калимулин)... Он смешной, голова всей этой шайки-лейки. Ему не везет с девушками, он то прыщавый, то сальный весь. В школе у каждого был такой одноклассник, который максимально во френдзоне, даже не знаю, что это за зона, где ты его держишь», — смеется художница.
При этом концепт нового «Метода», где не один маньяк-протагонист, а сразу несколько, появился не так давно — где-то год назад, и тогда же начал подробно разрабатываться, делится шоураннер Максим Полинский. Третья часть будет состоять из восьми эпизодов, где каждый эпизод = отдельное расследование.
Как и в прошлые разы, авторы сценария, отдавая дань фанатам тру-крайма, опирались на референсы настоящих преступников, однако в грядущий сезон попали личные дела не только советских и российских маньяков. Условная география расширилась: теперь кейсы собраны со всего мира. На этих примерах команда изучает, какой жизненный опыт делает из человека чудовище. Вспоминая критику первой части антологии Райана Мерфи «Монстры», создатели «Метода» обещают мощный стейтмент против насилия. «Мы совсем не романтизируем эту историю. Через персонажа Леры (Анна Савранская, «Лед 3»), единственного человека из всей команды, пока не до конца ступившего на темную сторону, мы стараемся максимально честно посмотреть на весь кошмар происходящего», — говорит Максим Полинский.
По сюжету Лера отправляется на дела вместе с маньяками Меглина. Из суперспособностей у героини Савранской — обостренное чувство справедливости, и на фоне других кровожадных персонажей сказки Быкова она кажется героем из совсем другой истории. Однако в этом ее фишка — быть границей между светом и тьмой.
Среди актерских трейлеров в редких лучах солнца застаем Эльдара «Сталкера» Калимулина и Дениса «Джина» Бургазлиева. Актеры на перекуре и готовы уделить нам время. Эльдар начинает разговор с шутливой байки в стиле «всему свое время»: «Я пробовался в первый "Метод", там был школьный стрелок. Но вот не уверен, что я прям попробовался. Я точно прочитал эту серию (это 11-й эпизод 1-го сезона. — Прим. SRSLY). Я учил монолог, но то ли самопробу писал, то ли даже не дошел, а просто прочитал, проникся — и на этом все. Понятно, что я на всякий случай обиделся. Но надо было 10 лет подождать, и вот пришел мой час».
Денис Бургазлиев делится, что его персонаж Джин — интеллигент, доктор высокого ранга без ассистента и абсолютный одиночка. Имя героя становится понятным, когда мы узнаем о сверхспособностях персонажа. По сюжету, Джин умеет вводить людей в глубокий транс и играть с ними как с марионетками, хотя его спектакли вряд ли идут с пометкой хэппи-энд. Режиссер сразу увидел в Денисе Джина — утонченный, высокий и загадочный, он идеально подходил на эту роль.
В противовес вечно потному и неудачливому Сталкеру в 3-м сезоне появляется Фрида в исполнении Снежаны Самохиной. Как и все члены банды Меглина, она маньяк, но со своим подходом. Если Зверь кровожадно и беспощадно убивает, то персонаж Самохиной подходит к убийству как художник. Этот artsy-вайб угадывается в одежде Фриды и даже шрамах.
Психологически Фрида один из самых непредсказуемых персонажей, но Самохина смогла очень точно ее прочувствовать.
Еще на пробах у Снежаны со своим персонажем случился мэтч: «Я такая душная стала, мне от самой себя тошно так последнее время — и я очень рада, что играю Фриду, потому что Фриде можно все. А Фрида — это какая-то любимая часть меня (в некоторых ее проявлениях)».
Пока команда сериала и массовки вышли на обед, мы дожидаемся Аню Савранскую, ее героиня — одна из главных фигур третьего сезона. Для Ани сегодняшние съемки одни из самых сложных: много драк, которые не репетировали и день в день ставили с нуля, а отработать fight-сцену в кадре — задача не из легких. Урвав от своего перерыва немного времени, Аня кратко рассказала о своем персонаже — Лере, единственном герое с человеческими наклонностями, хотя и не без демонов. «Она, может быть, не знает, как должно быть, но точно знает, как не должно», — замечает актриса.
Похожее чувство Аня испытала, когда ее позвали на пробы в сериал: «Я помню, что у меня был довольно сложный период. Какой-то у меня был прям жесткий кризис, и я просто забыла вообще как играть. А когда прочитала этот материал… У меня всегда было отношение к ролям такое, что если это должно случиться, оно случится, а тут я это прочитала, и во мне проснулось чувство типа: я буду рвать, это буду делать я». Благодаря целеустремленному настрою Аня держится, несмотря на бешеный ритм работы и сложные сцены: «Я думаю, что это правильная стилистика существования для этого проекта, когда ты думаешь, как бы выжить. Но мы выживаем вместе. У меня пару дней назад было такое ощущение, что я больше не могу. В эту же секунду я подумала, что через несколько месяцев я буду так скучать. Сейчас уже стараюсь как бы помнить об этом и не ныть».
Складывается впечатление, что третий сезон будет абсолютно непохож на предыдущие: «Метод» станет более динамичным, мрачным, молодежно-тру-краймовским — а главный интерес в том, получится ли сериал не только с Меглиным, но и с другими маньяками в главной роли. Об этом узнаем уже на премьере в 2025 году.