Основной темой стартового дня стала мода как формат дипмиссии. Спикеры задавались вопросом, как через одежду страны могут делиться культурным бэкграундом и узнавать о талантливых кутюрье друг друга. Стивен Манзини, основатель и генеральный директор Soweto Fashion Week, предложил один из вариантов модного десанта: «Важно создать некое постоянное присутствие в стране — это может быть выставка моды или мультибрендовый магазин. Там, где можно будет познакомиться с новыми брендами, примерить, пообщаться».
Анастасия Костюнина из компании по производству ткани из сельхозотходов WE.REFIBER уверена: в будущем экологичность материалов станет необходимостью. А Мари-Франс Идикайи, основатель Congo Fashion Week, поделилась, как сохранять экологичные локальные производства, постепенно наращивая объемы выпуска продукции: «Местные мастера работают в малых масштабах и недостаточно знают. Однако это большой потенциал. Для них важно объединяться в сообщества, их можно научить и натренировать для работы в крупных компаниях, направляя на массовое производство».
Другая важная социальная миссия моды, отмеченная форумом, — это инклюзивность. В ходе дискуссии установили, что инклюзивность для разных брендов и разных мест будет разной. «Инклюзивность означает, что необходимо посмотреть на людей, которые вокруг вас, и на те проблемы, которые их беспокоят», — заметила Присцилла Чигариро, основатель Zimbabwe Fashion Week.
Параллельно с этим тейком на Московской неделе моды российские дизайнеры демонстрировали diversity во всей красе. Так, бренд Alena Musaeva (Волгоград) пригласил на подиум модель с особенностями ментального развития, а на показ коллекции ANRO by ALENA COJOCARU (Москва) вышла бионик-модель.
Первый день краешком задел футуристичные темы: необычные возможности тканей и условия существования брендов в цифровой метавселенной. Анна Бикчурова, эксперт по материалам для создания одежды, преподаватель Fashion Factory School, приоткрыла завесу тайны новейших разработок в легкой промышленности:«Например, есть варианты трикотажа, где в саму нитку встроены микрокапсулы с ароматами. Когда человек, надевший такую майку, бежит, его температура тела повышается, тогда микрокапсулы взрываются, и человек уже не пахнет потом, а пахнет чем-то приятным». Новые технологии, по словам Бикчуровой, также позволяют добавлять в опыт ношения спортивной одежды игровой момент: уже есть ткани для беговых маек, на которых при контакте с потом проступает принт или надпись.
К цифровой моде на форуме отнеслись скептически, несмотря на большой успех зарубежных кейсов. Резюмируем: сегодня метавселенная — чисто маркетинговый инструмент.
Тут все прошло под лейблом траблов, страхов и возможностей. 4 октября модное комьюнити форума обсуждало важную проблему легкой и текстильной промышленности — дефицит кадров. Александра Калошина, основатель SOLSTUDIO, рассказала, как успешно решает проблему нехватки специалистов: создает собственную систему подготовки кадров, внедряя своих сотрудников в вузы по всей стране. На заметку для тех, кто жалуется, что образование за бизнесом не успевает.
На дискуссии о внедрении искусственного интеллекта в модную индустрию, которая со скрипом приняла цифровую моду, спикерка Одри Тайе, директорка по связям с модой и брендами, успокоила всех. По ее мнению, AI может ускорить рабочий процесс, быстро выполняя монотонную работу, но в креативе нейронка не сможет сравниться с человеком:
Владислав Иванов, генеральный директор бренда SLIP, раскрыл секрет успешного привлечения инвестиций для тех, кто боится остаться без средств. Делимся: показывайте финансистам цифры (они их любят!) и аргументированно объясняйте, почему заходите в ту или иную нишу.
Как российским брендам воспользоваться вакуумом на рынке с уходом зарубежных гигантов, объяснил Алексей Баженов, основатель Института развития индустрии моды Beinopen. Если кратко: нужно уметь работать со сложным сторителлингом, чтобы врезаться в память зрителей.
В последний день участникам II форума, похоже, удалось выяснить, как не превратить вдохновение культурой других народов в апроприацию. Главные критерии для успешный кейсов: уважение к культуре другого народа, диалог с ремесленниками и хранителями традиций, глубокое погружение в контекст.
Будто в продолжение этой темы, но уже на дискуссии «Артефакт истории. Ремесленные процессы в мире моды» созвучными мыслями поделился Эммануэль Мучинду Миоба, директор Lusaka Fashion Weekend: «К нам в страну приезжают разные дизайнеры, которые работают в связке с ремесленниками, создавая различные предметы, в том числе модные вещи».
Обмен культурным опытом организаторы устроили не только на словах, но и на деле: на выставке на стыке моды и культурных традиций «Наследие» шли воркшопы от профессионалов из разных стран. Так, дизайнерка из Туркменистана Айна Дырдылыева учила посетителей искусству вышивания в технике кеште, которая была внесена в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В эпоху соцсетей не обсудить блогосферу было бы упущением, поэтому в рамках сессии «Иконы стиля. Как работает маркетинг влияния» спикеры рассказали, как гладиаторы ходили, чтобы инфлюенсеры могли бегать, в чем разница между «рекламой у блогера» и «инфлюенс-маркетингом». Вывод сессии базовый: для работы с маркетингом влияния всегда нужно убедиться, что культурный код вашего бренда и соответствует культурному коду инфлюенсера.
Если инфлюенсерам и тем, кто хочет ими стать, единогласно советовали делать ставку на личность, то специальное образование для старта в модной индустрии стало полемической темой. Послушали аргументы всех сторон за вас и докладываем: само по себе образование в сфере моды ничего не гарантирует, но может давать дополнительные возможности, если оно выстроено правильно.
Самым важным итогом BRICS+ Fashion Summit стало подписание декларации о создании Модной федерации БРИКС. В программу задач федерации вошли следующие челленджи: укрепление партнерских связей между отраслевыми сообществами разных стран, содействие устойчивому развитию индустрии, культурный обмен, поддержка молодых специалистов и помощь дизайнерам в выходе на международный рынок.
Документ подписали организаторы недель моды из более чем 50 стран (ждем мировой тур любимых брендов, получается). Самое крутое, что Модная федерация — открытая организация и каждый может стать ее частью, подав заявку, а значит, получать поддержку и участвовать в ивентах по всему миру.
Казалось бы, после таких новостей на вопрос, станет ли форум отправной точкой для более теплого сотрудничества начинающих и уже окрепших российских дизайнеров со стейкхолдерами мировой индустрии — американской модной индустрией, есть однозначный ответ. Но на всякий случай Келли Картон заверила, что дверь для специалистов из России получится открыть чуть-чуть пошире.