Обзоры, Кино — 14 сентября 2024, 23:51

81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Безмолвное братство», «Наконец», «Из Могикан»

Джуд Лоу играет с Николасом Холтом в трех поросят. Алексис Маненти прислушивается к козам. Кад Мерад горланит на трубе. Антон Фомочкин продолжает рассказывать о некоторых премьерах свежепрошедшего 81-го Венецианского кинофестиваля.

«Безмолвное братство» (The Order) 

1983, Айдахо. Агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу, «Гнездо», «Молодой папа») — в той стадии карьеры, когда прожженный специалист = выгоревший, — приезжает в глубинку, где статистически уже долгие годы самое опасное правонарушение — это вождение без прав. Утомившись понуро разглядывать фото семьи, оставшейся где-то на прежнем месте (и не спешащей его навещать), федерал любопытствует происками шайки неонацистов, распространившихся на весь штат: они начали грабить банки, подрывать порнокинотеатры (отвлекая внимание), писать манифесты и готовиться к революции. Во главе ячейки — убедительный реднек (жаргонное название для белых жителей сельской глубинки США. — Прим. SRSLY) из хорошей семьи Боб Мэттьюс (Николас Холт, «Ренфилд», «Меню»), вербующий «братьев», нуждающихся, скорее, в товарищах рядом, чем в ненависти. 

Австралиец Курзель подходит к сеттингу провинциально-американских 80-х, так сверхответственно (с осанкой хорошиста), будто переснимает «Миссисипи в огне» или раннего Майкла Манна для актуального HBO.
#INSERT_ARTICLE#

Ужаленные радикализмом молодцы выглядят, как с иголочки — помятые футболки, слегка заросшие бороды. Фэбээровцы — объезжают подозреваемых, кутаясь в ветровки или пыльного цвета пиджаки. 

Артист Лоу драматично поджимает свои пышные усы, волоча за собой незримую недосказанность. У него на подхвате суетится Тай Шеридан — заслуженный «юнец» и «салага», в прошлом году уже подкоптившийся в инферно, по которому наматывала круги карета скорой помощи («Асфальтовые джунгли»), а в этом — обреченный испытать все расследовательские радости, включая интенсивные кардиодогонялки за подозреваемыми (на них он особенно стыдливо никак не может решиться). 

Кадр из фильма «Безмолвное братство»
#INSERT_ARTICLE#

Спаяно «Братство» по всем архетипическим правилам с назойливым драматургическим крайм-символизмом. У Хаска в стресс-моменты капает из носу кровь, намекая на то, с какой самоотдачей трудится федерал (в ущерб себе и сдавшейся семье), а под его футболкой весь торс пересекает шрам (такой, конечно же, отмечен и на душе). Родных персонажа Шеридана аккуратно запугивают, присылая книгу Тернера — настольное писание здешних экстремистов. В моменты тягостных раздумий на Лоу в лесу выходит роскошный олень, которого тот держит на мушке… И не может нажать на курок. Все это было бы честным жанром, бодрствующим в моменты ограблений и погонь, если бы Курзель не пытался быть сложнее, чем он есть. Ладно олени, перекусавшие добрую часть мирового кино, чтобы их юзали в кадре с высшим смыслом, — уместно это бывает так редко, что на ум разве что приходит «Охота» (2012) Винтерберга. Но австралиец, уже приноровившийся бесстрастно рассказывать истории насилия, спешно начинает невнятно объяснять их заключительным титром, впихивая глобальный политический месседж. Так, «Братство» оказывается далеко не хроникой схватки двух культов (ФБР vs Орден из оригинального названия картины), а чуть ли не антитрампистским плакатом, параллеля деятельность Мэттьюса со штурмом Капитолия. Иногда все-таки лучше от себя ничего не добавлять. 



#INSERT_ARTICLE#

«Наконец» (Finalement)

Адвокат Лино Массаро (Кад Мерад, «Бобро пожаловать!»), способный вытащить даже самый безнадежный случай вроде двойного убийства матери и дочери на почве страсти (они были ревнивы, соблазнивший обеих мужчина не виноват), из-за поэтически-необъяснимого неврологического расстройства перестает лгать и время от времени мучается от вспышек мигрени. Оставив семью, он начинает свое пешее путешествие — куда идется, поигрывая между делом на трубе.

Спонтанные приключения, которые собирает Массаро, путешествуя автостопом, проходят под лукавой сменой личности. Вот Лино — отмененный порнорежиссер (автор картины «Одна и другие», при знакомстве гордо сообщающий, что фильмы для взрослых, в массе, гораздо успешнее даже «Титаника»), согрешивший с монашкой, которая, нестерпев угрызений совести, на него заявила. Вот — сам отлученный священник. Вот, наконец, трубач-любитель. Он говорит с Богом, а Бог — афоризмами. Он выступает с баптистским хором, а затем случайно встречает двойника Иисуса с апостолами. Всего этого не было или же — почти. Потому что кино, что импровизацию на трубе, повторить нельзя (только пересматривать в запечатленном виде), но можно отдаться. Моменту. Азарту. Звучанию. И вот, слова напрашиваются сами. Что мы говорим в момент незамутненной радости? Наконец!

Кадры из сериала «Наконец»
#INSERT_ARTICLE#

Титр «финальный фильм Клода Лелуша» появляется на том самом кадре, когда монашка (заставляя нас додумывать остальное), покорившись в фантазии Лино, расставляет руки вдоль креста. Но французский классик мыслит не провокацией, а красотой. Она — в таких эксцентрических жестах. Она — в женщинах, которых Массаро видит вокруг. Она — в преемственности с лелушевскими же «С Новым годом!» (1973) и «Приключения есть приключения» (1972), чей главный герой (Лино Вентура) — отец здешнего Лино. И, наконец, красота — в свободе. На прощание режиссер, и без того всю карьеру полагавшийся на принцип «я так чувствую», поддается неконтролируемому порыву. Примерно каждые полчаса в кадре появляется Барбара Прави и поет (чаще всего с ее экранным отцом Мерадом). Хождения Лино сменяются размашистыми флешбэками о высадке в Нормандии и антисемитских гонениях Второй мировой.  

Картина «Наконец» — и прощение, и исповедь, и все та же импровизация на трубе, потому что душа поет и музыка лечит.
#INSERT_ARTICLE#

Лино в начале признается, что страдает «сентиментальным безумием» — сдался ему и Лелуш, но что в этом плохого? Может, он и освобождает. Кажется, в этом и есть свобода, свежестью которой легко задохнуться. Наконец. Наконец. Наконец.


«Из Могикан» (Le Mohican)

Поправляя бейсболку цвета хаки, козопас от Бога по имени Джозеф (Алексис Маненти, «Отверженные», «Водоворот») отклоняет предложение корсиканской мафии продать свою землю и убраться подобру-поздорову. Участок — единственная земля в округе, что не принадлежит синдикату, потому, после пары предупредительно-мягких попыток найти общий язык, засланный переговорщик опрометчиво берется за пистолет и из хлева уже не выходит. Джозеф же пускается в бега и пока полиция шьет ему убийство, а оставшиеся мордовороты покушаются перебить его коленные чашечки (чтобы никуда не делся), кейс героя-козопаса вирусится в интернете.

Кадры из фильма «Из Могикан»

Фенимор-куперовский роман в случае Джозефа сетевыми экспертами переосмысляется в освободительно-протестный хештег. «Последний из Могикан» — так козопаса в первой четверти фильма называют все кому не лень, намекая, что на таких людях земля держится, а остальные — это так, компост (мафиозники уж точно). Но олда видно издалека, так что сколько заборами ни ограждайся, за нашего земледельческого брата непременно возьмутся и попытаются выкорчевать с корнями, чтобы не портил поляну. Вместо рутинной продажи сыра на рынке Джозефа насильно гоняют по полям и лесам (с вертолета!) — то израненного, то вспотевшего, чтобы и так был гол как сокол, а потом еще и сдался из-за простуды. 

#INSERT_ARTICLE#

Марафон артиста Маненти тяжело, с усилием, по-простому, по-человечески бегущего, отбивающегося от веток, занимает примерно минут 20 всего хронометража. И если бы так продолжалось все полтора часа, то «Могикан» мог бы задеть некий концептуальный нерв, будучи фестивальным симулятором бродилки от куста до куста. Однако в оставшееся время одни корсиканские бумеры отмахиваются от хештегов и прочего веб-волнения, пока другие (рабочий класс) слагают о Джозефе песни, шерят разоблачительные посты и возводят его лик в граффити а-ля Че Гевара. Поверить в народного мученика в частности и такое кино морального беспокойства в целом, смогут лишь самые наивные, те, кто и правда считает, что меняет мир лайком в соцсетях, а «за будущее коз» кто-то готов лезть на амбразуру.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма «Безмолвное братство»
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Продюсер
Джуд
Лоу
Читайте также
Кино — 19:40, 20 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
Музыка — 13 ноября, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Новости, Новости — 13 ноября, 10:55
Искренняя жажда коннекшена, романтизация всего и мейнстрим: Spotify выпустил ежегодное исследование Culture Next о музыкальных привычках зумеров
Новости, Новости — 12 ноября, 19:34
Нурлан Сабуров стал лицом коллаборации VK и бренда F | ABLE
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих