Как дела? Отдыхаешь или работаешь?
Я отдыхаю работая. Проблема в том, что мне хочется все и сразу: там поделать, тут поделать, сюда прийти, туда прийти. Я отдыхом называю скорее переключение с деятельности физической на интеллектуальную, тупо лежать смотреть в потолок я не умею. Мне становится душненько, скучненько, хочется скушать чего-нибудь. Поэтому нет. Лучше двигаться, чем кушать.
Я мощно нырнула в твой контент и увидела в твоем телеграм-канале претензию от подписчика, что ты стал ненастоящим и пафосным. Тебе часто пишут комментарии из разряда «раньше было лучше»?
В первый раз! Хочется спросить: а раньше — это как? Я сразу отреагировал, что все нормально, и этой женщине нужно окститься. Вообще грешно слушать людей. Они могут услышать, увидеть, что-то себе напридумывать, и глупо каждому потакать.
Перейдем к важным вещам. Как ты познакомился с Надеждой Эдуардовной Шевченко из «Битвы экстрасенсов»?
Я записал видео года полтора назад, где сказал, что Надежда Эдуардовна должна снять с меня венец безбрачия. И она ответила, что приедет. Правда, не приехала. (Смеется.) Но контакт произошел — она на меня подписалась и периодически пишет. А так, Надежда Эдуардовна фактурная и многосторонняя, энергетические всплески дает, и ты заряжаешься. На «Битве сильнейших» всех матом трехэтажным покрыла. Ну моя!
Получается, ты под защитой сразу двух ведьм — Надежды Эдуардовны и твоей персональной ведьмы Аделины.
Ведьма Аделина! Всегда, да. Если на мероприятии есть ведьма Аделина, я ей тихонечко на ушко шепчу, а у нее такие ногти ведьминские, она там «хоп-хоп-хоп», говорит: «Все, у вот этих заворот кишок». Я говорю: «Спасибо».
Как тебе последний сезон «Битвы экстрасенсов»? За кого болел?
Не понравился! Не продумали немножко — то ли устали ребятки, то ли что. Прикольный закос под ангельскую женщину, но в конце она что-то подсдулась и начала каким-то безбожеством заниматься, прости господи. Начала дерзить. Максима Левина я проматывал, вампир театрально непонятненько разговаривает, а деревенский парниша — персонаж второго плана, хороший. Мне понравилась выходка Ангелины Изосимовой в финале. Туда-сюда, на по шее! Я бы с ней тоже познакомился. А Гецати мне не очень. Они с Левиным настолько в себе уверены, мне такое не по душе. «Делай, как говорю, иначе сдохнешь послезавтра». Вот такой вайб.
Ждешь новую «Битву сильнейших»?
Жду. Но мне кажется, им надо что-то менять. Люди любят эзотерику, сейчас она в повестке. Таро как пришло, так и не уходит. Каждый раз, когда контент про это делаю, люди хорошо его принимают. Может, проработать линии персонажей получше? Тогда будет смотрибельно.
Или позвать тебя в качестве мистера Икс!
Так, про экстрасенсов поговорили, давай перейдем к науке. Ты работаешь в Центре управления рисками. Как выглядят твои ежедневные задачи?
Я работаю удаленно, в математической области на стыке с медициной и экологией. Ежедневных задач нет. Не прилетает с утра: «Андрей, там пробирочку возьми, тут кровь прими». Обычно это пул задач на месяц или сезон. Появляется научная гипотеза, мы ее проверяем, опровергаем или подтверждаем, пишем статью или исследование, иногда приложение делаем или метод разрабатываем. Плавненько и спокойненько, наука не терпит скорости. Академики РАН не любят простые слова — им нужна вычурность и фильдиперсовость. Выбрать словечко, которое никто, кроме них, бы не понял, чтобы все подумали: «Ну какие умные люди сидят!» (Смеется.) Общаемся по почте — сначала присылали и бумажные, но я договорился на электронные. Я им многое открываю. Когда показал, как вычислять среднее арифметическое в Excel, они месяц были в шоке и радости. Это было вау!
А тебе комфортно в этой фильдиперсовости?
Комфортно или нет — неважно. Наша работа направлена на улучшение здоровья населения, мы снижаем внешние факторы развития болезней по МКБ (Международная классификация болезней. — Прим. SRSLY). Сложные требования к работе, но есть результаты. Нужно принимать правила игры.
Академики тебя недооценивают?
История стандартная, господи прости. (Смеется.) Многого наслушался в свой адрес. Люди не верят, что в моем возрасте можно что-то смыслить. Один ученый сказал мне, что я сейчас должен кутить, пить и пьянствовать. Но я с ними работаю с 15 лет, они ко мне притерлись, но все равно возникают кадры, которые кричат, что со мной ни при каких условиях работать не станут. Я бакалавра-то получил полторы недели назад!
Поздравляю!
(Смеется.) Спасибо! Но до этого у меня был только школьный аттестат, приходилось через себя переступать и доказывать всем, что я что-то понимаю. Со временем доказывать поднадоело, и я перестал. Я постоянно работаю с академиком Ниной Владимировной Зайцевой — она меня любит, я ее люблю, у нас идиллия. (Смеется.)
Какие у тебя амбиции в науке?
Мне это интересно, огонек пока не гаснет. Хочу сделать научный вклад, пусть и небольшой. На свои средства создавать исследования и свои гипотезы тестировать. Творчество тоже есть в науке как-никак. Как появятся средства, хочу туда уйти, но не с головой. Это моя отдушина и деятельность, приносящая энергию.
Кстати, ты в соцсетях особо не делишься подробностями о работе в науке и театре. Почему?
Недавно мы играли спектакль, где я выступал вторым хореографом, и я выкладывал танцы, как я там за всеми слежу, — мол, Андрей у нас хореограф, понимаешь. И поорать могу, и похвалить. Так что театр в соцсетях эпизодически появляется. Про науку — это тяжелая информация. Что я буду рассказывать, какие болезни мы выявили? Люди подписываются на легкость, позитив и юмор. А тут я: «А вы знаете, товарищи, у нас в Кирове дышать нельзя!»
Что ты сейчас играешь в театре НИУ ВШЭ?
«Пигмалион», «Предложение» по Чехову, детские спектакли — я их обожаю! «Федорино горе», «Волшебная конфета», где я играю Лешего. За эти спектакли я ответственный, они пластичные. Люблю попрыгать с детишками! Они и пенсионеры— самые благодарные зрители. Есть и роли взрослого формата: «Золушка», «Сыграем в дружную семью, или Гарнир по-французски», «С любимыми не расставайтесь», «Кастинг». Что-то еще, может, играю… Не записываю роли на листочке, я больше за процесс.
Ты говорил, что играл труп Колобка.
Это было на прослушивании, гениально сыграл. Тогда подумал: «Вот оно, признание!» Видимо, я там ярко сдох, труп получился изящный. Талантливо! В эти выходные играю бомжа.
Сколько часов в неделю у тебя занимает театр?
Я на репетициях каждый день с 7 до 11 вечера, это 20 часов в неделю. В субботу и воскресенье по два спектакля. Получается, примерно 30 часов в неделю. Извините, это почти полноценная работа! С сентября по ноябрь я играл каждые выходные, были постоянные репетиции. Я на блогерских мероприятиях говорил: «Здравствуйте, я покушал, вы лучшие, я побежал» и быстренько спешил на репетицию.
А у тебя есть спектакли, где ты поешь?
«Пигмалион». Но, вообще, я занимаюсь вокалом с ребятами, ставлю голоса другим. Обычно мне дают роли, где нужно взять на себя внимание, повеселить, подтрунить. Играть юмор сложнее, чем драму — драматических персонажей у нас хватает. Они и слезку пустят, и где-нибудь крикнут, и сердце у всех с этого остановится. А мы — шуты. Сидим на ступенечках, шутки шутим. Недавно у меня была первая драматическая роль — там я дождался сольника, танцую под музыку из мюзикла «Целлофан». Получил свое, безумно рад!
В роли бомжа вокальные данные не покажешь. Но в этом же спектакле есть персонаж Фредди — там нужно иметь диапазон, поставить диафрагму, разогреть голос, показать вибрато и мелизмы. Я не подхожу на эту роль, слишком мощный для нее. Нужен кто-то закрытого типа, такого «пу-пу-пу». А я уже не «пу-пу-пу», я все «пу-пу-пу» свое истратил.
Ты получаешь зарплату в театре?
В труппе 40–50 человек, никто ничего не получает — все складывают в казну театра. Но все подходят ответственно: учат, репетируют, переживают и встречаются в свободное время, чтобы поработать над партнерским взаимодействием. Финансовый вопрос никогда не стоял. Мне очень нравится работать в театре, я трачу часы ночью и днем, чтобы готовиться к ролям.
13 июня вышел фильм «Бар "МоскваЧики"», в эпизоде которого ты сыграл. Как тебе кино?
Я не целевая аудитория этого фильма, но моим родителям зашло. Есть заложенные смыслы и прикольные повороты, но его цель в первую очередь — отвлечься и погрузиться в беззаботный мир, где главная проблема, что «он/а меня не любит». Я российские комедии смотрю, когда приезжаю к родителям в Пермь, там переключаюсь с одного состояния на другое. Здесь московский флер, а в Перми не перед кем выпендриваться, там не поймут. Поеду домой, посмотрю «Бар "МоскваЧики"» еще раз пермскими глазами.
Кстати, можно вывести Пермь из человека?
Мне бабушка как-то позвонила и сказала: «Андрей, ты избавился от пермского говора!» Реально пропал. Пермь прославили «Реальные пацаны», и у нас реально все в таком формате. Там нужно быть простым, честным, быстрым, где-то резким и категоричным. У меня есть быдловатость слегонца — я за этим слежу, но проскальзывает. Не зря мне роли характерные, с претензией дают. Даже дорогу до школы я проходил через бараки и заброшки, а на каждом углу могли подсечь. Еще Пермь учит закалке: либо ты, либо тебя. Нужно лезть на рожон, рисковать, иначе останешься в луже — сидишь и семечки грызешь. Кстати, в Перми их грызут везде, даже в зданиях. Национальное пермское блюдо — посекунчики, такие маленькие чебуреки. Я их обожаю! Приезжаю домой и говорю: «Кастрюльку мне». Я любил пирожочки, шарлоточку, в меня все залетало как родненькое. Только крошки вокруг рта вытирал. Сейчас у меня другие пищевые привычки, но если мне горячих посекунчиков принести, то мы не будем ничего из себя строить — все скушается. Сок по рукам потек, на одежду попал, быстренько вытер и пошел дальше. Пермь — это простота. Я рад, что эта черта во мне осталась. Не люблю пафос, никогда ничего не выпячиваю, мне интересен человек и внутренний мир. Это важно — человечность, доброта, отношение к людям.
А почему на гербе Перми — улыбающийся медведь с книгой на спине?
У нас замечены разные животные, было видео, где с медведем рядом сидят и «пять» ему дают. В центре города стоит памятник медведю — его уже облапали со всех сторон, чтобы желание исполнилось. А вот улыбка — это не признак Перми, на тебя косо посмотрят, если будешь улыбаться. Есть пермская шутка — «На Банную гору тебе пора!», там психиатрическая больница. Улыбаешься? Ты что, счастлив? Да не дай бог! (Смеется.) Окстись!
Расскажи о новых проектах на ютьюбе. У тебя есть канал?
Да, но он пустой — я как-то запускал подкаст, а потом снес все к чертовой матери. К сентябрьскому сезону нужно все подготовить, ютьюб не смотрят летом. Думал сделать проект о психологии, об этом нужно говорить. Смешнючее шоу тоже просится. Ну и репортажи, конечно. Уже пора не просто ходить на мероприятия на телефончик снимать, можно и на горизонталочку делать в большом формате. Легкий формат, пока сидишь кушаешь, можно посмотреть. Чтобы «хи-хи // ха-ха» на фоне было.
Вот вам и хихи-хаха, девочки. Блиц! Какие сериалы и фильмы ты часто пересматриваешь?
Мультики «Головоломка» (2015), «Душа» (2020), «Вверх» (2009) — их обожаю больше всего. Сериал «Как избежать наказания за убийство» (2014–2020), фильм — «Иллюзия обмана» (2013).
Ты еще упоминал, что «Любовь и голуби» (1984) любишь.
Конечно же! (Смеется.) Это такая отдушина, я столько раз его смотрел. Ты думаешь, у меня откуда вот эта токсичная мразота? Оттуда. Там такие интонации! Я его долго не принимал, но потом думаю: господи, обожаю. Мы все живем в этой драме. Шутили-шутили, дошутились! Не понимаешь, кто, с кем, где и как.
Моя любимая забава при знакомстве с компанией людей — спрашивать друг друга о четырех вещах в жизни, которые каждый любит больше всего. Какие четыре вещи ты бы назвал?
Первое — мои близкие друзья. Я спокойно ставлю их приоритеты выше своих, когда нужно. Для меня это как батарейка: если с ними что-то происходит, со мной тоже что-то не так. Я очень эмпатичный. Второе — хорошо поспать. Меня сестра научила, она на пять лет меня старше: в любой ситуации помни, если ты плохо поспишь — ничего не получится. Долго не понимал, пока сам не попробовал. Третье — качественное времяпрепровождение. Мне нужно, чтобы я каждый день погулял, позанимался спортом, с кем-то встретился, покушал вкусно, кофе выпил хороший. Жить каждым моментом. Я люблю смотреть по сторонам! У меня работа в телефоне, но когда появляются свободные минуты, я прям рассматриваю людей, иногда даже пялюсь. Некоторые персонажи завораживают, они такие смешнючие, так мотивируют к жизни! Четвертое — семья. Родители, бабушка, дедушка, сестры — у меня их шесть, братик один. Стремлюсь чаще видеться и слышаться. Лучше отложу дела важные, но с родными нужно быть рядом.
Какая песня последняя заседала у тебя в голове?
«Устал» Павлюченко — такая фактурная и необычная.
Что выберешь — вычислять дискриминант через формулу или теорему Виета?
Всегда через теорему Виета. (Смеется.) Безоговорочно. Владеем мастерски.
Как бы выглядел твой личный ад?
Буду петиции подписывать, чтобы меня перевели в другой ад. Мне жизненно необходимо есть сырники и пить кофе. Если не будет этих ингредиентов, это смерть.
А что хуже — жить без сырников или оказаться на Банной горе?
Без сырников, конечно. На Банной горе все наши! (Смеется.) Люди вокруг тоже с прибамбасом. Просто кто-то умеет с этим справляться, а кто-то дает волю.
И последнее: если бы ты был десертом, то каким?
Десертом «Павлова». Но, вообще, я себя ассоциирую с манной кашей с комочками — ты либо ее любишь, либо ненавидишь.