Обзоры, Образ жизни — 24 июля 2020, 14:24

«Краденое солнце», или Мем-эпоха в искусстве. Колонка Насти Четвериковой

Солнечный бог, покровитель искусства Аполлон был известен крайней жестокостью к своим конкурентам. С бедняги козлоногого Марсия он живьем содрал кожу, поскольку сатир так преуспел в игре на флейте, что в баттле обскакал самого предводителя муз (посмотрите картину Луки Джордано «Аполлон и Марсий»). Но сегодня мир прекрасного от восторга пищит, когда видит героев великих полотен Вермеера в джинсах, как у Дороти Гольц, или возвышенных персонажей прерафаэлитов, развешивающих нижнее белье во дворике под Неаполем у Алексея Кондакова. Покровитель творцов Аполлон уже давно ни на кого не гневается и вообще забил на всех нас с нашим современным искусством. Так хорошо это или плохо, что признанные шедевры становятся мемами? Отвечает колумнист SRSLY и автор подкаста «Искусство для пацанчиков» Настя Четверикова. 


В музыке похожий прием называется цитированием: для пущей убедительности композитор вставляет в свое произведение какую-либо всем известную мелодию. Как пример — «Рапсодия на тему Паганини», которую написал С.В. Рахманинов в XX веке. Саму музыкальную тему Паганини придумал столетием раньше и назвал ее «Каприс №24». Таких примеров очень много. 

Эта мелодия узнаваема так же, как и героини картин «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера или «Венера» Боттичелли, которые сегодня становятся главными действующими лицами фотоколлажей и современных цитирований в мем-искусстве.

Давайте поговорим теперь о том, что такое мем-искусство. 

В 1976 году в книге «Эгоистичный ген» Ричард Докинз провел аналогию между генетикой и культурой. Он предложил называть мемом единицу передачи информации в человеческой культурной эволюции, аналогично гену в генетике. «Мем — это любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и так далее», — пишет Докинз. Мемы, по его мнению, как и гены, подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. Он даже попробовал создать дисциплину меметику, но до науки ей еще далеко.

Исходя из этой теории, искусство «старых» мастеров, которое эксплуатирует мем или превращается в него современными фотографами, художниками, стрит-артистами, — всего лишь передача информации посредством понятных нам и актуальных на сегодняшний день образов.

Например, турецкий дизайнер и художник Эге Ислекел, живущий в Милане, вспоминает, что в детстве отец рассказывал ему различные мифы, на которых построена культура. Поэтому в Ислекеле и сформировалось тонкое сочетание мудрости древних веков и современности, которое он пробует выразить в своих работах. Художник поместил персонажей великих картин в непростые социальные условия современного мира, «примерил» на них разные инстаграм-маски. Кстати, именно он — автор масок в стиле разных произведений искусства в сторис. 


Еще один пример: в стрит-арте барочные персонажи Караваджо стали отражением массовой культуры наших дней в работах Герра Нильссона. В конце августа 2017 года на стенах в западных пригородах Стокгольма появились граффити, где мультяшки, персонажи из рекламы и прочие известные герои повторяли образы с полотен великого итальянского художника. 

Сам Нильссон про свой цикл написал: «Я раскрыл пять фресок в своей "Караваджо-стрит-арт-серии", основанной на самых известных произведениях итальянского мастера барокко. Концептуально я противопоставляю сладкую невинность нашим темным сторонам, соединяю сильные символы с образами из истории и массовой культуры, чтобы придать им новый смысл. Я смотрю на свои картины как на комментарии к тому, что сейчас происходит в реальном мире».

У уже упомянутых в самом начале этого текста Дороти Гольц и Алексея Кондакова тоже есть интересное мнение по поводу порождения мемов из великих шедевров.

Гольц — австрийский фотограф — однажды решила похулиганить с фотошопом и приделать к телу современной модели голову с картины Яна Вермеера. Получился интересный эксперимент. После в дело пошли полотна голландских мастеров Альбрехта Дюрера, Ганса Мемлинга и других. Как оказалось, меланхоличные настроения той эпохи отлично вписываются в нашу реальность.


Можно сказать, что Дороти удалось буквально расколдовать образы, которые считались недоступными, оторванными от повседневности. Эти дамы с картин всегда казались нам небожительницами, а ведь это были реальные девушки, со своими мыслями и проблемами, что и показал перенос их в обличие XXI века. «Представьте, что было бы, если бы "Девушка с жемчужной сережкой" Вермеера присела попить кофе рядом с вами в кафе?» — спрашивает Дороти. 

Хотя первым замахнулся на прекрасное еще в начале XX века Марсель Дюшан, когда смело пририсовал Джоконде с открытки из сувенирной лавки Лувра усы, бородку и неприличную аббревиатуру L.H.O.O.Q. (на французском она произносится как elle a chaud au cul, что можно перевести примерно так: «У нее в заднице горячо»). 

Одной из целей Дюшана было как раз расколдовать Джоконду, перенести ее из мира «недотрожистого» искусства в наш. Ну и не только это, конечно: он просто любил постебать творчество великих.

Марсель Дюшан, 1919, L.H.O.O.Q./источник: Википедия

Алексей Кондаков в 2016 году поехал из Украины пожить и поработать в Неаполь, а там на старых улочках города — не самого чистоплотного, кстати — ему вдруг представились персонажи эпохи Ренессанса и прерафаэлитов в метро, уличных сценках, даже в эпизоде с контрабандой сигарет.

Алексей тогда участвовал в проекте, посвященном благоустройству территории и сохранению местного художественного наследия. Пользуясь техникой цифрового коллажа, он постарался в своих работах нивелировать контраст между городской средой и классическим искусством. В итоге получилась коллекция из 16 работ, представленных в ноябре 2016 года на выставке PAN Amsterdam.

Сам Алексей произносит классную фразу: «В моих работах боги живут с нами». И это действительно меняет отношение к миру, а не просто воспринимается как забава.

Можно было бы сказать, что нот всего семь, образов не так уж много, а потому логично, что за тысячи лет (начиная c пещерной живописи) повторения неизбежны. Но, вероятно, дело не в этом, а в идее, которую тот или иной художник вкладывает в свои работы. Возможно, именно благодаря мемам искусство сегодня доступно массам и в него находит лазейку даже тот, кто от этой темы далек. Желание эксплуатировать шедевры даже для того, чтобы получить лайки, так или иначе популяризирует искусство, и в этом есть большой плюс.

К тому же такие работы — повод объяснить себе, что люди разных времен, по сути, одинаковы и мы ничем не отличаемся от живших в эпоху Возрождения. Может быть, осознание этого сделает нас только лучше. Мы вряд ли дадим современной культуре что-то принципиально новое, но способны поиграть с великим искусством и повседневностью, что тоже неплохой путь выхода из кризиса, в котором погрязло сегодняшнее арт-пространство. 


Фото: обложка — Эге Ислекел, инстаграм @egeislekel
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 16:49, 19 января 2021
Про Рона Уизли, семью и алкоголь. Интервью с Рупертом Гринтом
Музыка — 19 января, 16:49
Кто такая Оливия Родриго — певица, чей дебютный трек Drivers License за пару дней возглавил все чарты
Новости, Новости — 19 января, 16:07
Airbnb проведет онлайн-фестиваль, посвященный культуре k-pop
Кино — 19 января, 15:10
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Локдаун», «Фрагменты женщины», «Смертельная зона»)
Побудь в шкуре директора SRSLY!
Новости, Новости — 19 января, 14:03
Иван Ургант снялся в цифровой одежде для обложки GQ
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 19 января, 13:12
Почему Алек Болдуин удалил аккаунт в твиттере? Разбираемся
Новости, Новости — 19 января, 11:34
Александр Роднянский спродюсирует дебютный фильм израильского режиссера Декеля Беренсона
Герои — 19 января, 10:07
О Водяновой, проекте с Жидковским и сознании фрилансера. Интервью с визажистом Зоей Ники
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 13 января, 06:22
Каково это — быть директором SRSLY и не сойти с ума
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 19 января, 01:20
BBC закроет сериал «Острые козырьки» после шестого сезона
Герои — 18 января, 20:59
«Я вытаскивал себя за волосы из болота». Интервью с рэпером Лигалайзом
Новости, Новости — 18 января, 19:45
У Reebok новая коллаборация: бренд выпустил коллекцию, посвященную мультфильму «Кунг-фу Панда»
Новости, Новости — 18 января, 16:24
Даниловский рынок и Sample запускают арт-проект, в рамках которого молодые художники создают необычные натюрморты
Новости, Новости — 18 января, 14:57
У Юли Гаврилиной и Ивана Ржевского теперь есть ютьюб-шоу. В нем популярные блогеры отвечают на вопросы подписчиков
Новости, Новости — 18 января, 14:13
Карточную игру Pokemon продали за рекордные 408 тысяч долларов
Кино — 18 января, 12:04
Сериалы недели: «Ванда/Вижн», «Дом с прислугой», «Американские боги», «Блудный сын», «Разочарование», «Змей», «Представьте, что вы в городе»
Новости, Новости — 18 января, 09:23
У Трэвиса Скотта новый рекорд: каждый трек с альбома Astroworld набрал более 100 млн прослушиваний
Все звёзды и инфлюенсеры
Музыка — 18 января, 05:55
Новое в музыке за неделю: DVSN, Bree Runway, Sleaford Mods, Artemiev & Муся Тотибадзе
Новости, Новости — 17 января, 22:03
Новый тренд в тиктоке: блогер находит пасхалки в мультфильмах Pixar и Disney
Кино — 17 января, 21:52
40 самых ожидаемых фильмов 2021 года
Новости, Новости — 17 января, 16:00
У Cream Soda вышел клип на трек «Атомы». Поклонники критикуют
Новости, Новости — 17 января, 11:36
Apple планирует создать iPhone со складным экраном
Новости, Новости — 16 января, 22:51
Посмотрите, как Милохин и Бабич пытаются угадать музыку быстрее Shazam
Новости, Новости — 16 января, 13:23
Мишель Кеннелли хочет удалить тикток
Кино — 16 января, 10:38
11 важных гей-фильмов. Версия Дениса Виленкина
Новости, Новости — 16 января, 10:27
Тиктокер превращает переписки в драматичные треки об аренде дома и украденном рецепте запеканки из брокколи
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)