В начале октября в Москве завершились съемки хоррора «Дети Леса: Мельник», в основу которого легли славянские мифы. Это история о подростках-блогерах, которые отправляются снимать ролик в этнографическом музее в глубинке и попадают в сети пугающего Мельника. Секс. Ужас. Веселье. Кровища. Такими словами вкратце можно описать фильм, который выйдет уже в 2024 году.
Автор SRSLY Анастасия Швецова поговорила с кастинг-директором проекта Борисом Ржезаком об этапе развития профессии в России, бюджетах в 100 млн долларов и грешных героях «Детей Леса».
Мне кажется, что пока будто бы идет становление или, если так можно сказать, процесс признания профессии кастинг-директора в России. К примеру, только в этом году вручили первую премию Гильдии. Как вы считаете, насколько в стране в принципе развита эта сфера деятельности?
Начнем с того, что я являюсь членом Гильдии кастинг-директоров России, поэтому для меня как раз таки все, что мы сейчас делаем, не ново. Я даже скажу больше: мы наконец добились, чтобы на базе ВГИКа появится образовательная программа, у ее выпускников будет документ государственного образца о том, что они являются кастинг-директорами. Такое в стране происходит впервые за 30 лет после распада Советского Союза, когда киноиндустрия претерпела изменения. То есть как таковой специальности кастинг-директора в России не существовало до сих пор.
А чему будут учить?
Курс достаточно разнообразный. Это и знания психологии, и знания физиогномики… Чтобы не быть голословным, я даже сейчас открою программу. (Ищет в телефоне документ.) У нас будут предметы, посвященные личности (ее типологии, энергии, масштабу и эмоциональному интеллекту), взаимодействию продюсера и кастинг-директора в прокатном и в авторском кино и другие.
Вот вы говорите, что до этого образование кастинг-директора в России получить было невозможно. А как оказались в этой профессии вы?
Многие так или иначе приходили в кино «со стороны». Со мной случилось то же самое: в 2012 году я совершенно случайно попал в компанию «Телесити», как она тогда еще называлась. Мой первый проект был для «Пятого канала» — я занимался кастингом сериала «Оса». Повторюсь: попал туда совершенно случайно, просто по объявлению, что называется.
Ради интереса, какое у вас образование?
У меня педагогическое и экономическое. Сегодня среди действующих кастинг-директоров есть актрисы, театроведы, некоторые уже потом со временем получали режиссерское образование. То есть люди всех околотеатральных специальностей попадали в том числе в кино и становились кастинг-директорами. Вообще, в кастинг-директоров многие выросли из вторых режиссеров еще советского кино. В советское время кастингом занимались ассистенты по актерам и вторые режиссеры.
До этого мы брали интервью у вашей коллеги Юлии Ерохиной. Она тоже говорила, что у нее экономическое образование.
Нынешнее производство предполагает понимание финансовых аспектов. Сегодня довольно часто кастинг-директоров (хотя это не всегда правильно) продюсеры обязывают вести те или иные финансовые переговоры. Объясню. У кастинг-директора есть определенный бюджет, и в то же время мы прекрасно понимаем, что актеры — это ресурс, а ресурс — это деньги. Если мы не попадаем в бюджет, то должны искать какие-то нетривиальные решения для того, чтобы и ансамбль сложился, и при этом не пострадал бюджет картины.
Баланс нужно соблюдать.
Обязательно, без этого никуда. Если так посмотреть, кастинг-директор приходит на проект двумя путями: либо он постоянно работает с одним и тем же режиссером, либо работает с несколькими компаниями и с продюсерами. И здесь нужно соблюдать баланс творческой составляющей, которая важна режиссеру, и финансовой, о которой беспокоится продюсер. Ты находишься на грани между этими двумя факторами.
А как вы находите баланс между этими огнями?
Уже как-то по привычке. Ты прекрасно понимаешь, на какой проект идешь, знаешь среднюю ставку съемочного дня актера и уже от этого и отталкиваешься. То есть ты плюс-минус понимаешь, к чему нужно быть готовым. Допустим, если это ТВЦ, то речь идет об одной сетке гонораров. Если это платформа, то это уже другой разговор. Если это прокатное кино, то тоже уже иная сетка гонораров, ну и, соответственно, уровень актеров другой. Каждый раз ты как кастинг-директор ориентируешься на заказчика.
А всегда ли получается прийти к какому-то единому знаменателю, чтобы это устраивало абсолютно всех?
К сожалению, не всегда. Все равно приходится искать консенсус, поскольку кинокартина должна быть снята в любом случае, раз она уже в работе. И, так или иначе, компромисс всегда находится. Решений может быть много: от увеличения гонорара до замены актера.
Вы уже упомянули один из своих первых проектов. Также вы были кастинг-директором в сериале «Лестница в небеса» — тоже одна из ваших первых картин.
Да, в том числе.
Сериал вышел в 2013 году, сейчас уже 2023 год. Как, на ваш взгляд, изменилась работа кастинг-директора за эти десять лет?
Появилось много новых возможностей, прежде всего технических. Особенно это получило развитие в ковидные времена. Производство не останавливалось, личные встречи были минимизированы, поэтому стало больше способов прислать самопробы, появилось утверждение актеров через удаленные кастинги. Актеры наконец-то стали понимать техническую составляющую самопроб, что качественно отражается на результате.
То есть за эти десять лет у кастинг-директора стал гораздо шире выбор?
Не только, у нас стало больше доступа. Если раньше ты выбирал только тех, кто приходит на очные пробы, то сейчас можно сделать это онлайн. Соответственно, и выбор больше.
Сказалось ли это на качестве?
Я считаю, что нет. Что такое самопроба? Это видение персонажа актером. Иногда прочтение может быть удачным, а иногда и не очень. Все-таки режиссер видит персонажа по-своему, но видение актера ему может понравиться больше. Здесь как карта ляжет. Важно понимать, что это все творчество.
У всех разный вкус и представление о прекрасном. Кастинг-директор читает сценарий одним из первых — после авторов, продюсеров и режиссера.И на последних строчках, по сути, картина уже готова в твоей голове. Затем свое видение ты переносишь на персонажей и уже с учетом картинки в голове подбираешь актеров, которые могут удачно попасть в характеры.
Какой сейчас самый популярный герой, который запрашивается продюсерами и режиссерами?
Смотря в какой истории. Сложно говорить о едином стандарте, типаже, потому что у каждого проекта — будь это мелодрама для ТВЦ, детектив для НТВ, комедия для ТНТ — будут разные персонажи, типажи. У каждой истории, у каждого заказчика есть свои определенные параметры, по которым они будут выбирать типаж. Поэтому здесь нельзя вводить единую норму.
Если мы говорим о детективе, какими качествами должен обладать герой, чтобы он полюбился зрителю?
Если это мужчина, то ему 35–40 лет, это сильный, надежный человек, который защитит всех обиженных и победит все зло.
Такой супергерой в погонах.
Ну, супергерой. Может быть в погонах, а может и нет, это необязательно.
А если героиня мелодрамы?
Допустим, это мелодрама для канала ТВЦ. Это женщина в беде, которая сама находит пути решения проблемы. По сути, зрителю нравится наблюдать за становлением сильной женщины.
Знаете, иногда читаешь комментарии в соцсетях онлайн-стримингов, и зрители часто жалуются, что в сериалах и фильмах постоянно снимают одних и тех же. Например, Любовь Аксенову, Никиту Ефремова и других популярных актеров.
Ефремов, кстати, не так много снимается. За последний год с ним, по-моему, вышло три проекта, хотя могу ошибаться.
На START не так давно вышла «Крутая перемена» с ним.
Этот сериал еще не смотрел. Я посмотрел «Библиотекаря» и «Нулевого пациента». Он и там и там хорош. Нужно понимать, что продюсеры все равно идут от желания зрителя. Очень часто. Если зритель идет на актера, почему бы его не снимать? Мне кажется, что такие комментарии пишут единицы, а большинство все равно ждет тот или иной проект и получает от него удовольствие.
Согласны ли вы с точкой зрения, что киноиндустрия довольно закрыта для молодых актеров?
И да и нет. Сейчас сформировался новый пул молодежи, который успешно снимается. Постепенное открытие происходит, но не настолько быстро, насколько хотелось бы. Нужно понимать, что платформы имеют возможность рисковать и открывать новые лица. Почему это сложнее в случае с телевидением? Потому что зрителю очень сложно воспринимать нового актера. Поэтому новые лица появляются постепенно, и многие из вторых планов выходят на ключевые роли.
То есть российское кино все-таки нуждается в новых лицах, их не хватает?
Это само собой разумеющееся. Мы в том числе за это боремся. Я думаю, что постепенно ситуация будет меняться, круг будет расширяться.
Как молодому неизвестному актеру сделать так, чтобы вы его заметили?
Прежде всего иметь профильные страницы на всех сервисах, которыми мы пользуемся, — «Кино-Театр», «Кинолифт». Можно еще на FilmToolz, там тоже есть своя кастинг-база. Мы узнаем об актерах преимущественно через эти сайты. Если в профиле свежие визитки, хорошие фотографии, мы обязательно обратим на человека внимание.
Давайте поговорим о вашем проекте «Дети Леса». Его, кстати, придумал CEO SRSLY Алексей Федорко.
Давайте.
Чем вас привлекла эта история?
Честно скажу, я не любитель хорроров, но меня заинтересовала сама структура проекта в плане работы с молодыми актерами. Плюс в проект меня позвали ребята-продюсеры, которых я знаю. Я решил, почему нет? К тому же всегда интересно работать с молодыми режиссерами. Это очень творческие, заряженные, такие горящие люди. Таким оказался и Даня (режиссер Даниил Тигулёв. — Прим. SRSLY).
Вы уже побывали на съемках?
Я приезжал на первый съемочный день. Но, поскольку у нас в основном все сцены ночные и съемки идут за городом, я туда не часто вырываюсь.
А где снимают?
В Москве и Московской области.
Вы сказали, что с молодыми режиссерами интересно поработать. Для Даниила это же дебют?
Да.
Не было ли чувства риска в данной ситуации?
Нет. Почему? Потому что я не первый день в кино. Я понимаю, в какие моменты можно дать волю режиссеру, а где его нужно прижать. Потому что иногда молодежь начинает сильно много хотеть, и с таким подходом можно улететь в никуда. Но мы с Даней нашли общий знаменатель, мы друг друга слышали. Он понимал ситуацию, возможности, и мы отталкивались от реальности.Улететь в никуда — речь о бюджете? Иногда режиссеры хотят больше, чем возможно?
В том числе. Иногда пожелания шли не от режиссера, а от продюсерской группы, но нам всегда удавалось договориться.
Все-таки у «Детей Леса» скромный бюджет.
С какими сложностями столкнулись из-за ограниченности в бюджете?
Трудности были при подборе актеров. Ансамбль очень молодой, но, поскольку формат сложный, хотелось сделать и красиво и качественно. И у нас получилось найти общий знаменатель в рамках и бюджета, и качества тех актеров, которых утвердили на главные роли. К слову, последнего актера утвердили практически за неделю до мотора.
Это кого?
Одного из главных героев (Андрея Мартынова. — Прим. SRSLY). Актер, который должен был играть, из-за занятости не смог совпасть с нашим графиком. Понадобилась срочная замена.
Как вы искали актеров для этого хоррора?
Да так же, по общим источникам отбирали, обсуждали. У нас было дней восемь-девять живых проб. Если люди были не в Москве, то смотрели их самопробы. Для молодого режиссера важно почувствовать энергию, контакт в работе, поэтому большинство актеров проходили через очные пробы.
Были ли какие-то экстремальные задания, которые вы давали на пробах?
Первичный отбор был в формате самопроб, и мы просили выполнить просто сложные задания. Ведь не все умеют отыгрывать испуг, страх, ужас. Мы просили заранее это записать. Ребята, которые попали в финальные отборы, сделали это классно. Интересно, что от первого каста у нас не осталось ничего. То есть буквально за полтора-два месяца мы перевернули весь каст-лист с ног на голову.
А как так случилось?
В процессе. Это тот самый момент кастинга. Ты представляешь одно, а в финале может получиться совсем другое. Потому что, к примеру, те, кого ты хотел видеть в проекте, оказались не очень близки для творческого решения картины. А совершенно другие люди сделали это лучше.
Элемент загадочности и сюрприза сохраняется вплоть до начала съемок, получается?
Да, конечно. Разные ситуации бывают. Были случаи, когда актеров меняли в процессе съемок. У меня была ситуация, когда человек уже успел сняться и его заменили. Пришлось переснимать. И такие ситуации бывают.
Страшный сон продюсера.
К сожалению, такое не часто, но случается.
Какие задачи при подборе актеров перед вами ставили продюсеры (Данила Волков и Герман Артемов из студии Concept Films, а также CEO SRSLY Алексей Федорко. — Прим. SRSLY)?
Задач как таковых не было. Было примерное описание персонажей, от которого мы отталкивались.
Сначала были утверждены Матвей Астраханцев, Вадим Соснин и Ульяна Чжан. Чуть позднее утвердили Алину Большакову. Последним — Андрея Мартынова.
Поскольку проект экспериментальный, важно не только поставить человека, но и понимать, что ему это важно и интересно. Когда человек приходит ради денег — это одно дело. Но, на мой взгляд, актеру все-таки должен нравиться проект, в котором он играет. Иначе человек не будет отдаваться целиком и полностью.
Вы сказали, что еще на этапе прочтения сценария сняли фильм у себя в голове. Как вам кажется, с какими хоррорами он близок?
Это очень похоже на одну историю моего знакомого режиссера, которая пока не снята.
То есть «Дети Леса» ни на что не похожи из того, что зритель уже видел?
Мне кажется, что нет. Это новый вид. У нас в сторону славянских мифов практически никто никогда не уходил.Да, наш руководитель с фантазией (Улыбается.). А хорроры — это в принципе довольно редкий жанр для российского кино.
А у нас-то, по сути дела, и хорроров не снимали. Я не могу сейчас вспомнить крутых российских фильмов ужасов.
Охарактеризуйте «Детей Леса» тремя словами.
Куда без этого.
Крови там будет немало, это факт.
Можно ли сказать, что в зависимости от жанра фильма отличается подход к кастингу?
Для меня — нет. Процедура все равно одна и та же. Но, пожалуй, меняется отношение к общей картине ансамбля. Вот я бы так сказал. Потому что в касте может оказаться человек, который будет ощущаться не на своем месте.
У вас такое бывало?
Один раз. Не буду называть проект.
Я только собиралась спросить…
Не скажу. Я очень сожалел тогда об этом. Это было решение продюсеров. Но картина сложилась все равно. Да, не совсем так, как мне виделось, но зритель оценил, значит, все получилось.
Профдеформация, наверное, тоже играет роль. Вы видите, что что-то не так, а зритель этого не замечает.
Абсолютно. Я недавно общался со своим знакомым режиссером по поводу одной картины, которая сейчас идет в кинотеатрах по всему миру. Я понял, что мы уже не смотрим как зрители, мы смотрим как люди, которые знают процесс создания изнутри. Оцениваем бюджет, понимаем, где снималось и как. Так что да, мы профдеформированы.Вы же про «Барби» говорите?
В том числе про «Барби». Режиссер как раз высказывала свое мнение по этому поводу. Он неплох. Я еще не смотрел, но моя знакомая говорит, что 100 миллионов долларов там не видно. И то же самое с фильмом «Переводчик». Где там эти 55 миллионов?
Все потрачено на актеров.
Я бы так не сказал. Не уверен, что они все могли потратить на актеров. Это очень камерная история, в которой не так много ключевых персонажей. В «Переводчике» их порядка трех-четырех.
Вернемся к «Дедям Леса». Я хотела расспросить вас поподробнее про актеров и их роли, поскольку не смогла найти информацию о героях.
Главный герой — это Даня (его играет Андрей Мартынов). Он модный блогер. На мой взгляд, в нем собрано все, что есть в нынешних блогерах. Даня пытается казаться хорошим парнем, но в нем есть и гаденькие вещи. Виктория Воробьева играет его сводную сестру. Это девочка не от мира сего, вполне понятная героиня, типична для слэшеров, но при этом зритель будет ей сопереживать.
У нас есть еще одна пара блогеров — Саша и Лена (Вадим Соснин и Алина Большакова). Они очень открыты, без камня за пазухой, богаты и привлекательны. Саша и Лена пытаются перетянуть на себя часть популярности Дани с помощью коллабы.
Одним из грехов же считается…
Гордыня?
Гордыня, стремление к популярности. Герои этой картины будут наказаны именно за все свои грехи. Они кажутся обычными безобидными ребятами, но когда ты знакомишься с ними ближе, то начинаешь понимать, что каждый из них получает по заслугам.
Очень по-философски.
На самом деле да, хотя, казалось бы, банальная картина. Вернемся к героям. Матвей Астраханцев играет тусовочного веселого Антона. Он не уверен в себе, из-за чего прячется за шутками. Он достаточно умен, но боится вызова и сложностей, поэтому на деле оказывается слабаком. Будет также персонаж Алла — подружка Дани, открытая девочка, буквально сексуальное оружие. И Марк — социопат, совершенно беспринципный парень.
Есть еще один персонаж, которого мы видим только один раз, но я не скажу, кто его играет.
Вы про Мельника?
Мельник — это сюрприз для зрителя.
Может быть, дадите намек, кто это?
Это очень известный человек. Но в данной концепции его появление будет неожиданным для всех.
Учитывая, что так мало известных актеров в фильме, как вам кажется, пойдут ли на него? Вроде как бегут на медийных?
Сложно сказать. Конечно, продюсеры делали ставку на материал. Но и на актерский состав тоже, потому что ребята очень талантливые, каждый по-своему классный. Сейчас сложно предсказать, как зритель примет фильм.
С другой стороны, в проекте принимает участие Хофманнита.
Да, у нее был один съемочный день. Она тоже страдает от некоторых своих грехов. (Смеется.)
А как ее пригласили в проект?
С ней вели переговоры продюсеры. У нее в картине даже не игровая сцена, а трюковая, я бы сказал.
То есть кастинг для нее не проводился?
Нет, ребята сразу хотели видеть в фильме ее. Я говорю: «Ну это ваше решение, окей». Честно говоря, я плохо понимаю, кто это. Я староват, не сижу в тиктоках.Насколько мне известно, при желании кастинг-директор может настоять на каком-то актере, даже если продюсеру эта кандидатура не очень нравится. Пришлось ли вам настоять на каких-то актерах в «Детях Леса»?
Да, как раз на Бабе Яге. Сначала мы рассматривали этого персонажа в одной возрастной категории, но я добился того, что мы сделали ее моложе. На мой взгляд, это смотрится интереснее. Если обратиться к славянской мифологии, то мы увидим, что Баба Яга там изображается молодой красивой женщиной.
Тогда финальный вопрос. Как вам кажется, в каком фильме или сериале подобран самый удачный каст?
Это сложный вопрос. Мне в свое время очень нравился кастинг фильма «Гладиатор». Один из лучших, на мой взгляд. Еще «Побег из Шоушенка». К слову, это одни из первых фильмов в моей жизни, которые я посмотрел в кинотеатре на большом экране. Такие дела.
Эксклюзивной площадкой для приземления фильма после проката будет онлайн-кинотеатр PREMIER.