2023-й выдался плодотворным для Уэса Андерсона. Не успели утихнуть разговоры о его последней работе «Город Астероидов», как уже объявлен релиз нового фильма Уэса — загадочной короткометражки «Чудесная история Генри Шугара», премьера которой состоялась на Венецианском кинофестивале в начале сентября. Там же главному режиссеру хипстерской эпохи вручили приз Glory to the Filmmaker Award за значительный вклад в современное кино.
«Чудесная история Генри Шугара» — это первая глава в серии из четырех короткометражек, снятых Андерсоном по произведениям Роальда Даля. C 27 по 30 сентября они будут по одной появляться на Netflix.
Среди прочего фильмы Андерсона славятся невероятно эксцентричными персонажами, для которых так и хочется составить психологический портрет в виде выдержек из личного дела. Мы решили вспомнить всех самых ярких героев Андерсона, взяв за правило не повторяться с исполнителями ролей. Ведь, как известно, режиссер всю свою карьеру предпочитает работать с одними и теми же актерами, среди которых особенно выделяются трое — Оуэн Уилсон, Билл Мюррей и Джейсон Шварцман.
Макс Фишер (Max Fischer)
Фильм: «Академия Рашмор» (2001)Пугающе амбициозный 15-летний ученик-стипендиат престижной частной школы «Рашмор». Активный участник всевозможных внеурочных активностей. Является режиссером и директором школьного театра, президентом общества пчеловодов, основателем астрономического общества, капитаном фехтовальной команды, основателем картинг-клуба и так далее. Это заметно сказывается на его успеваемости — по сути, он двоечник.
В отличие от большинства учеников «Рашмора», принадлежащих к привилегированной прослойке общества, Макс — выходец из среднего класса. Его отец — парикмахер, но Макс всем говорит, что он — нейрохирург. Отец Макса не понимает сына и не принимает его чудачеств, но тем не менее очень любит.
Большинство его одноклассников принимают свое положение как данность, но Макс не получил привычных для них привилегий при рождении. Поэтому одержим идеей стать успешным и известным и всем все доказать.
Претенциозный и высокомерный. Отказывается принимать тот факт, что он подросток, считая себе исключительно взрослым. Тем не менее неуклюж и склонен к инфантильному поведению, чего сам, скорее всего, не замечает.
Оторванный от реальности романтик. Влюблен в овдовевшую молодую учительницу младших классов.
Аутсайдер, будто родившийся в неподходящую эпоху.
Во время велосипедной прогулки с другом, который годится ему в отцы, будет слушать что-нибудь из Джона Леннона, скорее всего, хит 1971 года Oh Yoko!.
Марго Тененбаум (Margot Tenenbaum)
Фильм: «Семейка Тененбаум» (2001)Признанный драматург, страдающая от продолжительного писательского ступора. За семь лет не закончила ни одной пьесы.
Одна из трех детей-вундеркиндов семейства Тененбаум, которые, повзрослев, не смогли найти себя в этой жизни и оказались посреди свалившегося на них экзистенциального кризиса, с которым каждый из них борется по-своему.
Скрытна. Независима и самодостаточна. Неразборчива в связях.
На одной из рук отсутствует палец.
Замужем за обожающим ее добродушным невропатологом, мужчиной гораздо старше нее, которого она на самом деле не любит и постоянно игнорирует. Никто не знает, но это не первый ее брак. В 19 лет она вышла замуж за безвестного ямайского художника.
Большую часть времени проводит заперевшись в ванной, где постоянно курит. При этом скрывает ото всех свое пристрастие к курению и внаглую отрицает любые обвинения в этом (даже при наличии самых очевидных доказательств).
Была удочерена семейством Тененбаум, о чем ее отец постоянно и с радостью всем напоминает. В детстве сбежала из дома в поисках своих биологических родителей. Вернулась без одного пальца, никак это не объяснив.
Изменяет мужу с другом детства Илаем Кэшем, похожим на Кормака Маккарти писателем-ковбоем, страдающим от мескалиновой зависимости.
Тайно влюблена в сводного брата Ричи.
В музыке отдает предпочтение независимой нью-йоркской рок-сцене 1960-х, в частности, группе The Velvet Underground и ее вокалистке Нико.
Ричи Тененбаум (Richie Tenenbaum)
Фильм: «Семейка Тененбаум» (2001)Бывший звездный теннисист-вундеркинд, переживший сильнейший нервный срыв во время чемпионата, который проводился в день свадьбы его сводной сестры.
Неожиданно для всех в возрасте 26 лет, так же как и легендарный швед Бьорн Борг, объявил о завершении карьеры, чем немало шокировал весь мир большого тенниса. Несмотря на завершение спортивной карьеры, не снимает с головы повязки, в которой отыграл все свои матчи.
Живет на океанском лайнере «Берег слоновой кости», сутками не выходя из каюты. За последний год повидал оба полюса, пять океанов, Амазонку и Нил.
Постоянно пьет коктейль «Кровавая Мэри», буквально не выпуская стакана из рук. Его пристрастие настолько сильно, что он всегда носит с собой перечницу в кармане пиджака.
Склонен к депрессии и членовредительству.
Тайно влюблен в сводную сестру Марго.
Испытывает слабость к меланхоличному инди-фолку, в особенности к творчеству Эллиота Смита, покончившего жизнь самоубийством на пике карьеры.
Стив Зиссу (Steve Zissou)
Фильм: «Водная жизнь Стива Зиссу» (2004)
Эксцентричный океанограф, который поклялся найти и убить загадочную десятиметровую акулу-ягуара, которая съела его давнего друга и напарника. А заодно, понятное дело, снять об этом документальный фильм.
Так же как и легендарный исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто, совмещает научно-исследовательскую деятельность с профессиями режиссера и изобретателя.
Возглавляет так называемую «Команду Зиссу», все члены которой предпочитают всем остальным головным уборам красные вязаные шапочки.
Эгоистичен, самовлюблен. Импульсивен, не задумывается о последствиях своих действий. Способен не моргнув глазом подвергнуть близких смертельной опасности ради достижения цели. Центральный персонаж в галерее плохих отцов Уэса Андерсона.
При этом неуверен в себе, одинок и жалок.
Харизматик. Способен вызвать неподдельную симпатию и сочувствие.
Во время редких периодов затишья на палубе совей шхуны «Белафонте» любит послушать песни Дэвида Боуи на португальском в исполнении одного из членов «Команды Зиссу», бразильского гитариста, специалиста по безопасности на борту.
Билл Мюррей, исполнитель роли Стива Зиссу, — настоящий талисман Уэса Андерсона. Актер сыграл во всех его фильмах за исключением дебютной «Бутылочной ракеты» и недавнего «Города Астероидов».
Фрэнсис Уитман (Francis Whitman)
Фильм: «Поезд на Дарджилинг» (2007)Старший из трех братьев Уитменов. Пережил серьезную аварию. Точнее, попытку суицида — разогнался на мотоцикле и врезался в холм.
Инцидент произошел спустя некоторое время после трагедии в семье — скончался отец братьев Уитменов. Местоположение их матери многие годы остается неизвестным.
После происшествия его лицо сильно повреждено и замотано в бинты и пластыри.
Пережив клиническую смерть, решил обязательно восстановить отношения с двумя своими братьями — Питером и Джеком, с которыми не общался целый год. Они были первыми, о ком он подумал, придя в себя.
Контроль-фрик. Одержим идеей «просветления». Считает, что, для того чтобы испытать духовный опыт, необходимо прикладывать усилия.
Дотошно спланировал каждый шаг в совместном с братьями «духовном» путешествии по Индии. Более того — заламинировал план действий, не позволяя спутникам отступать от намеченного ни на шаг.
Деспотичный начальник, ни во что не ставящий чувства и интересы затравленного подчиненного.
Но за наигранным оптимизмом и истеричной бравадой скрывается глубокая внутренняя боль и тяжелый личностный кризис, очевидно, усугубившийся после смерти отца.
Несмотря на все сложности, смог не растерять жизнелюбия. В результате проделал непростой путь от махрового этноцентризма до смирения.
В дороге любит послушать классику брит-рока из 1960-х, главным образом группу The Kinks и их хит-синглы Strangers, This Time Tomorrow и Powerman.
По словам Уэса Андерсона, образ Фрэнсиса Уитмена был вдохновлен парнем, которого он увидел в соборе Святого Петра в Риме: «Он был одет в мотоциклетную куртку, и его лицо было покрыто бинтами. Было ощущение, что этот человек прошел через что-то ужасное, но при этом нельзя было оторвать от него глаз».
За неделю до мировой премьеры «Поезда на Дарджилинг» на Венецианском кинофестивале в 2007 году самопровозглашенный траблмейкер Оуэн Уилсон, однажды номинированный на звание «Торчок года» журналом High Times, на самом деле предпринял попытку покончить жизнь самоубийством. После этого актер долгие годы отказывался от любых интервью. Осознание того, что исполнитель роли Фрэнсиса Уитмена, известный балагур и, пожалуй, любимый актер Уэса Андерсона, как и его герой, дошел до предела в реальной жизни и отчаянно борется с депрессией, оказывает мощный дополнительный эффект при просмотре «Поезда на Дарджилинг».
Сьюзи Бишоп (Suzy Bishop)
Фильм: «Королевство полной луны» (2012)Замкнутая неуравновешенная 12-летняя девочка, окружившая себя фэнтезийными книгами и живущая мечтами о волшебных мирах.
Страдает неконтролируемыми вспышками ярости. Способна напасть на обидевшего ее сверстника с ножницами.
Влюблена в Сэма Шикаски, бойскаута и сироту, от которого отказались приемные родители. Из-за своего непростого характера парень стал изгоем среди других бойскаутов.
Родители Сьюзи продолжительное время находятся на грани развода. Миссис Бишоп изменяет мистеру Бишопу, который, похоже, находится в глубокой депрессии, с меланхоличным местным шерифом.
Близкие не замечают душевных терзаний девочки и считают ее проблемным ребенком. В доме Бишопов даже есть книга под названием «Как справиться с проблемным ребенком».
Несмотря на юный возраст, самостоятельна и независима. Ее трудно назвать не приспособленной к жизни, изнеженной или ранимой. Умеет постоять за себя. «Дева в беде» — это не про нее.
В качестве саундтрека к романтическому пикнику на берегу залива, скорее всего, выберет песни француженки Франсуазы Арди, в частности, ее хит-сингл Le temps de l’amour 1963 года.
По признанию Уэса Андерсона, это самый личный его персонаж, в котором много от него самого.
Мсье Густав (Monsieur Gustave H.)
Фильм: «Отель "Гранд Будапешт"»Прославленный старший консьерж во всемирно известном респектабельном отеле «Гранд Будапешт». Всегда одет с иголочки в неизменный костюм цвета спелой сливы.
Настоящий профессионал. С трепетом относится к своим подчиненным и месту работы.
Красноречив. Каждый новый день он начинает с воодушевляющей речи перед подчиненными и, как правило, заканчивает ее чтением стихов.
Скрупулезный, утонченный и обаятельный мужчина. Отдает предпочтение туалетной воде L'Air de Panache с нотками дерева и цитрусовых. «Один из самых щедро надушенных мужчин, которых я встречал», — говорит о нем один из юных сослуживцев.
Если надо, способен сыграть простофилю. Но временами может быть насмешливым и даже декадентским.
Дамский угодник и альфонс. Предпочитает женщин в годах. С ними он заботлив, мил и остроумен.
Мгновенно и агрессивно реагирует на любой вид несправедливости. Не терпит полицейского произвола, превышения должностных обязанностей и использования служебного положения. За что нередко страдает — ему достается от тех самых стражей правопорядка, злоупотребляющих служебным положением.
Истинный интеллигент. Считает, что «слабые проблески человечности еще встречаются на этой варварской бойне, которая некогда была известна как цивилизация», и этому способствуют такие люди, как он, по мере их «скромных возможностей».
Но порой, ощутив беспомощность перед вульгарной демонстрацией силы, завершает свои возвышенные речи о ценности свободы и гуманизма фразой «да пошло оно все в…».
В долгой дороге, мчась по бескрайним заснеженным полям в поезде, любит послушать что-нибудь из русской народной музыки, чтобы обязательно с балалайкой. Например, Оркестр народных инструментов имени Н. П. Осипова.
Шеф (Chief)
Фильм: «Остров собак» (2018)Бродячий пес. Отважный предводитель стаи собак на Острове собак.
Ответственно подходит к своему лидерству. Готов защитить своих подчиненных любыми средствами, даже ценой своей жизни.
В отличие от большинства своих соплеменников не скучает по временам, когда у каждой собаки был хозяин, и не пытается их вернуть. Ему нравится быть бездомным.
Спокоен и сдержан. Держится в стороне от остальной стаи.
Был рожден в дождевой канализации Мегасаки-сити. Один из девяти щенков в помете.
Упрям и несговорчив. Ощущает обиду или раздражение, когда остальные в стае не соглашаются с его блестящими идеями.
Заявляет, что всю жизнь был уличной собакой. Невероятно искусен в деле уклонения от попадания в руки ловцов собак.
Неприветлив и даже агрессивен по отношению к людям, не доверяет им.
Цвет шерсти — черный как смоль.
Но если достучаться до его сердца и хорошенько отмыть, то окажется, что он вовсе не черный, а белый пес с черными пятнами.
В немногочисленные периоды затишья на Острове собак может позволить себе насладиться звуками традиционной японской музыки, например, творчеством Каору Ватанабэ.
Дзеффирелли (Zeffirelli)
Фильм: «Французский вестник» (2021)Самопровозглашенный лидер бунтующих студентов.
Достаточно умен, чтобы понимать, что для успешной революции нужно написать манифест. Но недостаточно опытен и/или талантлив, чтобы создать по-настоящему ценный манифест.
Самовлюблен. Не признает критики даже от успешной и опытной журналистки, предлагающей внести правки и дополнения в манифест.
Нравится женщинам. Причем независимо от возраста. Завел краткосрочный роман с той самой американской журналисткой, годящейся ему в матери.
Влюблен в Джульетту, несгибаемую революционерку, которая любит спорить ради спора, просто чтобы противостоять мнению большинства.
Эгоистичен. Будучи бунтующим подростком, совершенно не задумывается о чувствах родителей, которые во всем его поддерживают.
Отважен, но безрассуден и недальновиден. Его девизом могла бы стать фраза «Отвага и слабоумие». Безрассудно рискует жизнью, совершенно не задумываясь о последствиях.
На баррикадах любит послушать что-нибудь из французской поп-музыки 1960 годов, например, хит-сингл французского певца Кристофа Aline 1965 года (в исполнении Джарвиса Кокера).
Мидж Кэмпбелл (Midge Campbell)
Фильм: «Город астероидов» (2023)Легендарная голливудская актриса, которая застряла в захолустном городишке посреди пустыни во время подготовки к новой роли.
Постоянно находится в образе, репетирует на ходу. Подрисовывает себе фингал, которого на самом деле нет у ее героини, просто он «где-то глубоко внутри».
Любит шокировать обывателей эпатажным поведением. Способна — как бы между прочим — обнажиться перед заинтересовавшим ее мужчиной.
Раздражена своей славой. Не хочет быть постоянно в центре внимания. В то же время наслаждается своей славой. Ей комфортно быть в центре внимания.
Истинная кинозвезда и модница, каких только в старом Голливуде и делали: с налетом загадочности и трагизма.
Склонна к клишированному мышлению. Мечтает закончить свои дни в ванной в окружении бутылька с рассыпанными таблетками.
Но за натренированным бесстрастным выражением лица явно скрывается буря эмоций и легкая, но ощутимая нотка грусти.
Дважды разведена. Хочет завести отношения с кем-нибудь «простым», не из голливудской тусовки.
Заводит роман с недавно овдовевшим военным фотографом.
Совершенно не понимает свою дочь-вундеркинда.
Зависнув в Астероид-сити, прониклась кантри-музыкой, в частности, фолк-стандартом Freight Train в исполнении Chas McDevitt Skiffle Group и Нэнси Уиски.