Обзоры, Кино — 1 сентября 2023, 19:03

80-й Венецианский кинофестиваль. Дневник первый. «Феррари», «Граф»

В первом выпуске венецианских дневников сразу два фильма про двойников. Хайме Вадель стачивает клыки диктатуры. Адам Драйвер за мысленным рулем спорткара Ferrari уходит в крутое пике.

«Феррари» (Ferrari)

1957 год. С миланского поезда сходит французский автогонщик Жан Бера, готовый бить рекорды в команде Maserati. Очередное препятствие на маршрутной карте Энцо Феррари (Адам Драйвер) в подготовке к продолжительному заезду на выносливость по итальянским городам и весям Mille Miglia. Появление нового конкурента на старте, выявляет факт дисгармоничной поломки в сложном устройстве его повседневности. Жена Лаура (Пенелопа Крус) с пистолетом наготове требует от конструктора быть дома к подаче горничной утреннего кофе. Любовница Лина (Шейлин Вудли) намекает, что их 12-летний сын Пьеро мог бы носить фамилию отца. Пилот команды Феррари погибает на тренировочном заезде. Сама фирма терпит убытки, и велик риск поделить национальное достояние с Генри Фордом. Энцо же, навещая могилу своего первенца Альфредо, исповедуется, что во сне слышит голоса отца и брата. Неспроста.


В эпилоге подмонтированный к архивным кадрам заезда гоночных колесниц Феррари сосредоточенно читает дорогу. Протяженность этой трассы — в один конец до могильного мемориала. Либо побеждаешь, либо проигрываешь — маневрируя, герой и проводит свою жизнь, поочередно изменяя любимым женщинам с работой, и лучшее, что в этом многоугольнике может случиться, — символическое примирение двух миров: будущего (Пьеро) и прошлого (Альфредо). 

Конструируемые Энцо автомобили — произведения искусства сродни скульптурам Антонио Кановы, с одним незначительным дефектом — без пилота подобное изящество линий бессмысленно: красота открывается в движении, когда человек разгоняется настолько, что будит неподвластный ему хаос. Наблюдение за чем-то большим, чем сила мысли: будь то притяжение, сминающее воспаривший болид и толпу зрителей в груду тел/металла, инициированные двоичным кодом теракты («Кибер») или беспорядочные побегушки по улицам, усеянным (в процессе) сотнями гильз («Схватка»), и завораживает режиссера Манна. Его герои неизменно действуют на ограниченной плоскости, командной строки, замка, трека, ринга, банка. На этих площадках они обитают во сне и наяву, не пренебрегая личной жизнью, разве только чтобы подготовить себе смену. Фатализм гоночных заездов — образцовая фактура для поэтики Манна (даром для него это фильм мечты). Кто за рулем — решает случай. По мнению матери Феррари, на войне погиб совсем не тот сын, но выбирать не приходится, значит, и дети что гонщики. Лаура родила Энцо сына, но тот скончался от редкой болезни — трагедия, но, когда такое происходит на треке, всегда находится замена (Пьеро).

Любая пресс-конференция — пит-стоп. Накануне заезда пилоты пишут любимым прощальные письма: словно отправляются на дуэль. Победить соперника при наличии стратегии легко, а вот судьбу… В отличие от седовласого Энцо образца 50-х в исполнении могучего (и по игре, и по росту) артиста Драйвера, Манн, некогда обогнавший современный киноязык в экспериментах с цифрой, теперь слегка в догоняющих, но за этим кругом — хорошее время, а вместо сердца — пламенный мотор.



«Граф» (El Conde)

Во времена французской революции Аугусто Пиночет (Хайме Вадель), тогда еще под фамилией Пинош, в такт эпохе вел образцово разгульный образ жизни. Безбожно напивался. До (полу)смерти избивал проституток (не забывая их покусывать). Был преданно светским солдатом Людовика XVI, а на казни Марии-Антуанетты — даже страстно слизывал кровь с едва остывшей гильотины (буржуазная вкуснее, чем у рабочего класса). Когда ради смены обстановки он впервые инсценировал свою смерть, то вошел во вкус. Войны. Контрреволюции. Век за веком. Так Пиночета прибило в Чили, а что было дальше, зафиксировано в учебниках истории. 

В очередной раз поучаствовав в своих похоронах, одряхлевший экс-правитель надумывает морить себя голодом, чтобы болезненно анемичным наконец отойти в мир иной. Квинтет инертных отпрысков, обеспокоенных судьбой офшорного наследства, по случаю нанимают монахиню (Паулу Лухзингер), готовую провести две процедуры за раз — бухучет и гуманный сеанс экзорцизма. В Пиночете же появление молоденькой девушки, наоборот, высекает искру интереса к жизни.

#INSERT_ARTICLE#

Четвертый по счету харчок режиссера Ларраина в гроб чилийского душегуба —  сцена похорон будто бы и выдумана ради соответствующего эпизода. Упорство, которым легко добиться обратного эффекта: цитируя обросшие фольклорной старообрядческой бородой анекдоты про упырей-диктаторов, скорее подпитываешь поп-культурный образ чудища в парадном мундире, чем его демонизируешь. Выходное одеяние Пиночета, надеваемое им на городские кровопускательные рейды, красуется в обветшавшем поместье за толстым витринным стеклом. В соседних футлярах коллекции Ларраина, очевидно, пылятся другие воплощенные в формально политических байопиках имена-идеи, обуреваемые прошлым. Несчастная принцесса Диана (Кристен Стюарт). Безутешная вдова Джеки (Натали Портман). И просто дива — грядущий фильм о Марии Каллас с Анджелиной Джоли, который благодаря факту романа героини с Аристотелем Онассисом, видимо, закроет негласную трилогию.

Но лица в этом «музее восковых фигур мадам Тюссо» сточены, каждую можно узнать разве что по силуэту. «Граф» — важная часть этого курьезного регионального конкурса двойников (см. «Тони Манеро»). Если голливудские актрисы красиво грустили в роскошестве статусных интерьеров, то артист Вадель по-декадентски тоскует по былому беспределу, наслаждаясь Штраусом в окружении игрушечных солдатиков, наполеоновской корреспонденции и экстремистской литературы. Придуманные для этого апатичного старичка репризы давно перемерзли вместе с человеческими сердцами в пиночетовском холодильнике. 

Реальные упыри тоже плачут, сразу же за классикой в этом плейлисте — мотивы латиноамериканских мыльных опер. Потомки делят награбленное наследство. Аугусто заигрывает с корыстной монашкой. Его супруга спит со слугой (у того на наследие хозяина свои виды). На монохромном солнце чуть поодаль обветшавшего особняка поблескивает гильотина, которая, следуя афоризму про ружье при наличии в кадре, обязательно отсечет чью-нибудь голову. Диктатура вечна, потому что бессмертна. В каждом тиране сидит ребенок. Беззубо для готической сатиры, кажется, Ларраин, того не замечая, сам стал донором для своего идеологического врага.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Нарек Билян
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Режиссёр
Натали
Портман
Актёр
Адам
Драйвер
Актёр, Режиссёр, Сценарист
Анджелина
Джоли
Актёр, Режиссёр
Кристен
Стюарт
Читайте также
Кино — 16:00, 21 мая 2025
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Эддингтон», «Амрум», «Левша», «Звук падения»
Новости, Новости — 21 мая, 16:00
Netflix анонсировал мультсериал по игре Clash of Clans
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Новости, Новости — 21 мая, 13:50
Сериал «Одни из нас» продлят на 4-й сезон. Но это не точно
Кино — 21 мая, 13:07
«Региональное кино хранит культуру и самобытность». Интервью с Иваном Сосниным о «Легендах наших предков», красоте Урала и блокноте с 42 сценариями
Новости, Новости — 21 мая, 11:18
Старые герои и новое дело в тизере-трейлере «Зверополиса 2»
Новости, Новости — 21 мая, 10:40
«В этой жизни я турист»: слушаем альбом Джарахова «Эл»
Новости, Новости — 20 мая, 19:04
От заявлений к откровению. BATO выпустил альбом 6lankname 2
Новости, Новости — 20 мая, 17:40
«Фандом Фест» объявил даты проведения
Образ жизни — 20 мая, 16:26
Что бы почитать? «Хип-хоп-поколение», «Все не то, чем кажется» и другие новые книги
Новости, Новости — 20 мая, 14:50
Дэкой дропнул альбом «Москвич»
Новости, Новости — 20 мая, 11:23
Жан-Люк Годар снимает кино в трейлере «Новой волны» Ричарда Линклейтера
Новости, Новости — 19 мая, 17:30
Майкл Джей Фокс сыграет в 3-м сезоне «Терапии»
Новости, Новости — 19 мая, 15:16
Фильм «Злая» превратят в музыкальное телешоу с Арианой Гранде и Синтией Эриво 
Новости, Новости — 19 мая, 12:01
Asenssia представила «Метеор» — свой первый сольный альбом
Музыка — 18 мая, 19:37
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы