На выходных фестиваль «Короче» плавно подошел к своему завершению. Но перед тем, как победители получили заветных журавлей (так выглядят награды), было показано еще много работ, достойных внимания. Финализируем заметки о калининградском смотре и делимся итогами.
Программа короткого метра. Блоки 3 и 4
Показ конкурсных короткометражек, неожиданно оборвавшийся на четвертый день, все-таки воскрес. И, кажется, на десерт организаторы оставили много сильных работ этого года, во всяком случае, такое сложилось субъективное впечатление. В этом году конкурс короткометражек получился настолько разнообразным, что описать его в двух словах или подобрать некое общее определение для всех фильмов-участников едва ли получится.
Из того, что показали в последних блоках, особенное место в сердцах присутствующих на смотре заняли три работы — комедия «По-человечески» о друзьях, у которых никак не получается похоронить кота, проникновенная драма о любви, которой не должно быть, «Друг, эпизод 7» и, конечно же, драма о собирающихся на войну подростках «Конец света, моя любовь». Помимо них, можно отметить «Ветивер» с Кузьмой Котрелевым, которого позже показали в одном из полных метров, а также драму «Большая перемена» о мире 16-летних. Хочется заклинать все стриминг-сервисы приютить эти короткометражные истории, потому что они достойны получить не просто фестивальное, но и всероссийское внимание. А пока fingers crossed и ждем.
«Правда»
А вот и обещанный полный метр с Кузьмой Котрелевым. В дебютной работе Максима Кузнецова звезда сериала «ЮЗЗЗ» стал героем истории, которую уже все кому не лень сравнили с «Текстом» Клима Шипенко. Попробуем уйти от сравнения и рассмотреть, что у нас есть в сухом остатке.
Женя (Кузьма Котрелев) выпускается из вуза, готов жениться на любимой девушке Кате (Александра Дроздова) и посвятить свою жизнь обучению школьников. Все планы рушатся, когда у парня находят запрещенные вещества. Подкинули или его? С этим вопросом зритель остается на весь фильм. Сам Женя убеждает окружающих, что его подставили, но это не спасает парня от заключения. Выйдя из тюрьмы, Женя узнает, что путь в школьные учителя ему закрыт, любимого отца больше нет, а Катя уже счастлива с другим. В это время пропадает младшая сестра Кати, а Женя оказывается последним человеком, который видел девочку живой. Только что вышедший с зоны парень быстро понимает, что станет главным подозреваемым, и начинает скрывать преступление, которого не совершал, снова вставая на скользкую дорожку лжи ради правды.
Несмотря на то, что почти все основные сюжетные детали рифмуются с тем или иным проектом мирового кино, триллер Максима Кузнецова получился очень цельным законченным высказыванием об интерпретации, страхе, системе и, само собой, правде. Ответы на загадки, разбросанные по всему фильму, зрителю никогда не даются в лоб, а многие вопросы так и остаются нерешенными, что заставляет после просмотра фильма еще некоторое время жить с персонажами, достраивая общую картину, исходя из собственных представлений об устройстве мира и справедливости.
«Аквариум»
В заключительной части конкурса дебютного кино «Короче» режиссер Илья Шагалов представил антиутопию о мире недалекого будущего, в котором доведены до абсурда многие идеи, рассматриваемые в современном обществе как безусловное благо.
Главным героем становится мужчина (Алексей Филимонов), совершивший серьезный проступок — он ударил человека по лицу, поведясь на провокацию, за что получил первое из трех допустимых «предупреждений». В мире «Аквариума» предупреждения — не просто формальность, а клеймо на всю семью провинившегося, которое накладывает на него обязательство пройти курс управления гневом, общаться с психологом, выйти в неплановый отпуск, а еще — поселить дома шебутного парня, выполняющего функции наблюдателя (Никита Еленев). Пока главный герой думает о потенциальном изгнании, которое может подарить ему встречу с давно забытой любовью, его жена (Дарья Урсуляк) строит планы по спасению семьи, не гнушаясь даже самых радикальных мер.
Фильм поднимает вопросы о стабильности и мечте, безопасности и ответственности, доверии и контроле, свободе и страхе, которые в условиях созданного режиссером «стерильного» мира, хоть и получают ответы, кажутся несовместимыми с реальностью. В сеттинге, сильно напоминающем «Два холма», живет столько клише и повторов, что история уже не кажется поучительной сказкой из параллельной вселенной, а становится затянутым монологом, автор которого сам не знает, к чему ведет.
Победители фестиваля
20 августа в Летнем кинотеатре все участники фестиваля «Короче-2023» собрались на церемонии закрытия, на которой вручали награды по результатам смотра. В жюри короткого метра в этом году вошли режиссер Алексей Герман-младший, продюсер Наталья Мокрицкая, сценарист Андрей Золотарев и актриса Ольга Сутулова, а полнометражные дебюты оценивали режиссеры и сценаристы Борис Хлебников и Наталья Мещанинова, актриса Ирина Розанова, а также заместитель директора «России 1» Ясмина Бен Аммар.
Конкурс короткометражного кино:
Приз за лучший фильм — «Мне надо вам что-то сказать», режиссер Евгений Марьян
Приз за лучший сценарий — Андрей Лукьянов, «Бернаки»
Приз за лучшую операторскую работу — Александр Ефошкин, «Биг»
Приз за лучшую режиссуру — Павел Королько, «Здесь и сейчас»
Приз за лучшую анимационную работу — «Расцветшая зима», Александр Бруньковский
Специальный приз — Марина Калецкая, актриса, «Друг, эпизод 7»
Специальный приз журнала «Искусство кино» «За образ мысли» — «Здесь и сейчас».
Конкурс полнометражного дебютного кино:
Главный приз — «Бери да помни», режиссер Байбулат Батулла
Специальный приз жюри с формулировкой «Мы согласны. Это комедия» — «Чайка», режиссер Полина Лазарева
Специальный приз жюри «За реальность» — «Аквариум», режиссер Илья Шагалов
Специальный приз от «России 1» (приобретение прав и поддержка выпуска) — «Сказки Гофмана», режиссер Тина Баркалая