Развернуть Свернуть
Обзоры, Образ жизни — 6 марта 2020, 15:30

«Цветы? Для весны? Оригинально». Ксюша Обуховская — о трендах, которые больше ничего не диктуют

Текст:
Ксюша Обуховская,
журналистка
В Париже, Милане, Лондоне и Нью-Йорке завершились Недели моды. С последним показом вся глянцевая пресса планеты побежала один и тот же марафон — составлять списки главных тенденций будущей осени и зимы. Интересно, что такие подборки от раза к разу отличаются не сильно. В списке 30 тенденций на весну от российской версии журнала Vogue значатся платья в пол красных и розовых оттенков, клетка, кляйновский синий, кружева, всевозможные костюмы и стиль доминатрикс. В это же время на осень нам прогнозируют неон, искусственный мех, стиль доминатрикс — и да, снова костюмы. Не надоело читать одно и то же? Ксюша Обуховская считает, что тренды — как одна из ключевых концепций индустрии моды — изжили себя. И вот почему.

Я начинала свою карьеру редактором моды в глянцевом онлайн-издании в 2017 году, и одна из первых рубрик, которую мне нужно было наполнить контентом, — это «Тренды». Спустя несколько лет, вернувшись на авторитетные модные ресурсы в поисках ответа на вопрос, что же будет модно в этом, а то и в следующем сезоне, я обнаружила подборку трендов, которые отличаются от аналогичных подборок трехлетней давности разве что датой публикации и ресурсом. Возникает вопрос: зачем и кому это нужно? А также почему в период осознанной просветленности модная индустрия преподносит нам одни и те же тренды — только под новым соусом?

Здесь в первую очередь стоит ответить на вопрос, откуда берутся тренды. В 60-е дизайнеры обратились к научпопу, во второй половине 70-х годов — к пауэр-дрессингу, в 80-х — к нарочитой сексуальности, а в 90-х — к андрогинному минимализму. Все эти тренды так или иначе впитали в себя какие-то социально-культурные перемены, будь то первые полеты в космос и технологический прогресс, новая волна эмансипации или даже эпидемия СПИДа.

Кайя Гербер на показе MAX MARA FW2020-21 на Неделе моды в Милане в феврале 2020 года / Фото: GlobalLookPress
Кайя Гербер на показе FENDI FW2020-21 на Неделе моды в Милане в феврале 2020 года / Фото: GlobalLookPress
#INSERT_ARTICLE#

Сейчас переработка тех или иных тенденций прошлого — дань ностальгии. Дизайнеры обращаются к прошлому и в контексте постмодернизма заново изобретают тенденции прошлого. Вместе с этим у их клиентов  появляется вполне себе оправданный интерес к тому, что было до Демны Гвасалии. Например, именно так несколько лет назад мы наблюдали стремительное возвращение пауэр-дрессинга, симола 80-х в моде. Что тогда, что сейчас широкие плечи в жакетах в сочетании с архитектурным и строгим кроем — гиперболизированный символ женской власти. Сейчас также появляется все больше дизайнеров и коллекций, которые сосредотачиваются на технологиях, будущем и внеземеных формах жизни — новом ретрофутуризме нашего времени (привет, 60-е!). 

Если с ностальгией все более или менее понятно, то как объяснить тот факт, что условный стиль доминатрикс одновременно появился у Versace, Alexander McQueen, Louis Vuitton и Gucci, а однотипные красные платья — у Valentino, Off-White, Rochas и Y/Project, и это с учетом того, что все это повторяется стабильно уже не раз в два года, а раз в сезон? Разумеется, это не история о том, что нечто витает в воздухе, а все гении мыслят одинаково.

Сейчас переработка тех или иных тенденций прошлого — дань ностальгии. Дизайнеры обращаются к прошлому и в контексте постмодернизма заново изобретают тенденции прошлого.
#INSERT_ARTICLE#

Виной всему форкастинговые агенства, к услугам которых обращаются все модные бренды. Эти агентства предсказывают модное будущее на основе детальной проработки все тех же социальных и культурных тенденций, потребностей потребителей, тенденций в социальных сетях и инфлюенсеров, начиная от цвета волос Билли Айлиш и глобального потепления и заканчивая коронавирусом. Агентства, в команду которых входят маркетологи, социологи, социальные антропологи и трендахантеры, могут составить прогноз как минимум на ближайшие пять лет — с детальной информацией о том, что будет модно. 

Билли Айлиш на церемонии вручения 92-й премии «Оскар» / Фото: GlobalLookPress
#INSERT_ARTICLE#

Разумеется, дизайнеры не шьют свои коллекции по одним и тем же лекалам одного и того же трендбука, но от направления, как мы видим, они не отступают. Тем не менее обращение к форкастинговым агентствам не дает никаких гарантий. Мода циклична, и если раньше этот период можно было обозначить в 10, 20, а то и 30 лет, то сейчас цикл сократился из-за роста индустрии и объемов производства. То, что раньше занимало годы, сейчас занимает сезон.

С другой стороны, возникает вопрос: зачем нам нужны предсказания трендов от авторитетных ресурсов, если мы сами знаем, чего хотим? Во времена, когда мы изучаем тенденции напрямую из социальных сетей и поп-культуры, а то и сами их формируем, действительно, нужен ли нам посредник в виде глянцевого журнала и его подборки? Да, до тех пор, пока тренды остаются достижением капитализма. Мода — это большая индустрия, в которой вращаются миллиарды долларов. Бренды и их дизайнеры вынуждены подчиняться трендам, ведь, как ни крути, это один из самых мощных движков продаж. Глянцевая пресса, в свою очередь, все еще сильно зависит от рекламодателей, а также от количества просмотров и кликов. Каждому сайту о моде нужно генерировать быстрые инфоповоды и собирать трафик, а подборки трендов — самый просто путь привести людей на сайт и показать им пару-тройку баннеров, о чем потом вполне честно отчитаться перед рекламодателем.

Камиль Хюрель в футболке Dior перед показом кутюрной коллекции модного дома в январе 2017 года в Париже / Фото: Getty Images
#INSERT_ARTICLE#

Впрочем, это не означает, что визуальный язык и талант дизайнера больше ничего не значит. Идти за трендами вслепую, как это делает та же Мария Грация Кьюри, выпуская очередную коллекцию с феминистскими лозунгами, не всегда означает успех. Ведь можно сделать выбор в пользу собственной айдентики — как в свое время сделали Рэй Кавакубо, The Row или Фиби Файло. Или же умело идти в ногу со временем — как Миучча Прада или Дрис Ван Нотен. Поразительно, что модный конвейер умудряется сосуществовать в одном информационном поле с глобальной тенденцией, которая кажется действительно актуальной. Это тренд на экологичность и осознанность, которому уже несколько лет прочат стать единственным. Здесь речь снова заходит о выборе и ответственности, но уже покупателя — следовать собственному стилю, покупая меньше и осознаннее, или же придерживаться трендов, не особо заботясь о том, что конкретная остромодная вещь значит для экологии.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: GlobalLookPress
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 19:51, 21 ноября 2025
Как британцы Америку в рэп переиграли: гайд по новейшему хип-хоп-андеграунду Британии
Интервью — 21 ноября, 19:51
На пару слов: Софи Лиллис — о съемках в фильме «Джекпот», идеальном ограблении и выходе из зоны комфорта
Новости, Новости — 21 ноября, 19:07
SKY RAE представила дебютный альбом GONKI
Новости, Новости — 21 ноября, 18:10
Андрей Катиков записал макси-сингл «Праздничный»
Новости, Новости — 21 ноября, 17:00
Американскую «Игру в кальмара» начнут снимать в 2026 году
Новости, Новости — 21 ноября, 16:00
Stray Kids вернулись с альбомом DO IT
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Образ жизни — 21 ноября, 12:15
Белый шалфей, Шрек и Дуа Липа: 5 заметных бьюти-новинок осени
Новости, Новости — 21 ноября, 10:30
Группа «Бюро» выпустила сингл «Все еще люди»
Новости, Новости — 21 ноября, 09:25
Прошла премия Beauty Inc Awards
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 20 ноября, 18:00
Apple Music представили топ песен 2025 года
Новости, Новости — 20 ноября, 17:20
Letterboxd запустит Video Store — стриминговый сервис
Кино — 20 ноября, 17:15
Ваня Дмитриенко, надзирательница Картункова и зверобой: громкие продолжения российских сериалов
Новости, Новости — 20 ноября, 16:35
Lumia представила умные серьги для мониторинга здоровья
Новости, Новости — 20 ноября, 15:10
Netflix создаст сериал по роману Айры Левина «Мальчики из Бразилии»
Новости, Новости — 20 ноября, 13:50
В Лондоне пройдет выставка по мотивам картин Уэса Андерсона
Новости, Новости — 20 ноября, 11:05
Вышел трейлер второго сезона мультсериала о Ларе Крофт
Новости, Новости — 19 ноября, 17:30
Организаторы Outline планируют открыть круглогодичный арт-парк Outland
Новости, Новости — 19 ноября, 16:45
Сэди Синк сыграет в новых «Мстителях»
Новости, Новости — 19 ноября, 14:54
Вышел трейлер фильма «Эта штука работает?» Брэдли Купера
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
Смотрим трейлер второго сезона шоу Are you sure?! Чонгука и Чимина из BTS
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 ноября, 17:40
Объявлены номинанты премии The Game Awards 2025
Бизнес — 18 ноября, 17:13
«Люди хотят всматриваться». Разговор с программным директором «Большого фестиваля мультфильмов» Диной Годер
Новости, Новости — 18 ноября, 16:30
Вышел тизер игрового ремейка «Моаны»
Новости, Новости — 18 ноября, 15:10
Известна дата премьеры фильма «Чувство и чувствительность»
Новости, Новости — 18 ноября, 14:35
Темой Met Gala 2026 станет «Искусство костюма»
Новости, Новости — 17 ноября, 18:20
Джозеф Косински работает над продолжением фильма F1 с Брэдом Питтом
Новости, Новости — 17 ноября, 17:00
Фильм про Лабубу находится в разработке
Новости, Новости — 17 ноября, 16:20
Тим Кук может уйти с поста CEO Apple уже этой зимой
Новости, Новости — 17 ноября, 15:05
Сериал «Камбэк» продлили на второй сезон
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)