Развернуть Свернуть
Обзоры, Образ жизни — 6 марта 2020, 15:30

«Цветы? Для весны? Оригинально». Ксюша Обуховская — о трендах, которые больше ничего не диктуют

Текст:
Ксюша Обуховская,
журналистка
В Париже, Милане, Лондоне и Нью-Йорке завершились Недели моды. С последним показом вся глянцевая пресса планеты побежала один и тот же марафон — составлять списки главных тенденций будущей осени и зимы. Интересно, что такие подборки от раза к разу отличаются не сильно. В списке 30 тенденций на весну от российской версии журнала Vogue значатся платья в пол красных и розовых оттенков, клетка, кляйновский синий, кружева, всевозможные костюмы и стиль доминатрикс. В это же время на осень нам прогнозируют неон, искусственный мех, стиль доминатрикс — и да, снова костюмы. Не надоело читать одно и то же? Ксюша Обуховская считает, что тренды — как одна из ключевых концепций индустрии моды — изжили себя. И вот почему.

Я начинала свою карьеру редактором моды в глянцевом онлайн-издании в 2017 году, и одна из первых рубрик, которую мне нужно было наполнить контентом, — это «Тренды». Спустя несколько лет, вернувшись на авторитетные модные ресурсы в поисках ответа на вопрос, что же будет модно в этом, а то и в следующем сезоне, я обнаружила подборку трендов, которые отличаются от аналогичных подборок трехлетней давности разве что датой публикации и ресурсом. Возникает вопрос: зачем и кому это нужно? А также почему в период осознанной просветленности модная индустрия преподносит нам одни и те же тренды — только под новым соусом?

Здесь в первую очередь стоит ответить на вопрос, откуда берутся тренды. В 60-е дизайнеры обратились к научпопу, во второй половине 70-х годов — к пауэр-дрессингу, в 80-х — к нарочитой сексуальности, а в 90-х — к андрогинному минимализму. Все эти тренды так или иначе впитали в себя какие-то социально-культурные перемены, будь то первые полеты в космос и технологический прогресс, новая волна эмансипации или даже эпидемия СПИДа.

Кайя Гербер на показе MAX MARA FW2020-21 на Неделе моды в Милане в феврале 2020 года / Фото: GlobalLookPress
Кайя Гербер на показе FENDI FW2020-21 на Неделе моды в Милане в феврале 2020 года / Фото: GlobalLookPress
#INSERT_ARTICLE#

Сейчас переработка тех или иных тенденций прошлого — дань ностальгии. Дизайнеры обращаются к прошлому и в контексте постмодернизма заново изобретают тенденции прошлого. Вместе с этим у их клиентов  появляется вполне себе оправданный интерес к тому, что было до Демны Гвасалии. Например, именно так несколько лет назад мы наблюдали стремительное возвращение пауэр-дрессинга, симола 80-х в моде. Что тогда, что сейчас широкие плечи в жакетах в сочетании с архитектурным и строгим кроем — гиперболизированный символ женской власти. Сейчас также появляется все больше дизайнеров и коллекций, которые сосредотачиваются на технологиях, будущем и внеземеных формах жизни — новом ретрофутуризме нашего времени (привет, 60-е!). 

Если с ностальгией все более или менее понятно, то как объяснить тот факт, что условный стиль доминатрикс одновременно появился у Versace, Alexander McQueen, Louis Vuitton и Gucci, а однотипные красные платья — у Valentino, Off-White, Rochas и Y/Project, и это с учетом того, что все это повторяется стабильно уже не раз в два года, а раз в сезон? Разумеется, это не история о том, что нечто витает в воздухе, а все гении мыслят одинаково.

Сейчас переработка тех или иных тенденций прошлого — дань ностальгии. Дизайнеры обращаются к прошлому и в контексте постмодернизма заново изобретают тенденции прошлого.
#INSERT_ARTICLE#

Виной всему форкастинговые агенства, к услугам которых обращаются все модные бренды. Эти агентства предсказывают модное будущее на основе детальной проработки все тех же социальных и культурных тенденций, потребностей потребителей, тенденций в социальных сетях и инфлюенсеров, начиная от цвета волос Билли Айлиш и глобального потепления и заканчивая коронавирусом. Агентства, в команду которых входят маркетологи, социологи, социальные антропологи и трендахантеры, могут составить прогноз как минимум на ближайшие пять лет — с детальной информацией о том, что будет модно. 

Билли Айлиш на церемонии вручения 92-й премии «Оскар» / Фото: GlobalLookPress
#INSERT_ARTICLE#

Разумеется, дизайнеры не шьют свои коллекции по одним и тем же лекалам одного и того же трендбука, но от направления, как мы видим, они не отступают. Тем не менее обращение к форкастинговым агентствам не дает никаких гарантий. Мода циклична, и если раньше этот период можно было обозначить в 10, 20, а то и 30 лет, то сейчас цикл сократился из-за роста индустрии и объемов производства. То, что раньше занимало годы, сейчас занимает сезон.

С другой стороны, возникает вопрос: зачем нам нужны предсказания трендов от авторитетных ресурсов, если мы сами знаем, чего хотим? Во времена, когда мы изучаем тенденции напрямую из социальных сетей и поп-культуры, а то и сами их формируем, действительно, нужен ли нам посредник в виде глянцевого журнала и его подборки? Да, до тех пор, пока тренды остаются достижением капитализма. Мода — это большая индустрия, в которой вращаются миллиарды долларов. Бренды и их дизайнеры вынуждены подчиняться трендам, ведь, как ни крути, это один из самых мощных движков продаж. Глянцевая пресса, в свою очередь, все еще сильно зависит от рекламодателей, а также от количества просмотров и кликов. Каждому сайту о моде нужно генерировать быстрые инфоповоды и собирать трафик, а подборки трендов — самый просто путь привести людей на сайт и показать им пару-тройку баннеров, о чем потом вполне честно отчитаться перед рекламодателем.

Камиль Хюрель в футболке Dior перед показом кутюрной коллекции модного дома в январе 2017 года в Париже / Фото: Getty Images
#INSERT_ARTICLE#

Впрочем, это не означает, что визуальный язык и талант дизайнера больше ничего не значит. Идти за трендами вслепую, как это делает та же Мария Грация Кьюри, выпуская очередную коллекцию с феминистскими лозунгами, не всегда означает успех. Ведь можно сделать выбор в пользу собственной айдентики — как в свое время сделали Рэй Кавакубо, The Row или Фиби Файло. Или же умело идти в ногу со временем — как Миучча Прада или Дрис Ван Нотен. Поразительно, что модный конвейер умудряется сосуществовать в одном информационном поле с глобальной тенденцией, которая кажется действительно актуальной. Это тренд на экологичность и осознанность, которому уже несколько лет прочат стать единственным. Здесь речь снова заходит о выборе и ответственности, но уже покупателя — следовать собственному стилю, покупая меньше и осознаннее, или же придерживаться трендов, не особо заботясь о том, что конкретная остромодная вещь значит для экологии.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: GlobalLookPress
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 13:30, 18 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 18 сентября, 13:30
Адель заключила многомиллионный контракт на издание мемуаров
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 18 сентября, 12:10
Аврил Лавин выпустила вино, вдохновленное треком Complicated
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 17 сентября, 13:45
Вышел трейлер фильма «Горничная» с Сидни Суини
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы