Выпущенный на лейбле NEDOSTUPNOSTЬ альбом CHERNOBURKV и Sensi Affect CHECKPOINT, треки с которого прозвучат на фестивале Signal, вобрал в себя самые острые тренды современной урбан-музыки, но вместо надоедливых клише и вульгарных рифм он пронизан первозданной свежестью и волшебством. SRSLY поговорили с CHERNOBURKV — о творческой эволюции, йоге как мировоззрении и жизни как средоточии чудес.
С чем связано обилие хип-хоп-элементов в саунде вашего нового релиза?
Все эти годы мы писали много музыки разных направлений и стилей. В начале творчества заметен акцент на внутреннее содержание, лирику, мелодические составляющие. В какой-то момент стало немного тесно в этих рамках и захотелось уделить внимание ритмическим рисункам, груву. Изначально в большинстве треков рождались именно форма, ритм, рисунок, и уже потом в них вливался какой-то смысл. Весь этот релиз объединяет работа с настроением, динамикой, атмосферой огня и движа, скажем так.
Очень качает, да.
Да, на лайвах ощущается, что мы в точку попали. Мне очень нравится, как эта музыка звучит на концертах, какие эмоции слушатели испытывают и возвращают нам.
При этом у альбома чувствуется некая объединяющая все концептуальность.
Круто, что ты заметил, потому что на первый взгляд может показаться, что это какая-то сборная солянка из непонятной рефлексии суперразных жанров. Все так замешано. Но в итоге перед релизом мне и моим близким показалось, что, несмотря на все вышеперечисленное, действительно существует в нем определенная цельность. Вопреки стилистическому разнообразию есть нечто, объединяющее эти треки.
Мне кажется, цельности придает лирическая героиня, чей образ является сквозным для всех композиций.
В общем, да. Можно заметить, что по сравнению с прошлым она немного изменилась, что-то произошло внутри нее. Раньше были меланхоличные, агрессивные настроения, а теперь ощущается ироничный подтекст.
Насмешка мне почувствовалась.
Да, но не злая или сатирическая, а скорее приглашающая слушателя прожить какие-то эмоции и попроще относиться ко всему вокруг — подняться над ситуацией и выбрать более счастливую жизнь, отказываясь от деструктивных чувств.
Ваш творческий дуэт с Sensi Afffect, мне кажется, более устойчивый, чем твои предыдущие коллаборации. Как ты оцениваешь его перспективы?
Думаю, это один из самых продуктивных союзов — а я коллаборировала с большим количеством музыкантов. В нем мне нравится элемент игры, она меня заводит, раззадоривает и мотивирует дальше писать. В команде идеи всегда генерируются лучше.
Что касается Sensi Affect, мы с ним давно знакомы и вместе делаем музыку. В последнее время — все активнее и активнее, очень бодро пошло. Мы выпустили альбом, у нас уже готовы три новых трека, продолжаем писать и не можем никак остановить этот процесс, потому что нащупали что-то. Это действительно весело, интересно, и, плюс ко всему, мы с Вадимом (настоящее имя Sensi Affect. — Прим. SRSLY) отлично сочетаемся темпераментами: он сангвиник, всегда суперсчастливый, я немного холерик. Наш симбиоз приводит к энергичным трекам, не дает заскучать и заряжает энергией.
Предполагаю, поскольку ты лишена необходимости самой писать себе аранжировки, то можешь больше сосредоточиться на стихах и мелодиях, и это дает тебе большую творческую свободу.
Да, можно сместить фокус на более узкие задачи. Еще интересно наблюдать за тем, как я делаю вокальный парт на демку, которую мне присылает Вадим, и получается как будто не то, что он ожидал. Я отправляю ему акапеллу, и он опять приделывает что-то сверху. В итоге от изначальной наработки вообще ничего не остается. Вместе мы можем и творить, и параллельно наблюдать, как постепенно песня оживает, начинает жить своей жизнью, выходит в свет. Тысячами ушей она воспринимается по-своему, приобретает новые смыслы. Этот процесс действительно отличается от того, когда все делаешь один.
А как ты сформировалась как артист? Можешь вкратце рассказать о своей творческой биографии?
Я родилась в Алма-Ате, в Казахстане, прожила там десять лет и переехала в Россию. В 15 лет у меня была своя рок-группа. Там я играла на гитаре, иногда пела, какие-то тексты сочиняла. Потом, лет в 19–20, пришла к электронике. Друг научил меня писать в Ableton, и я открыла для себя мир, в котором могу контролировать все сама. Началась новая история. Сначала делала много коллабораций, потому что сложно было сразу влиться в продакшен, после уже сольный проект.
Но мое основное образование не связано с музыкой: я окончила ВГИК по специальности художник-постановщик и параллельно Scream School — британскую школу компьютерной графики. В общем, мечта у меня была — заниматься играми.
Пока училась, занималась музыкой. Это было такое насыщенное андеграундное прошлое, где мы ездили по городам буквально за еду, спали в ужасных местах. Но мне настолько нравился сам процесс лайвов и творчества, что ничто не могло меня остановить, даже то, что я вообще не спала, параллельно училась в двух местах, работала. Все равно не могла себе отказать в этом чудесном удовольствии.
После учебы меня позвали в крупную студию, одну из лучших в России, и я вдруг поняла, что это не мой путь, и отказалась. Это было ужасно сложное решение, потому что я столько шла к этому, не ожидала, что получится так высоко подняться. Отказываться было и сложно и страшно, но все-таки я решила, что лучше прислушаться к сердцу и делать то, что мне по-настоящему приносит удовольствие и вроде как имеет неплохой фидбэк.
У тебя были моменты кризиса после этого решения?
Конечно, в стиле «а ты уверена, что это было правильное решение?». Я могла бы работать пять дней в неделю, иметь отличную зарплату, с которой бы ни в чем не нуждалась, и закрывать все свои потребности, но решила пойти по пути непредсказуемости.
Были сложные времена. В пандемию концерты прекратились, а это был один из основных источников дохода. Я пережила их с достоинством. Потом не стало стримингов, второго и последнего источника заработка. Мне нужно было платить за квартиру, что-то есть, а у меня был ноль на карте. Первые три дня я просто лежала на полу и думала о своей жизни. (Смеется.) А потом такая: «Ладно, надо что-то делать». Начала больше контактировать с аудиторией, завела себе Boosty, выкладывала туда live-видео c песнями. В итоге появились люди, которые стали поддерживать меня финансово. Они просто помогли мне выжить. Так я потихоньку и стала выруливать, находить лазейки. Да, немного тряхануло, но я страдала, не сожалея о своем выборе — знала, что путь мой будет полон непредсказуемых падений и взлетов, и была к нему морально готова.
Это героическая жизнеутверждающая история, как в сериалах на Netflix.
(Смеется.) Да. Была такая закалка. В первые годы многое пришлось повидать, бесплатно прикладывать огромное количество сил, просто на энтузиазме. Но я была заряжена на мысль, что да, иногда бывает так.
На тебя как на поэта что оказало влияние? Детство в Казахстане или какие-то конкретные стихотворцы?
Интересный вопрос про Казахстан. Мне сейчас вспомнилось, что в тех краях существует такое понятие, как акын — «пою, что вижу», так что в этом смысле, наверное, детство в Алма-Ате отчасти повлияло.
В школе я интересовалась поэзией Серебряного века: Маяковский, Ахматова, Мережковский. Потом появились музыка и артисты, которые вдохновили меня на нечто современное, с урбанистическим налетом. При этом не уходить в пошлость и ненормативную лексику я не стала — предпочитала подавать все красиво, поэтично, но при этом актуально: образно, через метафоры, не в лоб. Это какой-то многослойный рассказ, повествование, в котором любой может найти свои смыслы.
Любой, кроме тех, кто слушает современный трэп и дрилл про телок и бабло.
Да. Это приводит меня в ступор. До сих пор люди могут об этом говорить, некоторым все еще не надоело такое слушать.
Я буквально вчера слушал на Spotify сборник «Русский дрилл», и там как будто конкурс на лучшую песню о циничном обхождении с чужими женщинами. Не знал, что эта тема настолько болезненно важна для ряда артистов. При этом музыка сама интересная.
Да, это правда: музыка у таких треков обычно интересная, она цепляет. Начинаешь слушать и думаешь: «Блин, как круто, но как ужасно! Можно так же, только с другим содержанием?», потому что не хочешь улавливать напрямую все эти смыслы.
Если опустить смысловую нагрузку, рэперы новой школы меня тоже вдохновляли. И вроде как в последней работе получилось актуальное звучание, но без пошлой, вульгарной дичи. Я просто не понимаю, какой след она может оставить в душе слушателя. Это просто пустой флекс.
Этот флекс разрушительно действует на неокрепшие умы?
Да. Преимущественно такая музыка доходит до аудитории младшего возраста, до школьников. Их психика еще не сформирована, они не отдают себе отчета в том, какие установки и желания принадлежат им, а какие — обществу и авторам контента, который они потребляют. Производители подобной музыки не чувствуют ответственности перед людьми, перед культурой и мотивируют своих юных слушателей на такой же флекс, и те находят себя в канаве через пару лет.
Рэперы — как старшие братья: они с опытом, успешные. Ролевая модель.
Мне кажется, старший брат — хороший образ. Но в случае с рэперами это плохой старший брат, который подает дурной пример.
К вопросу о формировании мировоззрения: ты увлекаешься йогой, но не просто как гимнастикой, а как философией жизни. Насколько тебе близок ее магический аспект, с учетом того, что твое творчество в определенные периоды было связано с колдовской эстетикой?
Йога для меня — это и практики и гимнастика. Просто в какой-то момент она стала очень модной, и люди почему-то начали думать, что это шпагаты, растяжка, бесконечные асаны, «собаки». Но все это действительно играет далеко не главную роль в структуре йоги. Йога — это про отношение к жизни, состояние ума, медитативные практики.
Что касается магических ритуалов, период увлечения эзотерикой у меня тоже был. Практические вещи я тоже делала, но в итоге пришла к тому, что во всем нужно находить золотую середину. В йоге, кстати, это один из самых важных тезисов. Все-таки мы живем на этой планете, чтобы получать свои уроки и опыт, проживать свою карму. А лезть в те вещи, которые нам не дано осознать и понять в человеческом облике, все-таки не стоит без обширных знаний и грамотных проводников.
Жизнь достаточно насыщенна, интересна и прекрасна, чтобы проживать ее такой, какая она есть. Люди пытаются найти чудо совсем не там, где оно есть на самом деле. Если просто поддерживать свое состояние и следить за тем, что у тебя в голове, то начнешь видеть эти чудеса без всяких ритуалов.