С точки зрения стиля ваших работ, как вам удается быть такими разными и в тоже время целостными?
София: Мы очень давно знакомы, в прямом смысле со школы. И хотя каждый рос и развивался по-своему, со своими мыслями и идеями, нас во многом сформировал родной город, любимые педагоги, среда и совместные путешествия. Но мы всегда видели и продолжаем видеть друг в друге самостоятельных авторов. Мы проводим большую часть времени вместе, при этом каждый ведет свои наблюдения и поиски. И это гораздо интереснее, чем работать совместно.
Я думаю, у нас негласное соревнование, кто сделает свою следующую работу лучше, и хотя вслух мы этого не говорим, но у меня всегда есть это ощущение. И я думаю это круто: таким образом формируется желание расти и каждую работу сделать сильнее предыдущей.
Марсель: Тут все просто — мы разные, смотрим на одни и те же события под разным углом.
Расскажите про историю вашего знакомства. Все изначально было связано с искусством?
София: Мы всегда шли рядом, учились у одних педагогов, и я считаю, нам очень повезло — у нас практически не было шансов не найти друг друга. И да, всегда объединяющим фактором становилось искусство.
Марсель: Мы учились в одной художественной школе, а после в одной группе училища, так что да, искусство нас связало.
Могли бы вы сами сформулировать, в чем ваши главные различия как художников?
София: Мне кажется, у нас первоначально разное восприятие картины мира и рефлексии на него. Отсюда и различия в нашей работе. Мы экспериментируем с разными материалами и в разных медиа. Но много времени проводим вместе, и это неизбежно оказывает влияние.
Марсель: Разность стиля, думаю, из-за разного угла зрения, собственного взгляда на мир. В то же время наши стили достаточно близки — возможно, этому способствует работа в одном пространстве и параллельное обсуждение.
Ваш творческий союз помогает вам в работе? Советуетесь ли вы, перед тем, как сделать что-то и исследуете какие-то новые форматы и идеи вместе?
София: Мы вместе путешествуем, посещаем выставки и обсуждаем их. Но над своими идеями и эскизами каждый работает по своему. На каком-то этапе мы показываем их друг другу, иногда советуемся, еще реже прислушиваемся. Так получается, что мы практически всегда в одном пространстве — в мастерской, поэтому неизбежно видим процесс. Вмешиваемся редко, хотя можем и спросить, кто что думает или просто высказаться, если видим, что произведение получается супер или результат уходит от задуманного.
Марсель: Мы постоянно обсуждаем идеи и эскизы в процессе работы. Для меня важно профессиональное мнение со стороны. Возможно, я к нему не прислушаюсь, но это очень важно. У нас есть совместные муралы.
Марсель, в твоих работах считывается интерес к новым технологиям и возможностям коммуникации с ними. Как бы ты сам сформулировал этот процесс в настоящем и его возможности в будущем?
Марсель: Сложно подобрать слова... Если упростить: мне нравится сочетание старых медиа (масло, акрил, холст) с современной реальностью, сочетание эскиза, сделанного на компьютере, и олдскульной техники. Тут происходит некая двойственность, когда цифровая техника фиксирует материальный мир, а я в свою очередь цифровой файл-эскиз материализую в краске и холсте.
Как ты видишь репрезентацию новых технологий в «старой доброй» живописи?
Марсель: В принципе, как и сейчас: подменяешь основную функцию новой технологии своей идеей, и вот промышленный робот собирает жижу с пола. Мне кажется, это бесконечная история — в искусстве можно использовать все, что угодно из современных технологий, от 3D принтера до адронного коллайдера. Я использую компьютер и графические редакторы, пока мне этого хватает.
София, в твоих работах наблюдается некая игра, переплетение новых технологий с темой детства. Они тебе не кажутся наивными?
Расскажите, как вы видите развитие искусства? Живопись будет актуальна всегда?
София: Живопись не просто будет всегда актуальна — уверена, с развитием технологий она станет еще более уникальным и ценным явлением.
Марсель: Ее уже хоронили столько раз, а она все живет.
А вы следите за тем, что делает ИИ? Сможет ли алгоритм сместить человека в искусстве будущего?
София: Прекрасно, что появился ИИ. Это новый виток в истории искусства. В идеале художники будут прибегать к помощи ИИ, и это только усилит их практику, возможно, благодаря этому ускорится время на создание работ, если они выдержат этот темп. Увеличится конкуренция, а это всегда хорошо для искусства. Но придумать новое сможет только художник, ведь ИИ может генерить только из того, что было.