Балетная афиша на июнь радует не только разнообразием спектаклей, но также премьерами и фестивалями. На какие балеты можно и нужно ходить в первый месяц лета рассказывает исследовательница танца Маргарита Махрина.
«Марко Спада»
Где: Большой театр, Москва
Когда: 14–18 июня
Последние полгода мы регулярно призывали вас стремглав бежать в Большой театр на определенные постановки. Каждый месяц Большой теряет из своего когда-то богатого репертуара один чудесный балет за другим. Верим, что вы всерьез прислушивались у нам, поскольку 4 июня в Большом театре состоялся заключительный показ «Пламени Парижа» в редакции Алексея Ратманского. Но на сегодня есть и отличные новости: в афишу Большого вернулся балет «Марко Спада» в редакции Пьера Лакотта, чему мы очень рады.
#INSERT_ARTICLE#
Пьер Лакотт — легендарный французский хореограф, друг Рудольфа Нуреева и знаменитый реконструктор старинных балетов. Когда-то в далекие 1970-е Лакотт прославился на весь мир реконструкцией балета «Сильфида», которая стала его путеводной звездой в Парижскую оперу. В апреле этого года Лакотт ушел от нас, скончавшись от сепсиса всего через несколько дней после своего 91-го дня рождения.
Забытый балет XIX века «Марко Спада» Пьер Лакотт решил восстановить (или правильнее сказать пересочинить) еще в 1980-е. Рудольф Нуреев упросил старого приятеля поставить главную партию — хитрого разбойника Марко — лично на него. В итоге сложная хореография Лакотта и спустя 50 лет носит след великого танцовщика.
Марко Спада — Дэвид Холберг. Фото: Большой театр
Анжела — Евгения Образцова. Фото: Большой театр
#INSERT_ARTICLE#
В Большом театре премьера «Марко Спада» состоялась в 2013 году. Тогда труппа была в прекрасной форме, а на премьере бандита Марко Спада танцевал харизматичный американец Дэвид Холберг, который в те времена был приглашенным премьером Большого. С 2013 года утекло много воды: Дэвид Холберг теперь руководит балетной труппой в Австралии, а Большой театр подготовил несколько новых составов, хотя многие артисты танцевали на премьере еще 10 лет назад.
«Марко Спада», как и любой балет Пьера Лакотта, изобилует хореографией, сложными прыжками и мелкой техникой ног. Для кого-то три разных мужских персонажа и два любовных дуэта будут плюсом. Кому-то балет может показаться перегруженным танцем и персонажами.
Но при всех плюсах и минусах постановки Лакотта иметь в репертуаре французский балет — большая удача для Большого.
#INSERT_ARTICLE#
«Укрощение строптивой»
Где: Большой театр, Москва
Когда: 20 и 22 июня
Буквально через пару дней после возобновления «Марко Спада» Большой будет прощаться с очередной своей жемчужиной — «Укрощение строптивой».
Потеря любимца московской публики особенно остро ощущается, поскольку «Укрощение строптивой» был поставлен непосредственно на труппу Большого театра. В 2014 году для Большого было настоящей удачей заполучить прославленного и востребованного по всему миру французского хореографа Жан-Кристофа Майо. Обычно Майо переносит свои старые постановки из Монако на лучшие балетные труппы. Но в 2014 хореограф решил сделать исключение из собственного правила и поставил новый балет непосредственно на понравившихся ему молодых звезд Большого театра — Екатерину Крысанову, Владислава Лантратова, Семена Чудина и Ольгу Смирнову.
Катарина — Екатерина Крысанова, Петруччо — Владислав Лантратов. Фото: Большой театр
#INSERT_ARTICLE#
Мировая премьера «Укрощения строптивой» произвела фурор в 2014 году, не только потому что балет Майо оказался блестящим, но еще благодаря новым открытиям. Балетный мир не ожидал увидеть своих «звезд» в совершенно необычных для них амплуа: свободных, сексуальльных, дерзких, смешных, кокетливых и, конечно, строптивых. Сейчас роли Катарины и Петруччо для Крысановой и Лантратова уже визитная карточка, тем печальнее прощаться со спектаклем!
Балет был трижды отмечен «Золотой маской»: две награды достались главным исполнителям ролей Катарины и Петруччо — Екатерине Крысановой и Владиславу Лантратову, а третья — самому «Укрощению», признанному лучшим балетом сезона. Стремитесь видеть! 20 и 22 июня Крысанова и Лантратов выйдут в своих коронных ролях. И хочется верить, что все-таки не последний раз.
«Ворга. Последний сеанс. Класс-концерт»
Где: МАМТ, Москва
Когда: 21–23 июня
МАМТ продолжает политику импортозамещения в отношении утраченных работ западных хореографов и готовится представить миру новую премьеру — три одноактных балета молодых российских постановщиков. В вечернюю программу войдут новые работы Павла Глухова и Максима Севагина, а также работа Ксении Тернавской.
Павел Глухов снова подготовил психологичную работу с экзистенциальными размышлениями. По сюжету главная героиня находится в лабиринте из собственных переживаний и воспоминаний. Открывая дверь за дверью, гипнотизируя сознание, девушка все больше погружается в свое прошлое — туда, где произошло ключевое событие ее жизни. Остается загадкой, сможет ли героиня выбраться из своего кошмара и отделить прошлое от настоящего.
Максим Севагин, который недавно отметил год со своего назначения на пост худрука балетной труппы МАМТ, подготовил балет-референс. Как художественный руководитель Севагин должен не только привлекать новых хореографов, но и бережно хранить наследие театра. «Класс-концерт», видимо, станет размышлениями хореографа на данную тему. Зеркала, станок, белые пачки, трико — структурные элементы классического урока станут основными средствами визуального воплощения спектакля. А внимательный зритель увидит отсылки к Анне Павловой и Энрико Чекетти (итальянский танцовщик-виртуоз, балетмейстер и педагог. — Прим. SRSLY).
Ксения Тарнавская в своей работе вдохновлялась известными всем с детства образами русских сказок, которые скрыты внутри каждого человека как волшебная движущая сила для внутреннего перевоплощения (=взросления). Через сказочные образы Бабы-яги, Змея Горыныча, Ивана-дурака, богатырей и других постановщица будет показывать то, с чем сталкивается каждый человек, — любовь, смерть, дружба, война и жизнь. В танце, разумеется.
Фестиваль Игоря Стравинского
Где: Мариинский театр, Санкт-Петербург
Когда: 17–23 июня
В Мариинском театре с 17 по 23 июня будет проходить фестиваль Игоря Стравинского, которому в прошлом году исполнилось 140 лет. Почему фестиваль решили организовать не к юбилею, а к 141-летию композитора, остается загадкой. Но такой фестиваль — идеальный повод всесторонне познакомиться с творчеством величайшего русского композитора.
Балет «Свадебка». Фото: Мариинский театр
Балет «Весна священная». Фото: Мариинский театр
#INSERT_ARTICLE#
В программе фестиваля не только балеты, но так же опера и симфонические концерты. Покажут основные шедевры Игоря Стравинского, созданные для «Русских сезонов»: «Пульчинелла» и »Поцелуй феи» (18 июня); «Петрушка» и «Жар-птица» (21, 23 июня), а также, возможно, главные шедевры композитора — «Свадебка» и «Весна священная» (22 июня). Приятным бонусом к программе фестиваля идут концертное исполнение балета «Аполлон Мусагет» и показ «Рубинов» — одной из трех частей балета «Драгоценности».
Не стоит удивляться, что фестиваль преимущественно охватывает творчество композитора в период его работы в «Русских сезонах» Сергея Дягилева и не содержит не менее талантливых работ американского периода. В нынешних условиях театру сложно продлить или получить новые лицензии на балеты Стравинского-Баланчина, поставленные на Западе.
«Послание»
Где: Музей Москвы, Москва
Когда: 18–19 июня
Context. Diana Vishneva продолжает работу в рамках своего постоянного фестиваля. В июне снова состоятся показы работы «Послание», о которой мы писали в апреле. «Послание», размышляющее об объединяющей всех силе искусства и самого танца, было подготовлено хореографами Татьяной Чижиковой, Ильей Маныловым, Ольгой Васильевой и Еленой Чуриловой к Международному дню танца. Если вы не успели сходить на премьерные показы спектакля, то ознакомиться с новой работой Context, можно уже в июне.