Интервью, Герои — 20 июня, 09:56

Работа с Гильермо дель Торо, Марко Белтрами и премия BMI. Борис Барабанов поговорил с композитором Анной Друбич

Российский композитор Анна Друбич получила престижную кинематографическую награду — BMI Film Music Awards (ежегодная премия, вручаемая одним из ведущих авторских обществ США) — за саундтрек к фильму «Страшные истории для рассказа в темноте», над которым она работала вместе с классиком музыки к хоррорам Марко Белтрами («Крик», «Обитель зла», «Снеговик» и другие). Анна Друбич рассказала Борису Барабанову о своем первом опыте работы на большой голливудской студии и о том, как писать музыку одновременно для четырех фильмов в условиях пандемии.

Как объяснить человеку, который далек от «визуальных медиа», что такое BMI и BMI Awards? Если я все правильно понимаю, то BMI — это организация, которая защищает права американских композиторов, авторов текстов песен и так далее. Так?

Да, это одна из самых крупных в мире performing rights organisations. Она защищает права примерно миллиона авторов — композиторов, сонграйтеров и музыкальных издательств. BMI собирает по всему миру авторские отчисления за использование той или иной музыки. Раз в год BMI устраивает церемонию — чествование авторов. Это довольно светское, гламурное мероприятие с красной дорожкой, нарядами, ужином — в общем, такой небольшой «Оскар». Церемония — своего рода подведение итогов года. Награждают тех, кто в течение этого года как-то отличился, например, получил большое количество премий или их фильмы собрали самую большую кассу. Премия BMI — показатель статуса, ты как бы квалифицируешься в высшую профессиональную лигу. Я получила эту премию в категории «Полнометражный фильм», что, конечно, очень престижно. Самой церемонии, как вы понимаете, в этом году не было из-за пандемии, и все уже даже как-то забыли, что BMI должна что-то вручать. И вот просыпаюсь утром и вижу на своем e-mail поздравления. Я, конечно, обалдела. Особенно, когда посмотрела, кто еще в этой категории получил призы — Джон Уильямс, Дэнни Эльфман, Александр Деспла — в общем, корифеи. И еще десяток призов вручили, условно говоря, молодым.

Вы являетесь членом BMI как композитор?

Иначе я не получила бы награду! BMI — не единственная такая организация, в США их четыре. Любой композитор, который хочет зарабатывать деньги, в какой-то момент должен вступить в такую организацию — самому никак невозможно отследить, где использовалась твоя музыка, сколько можно получить денег от кино, телетрансляций, цифровых платформ.


Правильно ли я понимаю, что интересы российских композиторов обычно защищает РАО?

В РАО я тоже состою, оно отслеживает мои российские проекты. Это вполне нормально — состоять в нескольких таких организациях. Только РАО не проводят такие церемонии.

Как вы попали в фильм «Страшные истории для рассказа в темноте»? Это произошло с подачи вашего соавтора Марко Белтрами?

«Страшные истории для рассказа в темноте» — моя первая картина для большой студии в Голливуде. Я очень благодарна Марко Белтрами. Он фактически дал мне путевку в жизнь. В 2012 году я училась в университете Южной Калифорнии на факультете кинокомпозиции. Для нас устраивали мастер-классы известных композиторов. К нам приходили, например, Джеймс Ньютон Ховард, Дэнни Эльфман, и вот однажды пришел Марко Белтрами. Он дал нам задание — написать музыку к сцене в фильме. И потом мы обсуждали то, что получилось. Моя работа понравилась ему больше других, он, в общем, как-то меня отдельно отметил. Прошел год, и однажды я случайно столкнулась с ним на парковке и даже не была уверена, узнает ли он меня, но поздоровалась, а он говорит: «Я тебя помню, Анна. Как поживаешь, что делаешь?» Я говорю: «Да как-то особо ничего, я только еще окончила университет». И он: «У меня будет один проект, я тебя позову!» Я, конечно, большого значения этому не придала, ну, small talk на парковке… Уехала в Москву, и однажды сижу на Новый год на кухне, что-то ем, и вдруг приходит e-mail от Марко: «Ты где? У тебя на телефоне автоответчик срабатывает. Мы-то уже фильм начинаем». Я, как ошпаренная, покупаю первый попавшийся билет в Лос-Анджелес. И мы начали работать над проектом «1864». Это был датский сериал, он вышел в 2014 году. В некотором смысле я была подмастерье, в основных титрах меня не было, только в конце, в «братской могиле». Это нормально, с этого начинают многие композиторы в Голливуде. Я в таком качестве работала с Марко на протяжении нескольких лет и параллельно делала свои проекты в России, в том числе очень большие, такие, как «Красные браслеты», «Оптимисты», «Большой», «Садовое кольцо», «Звезда», «Одесса». И вот однажды снова звонит Марко и сообщает, что у него был разговор с Гильермо дель Торо — ему нужна музыка для фильма Scary Stories to Tell in the Dark, который он продюсирует. Времени у Марко на этот фильм не было, но и дель Торо он отказывать не хотел. И мы договорились, что я пишу музыку, и если она нравится дель Торо, то мы с Марко появимся в титрах вместе. Это была невероятная удача.

Марко Белтрами и Анна Друбич

«Страшные истории для рассказа в темноте» — продукция CBS. В чем отличие работы с таким гигантом от работы в российском кино и от работы в независимом кино?

Я не считаю, что есть какое-то принципиальное отличие работы в Америке от работы в России или работы для больших студий от авторского кино. С самых первых моих опытов, которые относятся к фильмам моего отца Сергея Соловьева «О любви», «Анна Каренина», «2-АССА-2» и «Одноклассники», я поняла, что это магический процесс. Два автора, композитор и режиссер, обсуждают такой метафизический предмет, как музыка, причем один из них знает, как говорить про музыку, а другой профессиональным языком часто не владеет, но пытается выразить мысль при помощи тех образов и чувств, что он видит в своей истории. Это относится ко всем режиссерам, с которыми я работала в России. Валерий Тодоровский, Анна Меликян, Алексей Попогребский, Алексей Смирнов — это все большие художники, и с каждым из них выстраивались уникальные личные отношения. В Америке то же самое. Важна личная химия в отношениях с режиссером. «Страшные истории для рассказа в темноте» — большое студийное кино, но и здесь у меня работали те же механизмы, что и, скажем, в авторском кино в России. Все строилось на моих отношениях с Андре Овредалом, режиссером фильма. И они, слава богу, сложились прекрасно.


Вы знакомы с Гильермо дель Торо?

Да, мы общались несколько раз. Он выдающийся художник и продюсер, конечно. Его понимание того, какой должен быть монтаж, что нужно делать с визуальными эффектами и так далее, абсолютно завораживает. Мы с Марко были на просмотре самой первой режиссерской сборки фильма. Для меня это уже было готовое, отточенное кино. Гильермо дель Торо после просмотра сделал режиссеру несколько комплиментов, а потом по секундам рассказал, где и что нужно исправить: этот план вырезать, эту реплику переозвучить, здесь спецэффект заменить... И я поняла, что он был абсолютно прав. Я сидела и слушала его с открытым ртом. При этом я должна сказать, что в вопросах музыки у нас с режиссером Андре Овредалом была полная свобода.

Андре Овердаль, Анна Друбич и Гильермо дель Торо

Фильм оказался сверхприбыльным, окупился четырежды. Это как-то сказалось на вашем гонораре?

Нет, он был фиксированным, процент от кассы получают только такие гиганты, как Ханс Циммер или Алан Сильвестри. Но эта картина, конечно, открыла передо мной новые горизонты. У меня появился очень крутой агент. Уже есть решение о съемках сиквела — может быть, и меня позовут. То, что фильм получается, я почувствовала еще на просмотрах для фокус-групп (это обычная практика для больших кинокомпаний перед выпуском фильма в прокат). Я видела, как компания прислушивается к реакции аудитории и готова сразу идти что-то перемонтировать, доснимать, вкладывать дополнительные деньги. Ближе к концу постпродакшна были сложные моменты, даже казалось, что сейчас все развалится. Здесь создателям фильма нужны, конечно, железные нервы. Но все в итоге получилось.

Вы — первый российский композитор, получивший эту награду?

Не могу точно сказать, но в этом году — точно не единственный. Мы получили эту награду одновременно с композитором Соней Белоусовой, только ее наградили в другой категории — за сериал «Романовы». Интересно, что в моей категории «Полнометражный фильм» награждены всего две женщины — Хильдур Гуднадоуттир, которая написала музыку к «Джокеру», и я. Вы знаете, что еще интересно? Как вам, наверное, известно, я в этом году получила «Золотого орла» за фильм «Одесса». Так вот, я — первая женщина, которую наградили за музыку к кино какой-либо российской кинематографической премией. Не то чтобы меня так уж волновал вопрос гендерного равенства в кино, но это, на мой взгляд, важный момент.

Судя по данным IMDB, у вас минимум пять фильмов в этом году выйдут. Как вообще возможна такая производительность труда?

Да, так в жизни и бывает, то густо, то пусто. Я в данный момент работаю как композитор на четырех картинах, и на всех четырех — одна. Это еще что. Однажды у меня было шесть картин одновременно. Заканчиваю музыку ко второму сезону «Оптимистов», плюс еще сериал «Бомба» режиссера Игоря Копылова, трилогия Fear Street для студии Fox и еще один независимый фильм. Я работаю в студии, в подвале дома, который мы снимаем в Лос-Анджелесе. Заканчиваю сцену, отправляю режиссеру, он пишет свои комментарии, и так продвигаюсь от одного проекта к другому. В условиях пандемии все это особенно «интересно». Как записывать оркестр во время самоизоляции? Куда девать детей, когда не работают ни школы, ни детские сады? Но надеюсь, что все эти проекты я как-то завершу и мне не будет стыдно за свою работу. Выдохну и вернусь к собственным концертным произведениям и сольному альбому, о которых всегда думаю и мечтаю.


Фото: личный архив
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 21:26, 27 октября 2020
ЯнГо, Януля, Ян Гордиенко. Интервью с тем самым парнем с ютьюба
Новости, Новости — 27 октября, 21:26
Netflix выпустит сериал по мотивам Assassin’s Creed. А еще мультфильмы
Кино — 27 октября, 19:43
10 документальных фильмов о трансперсонах: картины о визионерах, активистах и обыкновенных людях
Новости, Новости — 27 октября, 17:01
Forbes посчитал доходы ютьюберов с рекламы. Labelcom за год заработали 3,55 млн долларов
Новости, Новости — 27 октября, 16:10
Как быстро подготовиться к Хэллоуину? Стать зомби с помощью сайта Make Me A Zombie
Новости, Новости — 27 октября, 15:57
Apple повысит цены в российском App Store
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 октября, 14:30
Александр Гудков в «Просто о сложном»: о Comment Out, тиктоке и новой этике
Новости, Новости — 27 октября, 10:08
Гарри Стайлс купается, танцует и бегает под итальянским солнышком в клипе на песню Golden
Новости, Новости — 26 октября, 23:11
Финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины» выйдет 31 декабря. А пока посмотрите первый тизер
Образ жизни — 27 октября, 16:40
Это реальные истории. Очень смешные случаи, когда не повезло (но в итоге все хорошо закончилось)
Образ жизни — 27 октября, 10:00
Что такое digital-карта и как с ней экономить на подписках? Расскажет наш комикс
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 26 октября, 22:26
«Нужно очень постараться, чтобы разбить»: Wylsacom провел дроп-тест iPhone 12
Новости, Новости — 26 октября, 19:37
Япония планирует достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году
Новости, Новости — 26 октября, 17:50
Съемки фильма о Бобе Дилане с Тимоти Шаламе в главной роли отложили
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 26 октября, 17:35
Oreo построили бункер на случай конца света. Там хранится запас знаменитого печенья
Новости, Новости — 26 октября, 15:53
Премьеру фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?» перенесли на 2021 год
Герои — 26 октября, 15:00
О сольном альбоме, борьбе с алкоголизмом и Цое. Большое интервью с Олегом Гаркушей
Новости, Новости — 26 октября, 13:53
У тумана в Сан-Франциско есть твиттер. Там он пишет про погоду и шутит над местными жителями
Новости, Новости — 26 октября, 13:13
У Dream Team House коллаборация с «Пацанки House». Нас ждет много совместного контента
Новости, Новости — 26 октября, 10:47
Еще один личный рекорд: у Насти Ивлеевой 5 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 26 октября, 08:50
У Дани Милохина и Артура Бабича вышел трек. Это кавер на хит Rauf & Faik «Детство»
Все звёзды и инфлюенсеры
Музыка — 26 октября, 08:40
Новое в музыке за неделю: Woodkid, Major Lazer, Slava Marlow и Ty Dolla $ign
Новости, Новости — 25 октября, 23:54
Изумрудный цвет и листья из сада «Рихтера». У Саввы Савельева откроется персональная выставка
Кино — 25 октября, 23:12
Сериалы недели: «Зона комфорта», «Шерлок в России», «Неразгаданные тайны», «Полезные советы от Джона Уилсона», «Ход королевы»
Новости, Новости — 24 октября, 15:47
В коалицию против Apple хотят вступить еще 400 разработчиков. Изначально их было 13
Новости, Новости — 24 октября, 14:16
У Dream Team House 7 миллионов подписчиков в тиктоке. Это самый популярный хаус в стране
Новости, Новости — 24 октября, 11:43
Появился уличный художник GANksy. Он как Бэнкси, только не человек
Новости, Новости — 23 октября, 18:14
У Reebook коллаборация с Ubisoft. Она посвящена игре Assassin’s Creed: Valhalla
Новости, Новости — 23 октября, 17:02
Золото, мрамор и даже фрагмент древнего копья: рассказываем, как выглядит iPhone 12 Pro за 3 млн рублей
Новости, Новости — 23 октября, 16:21
У Timepad новая система рекомендаций: она поможет найти интересные мероприятия
Ведьмы
Темные начала
(2 сезон)
Пересекая Атлантику
(1 сезон)
4
Достать коротышку
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Корона
(4 сезон)