Колонка, Кино — 19 февраля 2023, 21:12

Отец терминатора. Рассказываем о кинобиографии Стива Уильямса — художника-панка, совершившего революцию в компьютерной анимации

Кто бы мог подумать, что в индустрии создания спецэффектов к фильмам могут разворачиваться большие человеческие трагедии и бушевать настоящие шекспировские страсти. В фильме Jurassic Punk, доступном на цифровых платформах, режиссер Скотт Леберехт рассказывает историю студии спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM), которую режиссер Джордж Лукас основал для создания инопланетных персонажей и космических ландшафтов в фильме «Звездные войны». Авторов Jurassic Punk интересует судьба художника Стива Уильямса, который в период работы на студии совершил одну за другой несколько революций в компьютерной анимации, а потом, практически, сам угробил свою жизнь.

#INSERT_ARTICLE#

Человеку, который не знаком с основами гидродинамики и программирования, все равно не понять, как канадец Стив Уильямс и его коллега, калифорнийский хиппи Марк А.З. Диппе, смогли создать для фильма Джеймса Кэмерона «Бездна» (1989) существо, целиком состоящее из воды, но с человеческим лицом. В том, что такое «код, позволявший имитировать синусоидальные волны», мы не сможем разобраться без соответствующей подготовки. А у Уильямса она была, причем до ILM он еще и успел поработать в военно-промышленном комплексе. Даже у Кэмерона были сомнения насчет технологии, которую изобрел Уильямс, и он готов был выбросить из фильма сцену с «лицом из воды», если она получится неудачной. Однако, когда все получилось, стало ясно, что на такой технологии можно строить целые фильмы.

Кадр из фильма Джеймса Кэмерона «Бездна» (1989)
#INSERT_ARTICLE#

Следующим прорывным изобретением Стива Уильямса (в компании его для краткости звали «Спаз») стал робот из жидкого металла, смоделированный для фильма Джеймса Кэмерона «Терминатор-2» (1991). Многих зрителей сами кадры из него вводят в ностальгическую эйфорию, но в Jurassic Punk нам подробно рассказывают и о закулисной стороне вопроса, о том, как Кэмерон и Спаз работали с актером Робертом Патриком, который играл Т-1000. Зрители старшего поколения помнят, насколько шокировал «Терминатор-2» от начала и до конца, в какой ужас вгонял проходящий сквозь огонь и тюремные решетки, разящий острым пальцем и, фактически, неуязвимый Т-1000. 

Кадры с роботом были настолько реалистичны, что сомнений не оставалась: на смену традиционной графической и кукольной анимации идет нечто во много раз более прогрессивное и эффектное.
#INSERT_ARTICLE#

#INSERT_ARTICLE#

Момент осознания индустрией того факта, что аниматорам старой школы скоро придется уйти на покой, стало главным драматическим поворотом в судьбе Стива Уильямса. Он попал в команду фильма Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» (1993), и пока другие аниматоры искали способ сделать кукольные модели динозавров более реалистичными, Спаз создал при помощи компьютерной графики Тираннозавра Рекса, детально смоделировав шкуру ящера, его движения и мимику. На презентации динозавра продюсерам фильма другим аниматорам не пришлось ничего демонстрировать. Уильямс предложил не образы, а сразу технологию. Было ясно, что она изменит всю киноиндустрию. Следом Спаз создал героев «Маски» (1994) и окончательно стер границы между актерами и искусственно сгенерированными персонажами.

Кадр из фильма Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» (1993)
Кадр из фильма Чака Рассела «Маска» (1994)
#INSERT_ARTICLE#

Фактурный, безбашенный Спаз стал, фактически, рок-героем, его разрывали на части интервьюеры, он выступал на конференциях по компьютерному моделированию и не скрывал свое видение будущего: скоро персонажей-людей в фильмах тоже начнут создавать на компьютерах: «Здесь даже гадать нечего, так оно и будет». А индустрия бурлила и сопротивлялась. Адвокаты семей старых голливудских актеров грозили судами, если кто-то попытается воссоздать их образы. Актерские профсоюзы бесились от того, что их члены могут лишиться работы. Наконец, внутри ILM были люди, гораздо в большей степени приспособленные к жизни внутри корпораций. ILM получала «Оскары» один за другим, но на церемонии приглашали не Уильямса, а тех его коллег, которые по мнению авторов фильма, тормозили прогресс и мешали воплощению идей Спаза и Диппе. К тому же Спаз и правда любил повеселиться во вполне панковском стиле. Чего стоит история о том, как он вместе со своими друзьями-байкерами приехал на Skywalker Ranch, проник в святая святых Lucasfilm — в кабинет Джорджа Лукаса — и раскурил там сигару режиссера.

Стив Уильямс, документальный фильм Jurassic Punk

Скотт Уильямс не умел жить в большой индустрии. Этот большой смешной человек, похожий на морячка Попая, ушел из ILM и снял вместе с Диппе супергеройский фильм «Спаун» (1997). Его хорошо смотрели, но это не была революция. Все же для того, чтобы идеи Спаза производили большой эффект, они должны были реализовываться в рамках больших студий.

В конце 1990-х — в 2000-е Скотт Уильямс работал в рекламной индустрии, и его талант, естественно, был там как нельзя кстати. Но Спаз хотел вернуться в большое кино и даже попросился обратно в ILM. Его не взяли. На дворе была другая жизнь.

Стив Уильямс в документальном фильме Jurassic Punk
#INSERT_ARTICLE#

Скотт Уильямс прошел через два брака, но камера документалистов застает его в полном одиночестве, в период борьбы с алкогольной зависимостью.

Оказалось, что создать жидкого робота и оживить динозавров оказалось для него более легкой задачей, нежели ужиться в большой корпорации и тем более — выстроить личную жизнь и справиться с зависимостями. Герои фильма описывают Скотта Уильямса, как человека, который смог сохранить связь со своим внутренним ребенком и потому оставался настолько талантливым и непосредственным долгие годы. Но повзрослеть он, похоже, так и не сумел.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Теги
Читайте также
Кино — 13:07, 21 мая 2025
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Эддингтон», «Амрум», «Левша», «Звук падения»
Кино — 21 мая, 13:07
«Региональное кино хранит культуру и самобытность». Интервью с Иваном Сосниным о «Легендах наших предков», красоте Урала и блокноте с 42 сценариями
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Новости, Новости — 21 мая, 11:18
Старые герои и новое дело в тизере-трейлере «Зверополиса 2»
Новости, Новости — 21 мая, 10:40
«В этой жизни я турист»: слушаем альбом Джарахова «Эл»
Новости, Новости — 20 мая, 19:04
От заявлений к откровению. BATO выпустил альбом 6lankname 2
Новости, Новости — 20 мая, 17:40
«Фандом Фест» объявил даты проведения
Образ жизни — 20 мая, 16:26
Что бы почитать? «Хип-хоп-поколение», «Все не то, чем кажется» и другие новые книги
Новости, Новости — 20 мая, 14:50
Дэкой дропнул альбом «Москвич»
Новости, Новости — 20 мая, 11:23
Жан-Люк Годар снимает кино в трейлере «Новой волны» Ричарда Линклейтера
Новости, Новости — 19 мая, 17:30
Майкл Джей Фокс сыграет в 3-м сезоне «Терапии»
Новости, Новости — 19 мая, 15:16
Фильм «Злая» превратят в музыкальное телешоу с Арианой Гранде и Синтией Эриво 
Новости, Новости — 19 мая, 12:01
Asenssia представила «Метеор» — свой первый сольный альбом
Музыка — 18 мая, 19:37
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Новости, Новости — 13 мая, 13:24
Новый маньяк и новые жертвы в трейлере 2-го сезона «Фишера»
Новости, Новости — 13 мая, 11:03
У фильма «Красный шелк» будет сиквел
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы