Каждый предыдущий альбом «Моей Мишели» давал новый повод считать, что в России возможна поп-музыка с человеческим лицом. В каждом большом релизе были отголоски прошлого, но обязательно был какой-то неожиданный стилистический поворот, новаторский «сдвиг по фазе», в аранжировке, в вокале. На свежей пластинке вы настолько точно следуете канонам музыки 1990-х, что такой поворот не сразу и расслышишь. А может, его там нет и вы решили просто сыграть на поле «Гостей из будущего» и «Иванушек Int.»? В чем, по-вашему, шаг вперед, сделанный на диске «Из цветов и темноты»?
Это Диснейленд. Вот вы приходите в Диснейленд и видите аттракционы: «Звездные войны», «Странный лабиринт Алисы», «Железная дорога Западной реки». Катаетесь на них. Радуетесь, смеетесь или боитесь, если хочется. Это праздник. Да, у замка может не быть четвертой стены, и камень сделан не из камня, но это не мешает получать радость искреннюю, настоящую и даже детскую. Этот альбом сам по себе — поворот. Или поворотный, как больше нравится. Каждое время требует новых трюков. Если этого не чувствовать, то музыка превращается в твое собственное ретро — попытки войти в реку дважды. С этих строчек и начинается альбом, если обратить внимание.
В некоторых песнях вы настолько точно следуете стилистике вполне определенных композиторов, например, Игоря Матвиенко или Евы Польны (даже помимо «Зимы в сердце»), что возникает вопрос: а может быть, стоит поработать непосредственно с ними? Просто попросить их написать песню для группы «Моя Мишель». Не было такого желания?
Если бы авторы могли писать песни, как писали 20 или 30 лет назад... Никто не может и не хочет писать, как в юности. С другой стороны, ведь это не спорт, не коммерческая задача, а процесс, который мне как автору доставляет удовольствие — поиск слов, чтобы передать атмосферу. Это мой способ проживать много разных жизней, перемещаться во времени.
В голосе Евы Польны в определенной мере присутствует такой характерный русский эстрадный надрыв, и я всегда любил «Мою Мишель» за то, что у вас этого надрыва не было, а была вполне здоровая холодность. Ваша лирическая героиня гораздо более независима и уверена в своих силах, чем певицы более старшего поколения. Сложно ли вам было в новом альбоме мимикрировать под их стандарты?
Мы познакомились с продюсером нашей группы, моим коллегой Павло Шевчуком, когда он услышал мою песню «Харуки» и попал под впечатление именно этого надрыва. С этого все и началось. Этот надрыв всегда был, но не был очевиден для меня. Я более чем уверена, что надрыв не имеет никакого отношения к возрасту. Это как слезы в кино — было бы странно не плакать в кадре, если этого требует сцена. Точно так же было бы странно плакать в кадре все время. Это называется «тираж», если только мы не в фильме какого-нибудь Джармуша и того не подразумевает концепция. Тут как со словами «я люблю тебя»: если их говорить всем подряд постоянно, то они теряют ценность и даже смысл.
Когда в ваших новых текстах встречаешь строчки вроде «тебя уносят поезда» или слушаешь припев песни «Медведь», думаешь о том, что эта же девушка когда-то писала «я такая пьяная и тупая» или «вижу, что м@#$к, только я иду знакомиться». И куда она делась, та девушка? Или в этом была задача альбома — на уровне текстов представить максимально предсказуемый и далекий от эпатажа материал?
Мне нравится интервью одного любимого артиста по этому поводу, где он говорит, что хочет быть понятным, и уж если показывать фокусы, то доставать из шляпы кролика, и чтобы все хлопали и радовались, а не доставать из шляпы какашку, и чтобы два знатока-бородача задумчиво почесали бороды и сказали: «Интересно…» Образ Медведя придумал мой старый университетский друг драматург Ваня Черник, мы переписываемся много лет. Меня этот образ зацепил, и я взяла его в песню. Из особенностей текста — тут используется прием перехода в сказочный мир после выполнения условия, где ключом является слово «если»: «если» налево пойдешь, туда попадешь, «если» направо пойдешь, сюда попадешь, «если вовремя не уснуть, то начнется… что берлогу сердца разворотит красный медведь и утащит меня к тебе». Все сказочные миры происходят после слова «если». Плюс этот ход, когда взрослые тексты поют дети, совершенно обезоруживает, будто они приходят к слушателю и требуют того же самого, чего и от меня! Самоироничную сторону героини по-прежнему можно найти в песнях «Так делать нельзя» или «Курточка». Но на самом деле я всегда качалась на этих качелях — от слабости к силе, от сантиментов к цинизму, в этом смысле традиция более чем соблюдена.
Какая песня на альбоме вас саму удивила? Был момент, когда вы почувствовали: «О, такого мы раньше не делали»?
Я могу точно сказать, что ничего подобного мы не делали в принципе. Это довольно сложная задача — найти самое лаконичное решение. Например, песня «Ветер меняет направление». Создать полное звучание песни, не прибегая к стене звука. Оставляя просторное пространство вокруг голоса. Подчеркнуть растерянность и одиночество. Особенно интересно это понимать, зная, что этой песни не было еще в ноябре (она появилась на свет последней из всего альбома). И чтобы этот трек успел попасть в релиз и не был при этом сырым, степень нашей с Пашей концентрации была примерно 500%. Это где-то между «ходить во сне» и отъездом в клинику неврозов.
Расскажите, пожалуйста, о знакомстве с Олегом ЛСП.
В конце 2020 года нас познакомил Павло Шевчук. Я до этого не была в целевой аудитории ЛСП, и поэтому первый его альбом, который я послушала, был последним по дате выхода — One More City. Я просто о@#ела от того, какие там крутые тексты. Про себя подумала, что этот тип по-любому или филолог, или много читает — так и вышло. Любимая песня из него — «Вспоминай», она делает из меня что угодно. Конечно, порой хочется сказать: «Хватит, так нельзя!», но она все равно приходит и делает. Короче, Олег, с одной стороны, очень умный, а с другой — суперпростой, такой свой в доску, вот прям с порога.
Что в песне «Курточка» ваша работа, а что — Олега?
У меня был страх и были сомнения: а вдруг я не смогу предложить ему что-то стоящее? Он попросил показать несколько песен на выбор, у меня было несколько композиций, но я не хотела показывать несколько. Вместо этого я включила ему запев «Курточка велика в плечах», и он согласился, хотя песни как таковой еще не было. Потом я накидала первый куплет, он изменил слова в своей части и написал еще два бриджа за день. Проблема была в том, что не было припева, который смог бы победить слишком уж хороший прехорус. Так прошел год, за это время я сочинила девять припевов, а Паша сделал девять аранжировок, пока не появился «Розовый закат». Это довольно сложносочиненная поп-песня, жонглирование с точки зрения формы. Такая многоходовка, свойственная больше какой-нибудь Sia, не русский поп, в общем. Поэтому я до сих пор удивляюсь успешной радиосудьбе этого трека.
ЛСП называют рэпером, но лично я теряюсь в определениях, он скорее просто современный поп-артист. Какое из его качеств оказалось самым важным в работе над этой песней?
Для меня Олег — поп-артист. Жанр в данном случае вторичен. Он собирает 15 тысяч человек в Москве, и вся эта толпа орет каждую его песню. На улицах и в кафе постоянные просьбы сфотографироваться. Везде зовут, все хотят, все хвалят. Конечно, он современный поп-артист. Тут же предлагаю снова вспомнить слова самого Олега про кроликов из шляпы. (Смеется.) Классное качество, которое мне совершенно не свойственно, но которое я хотела бы перенять у ЛСП, — это желание учиться новому и погружение в область увлечения с головой. Я очень рада, что в нашей жизни появился Олег; как автор текстов он сильнее меня, и мне вдруг стало куда расти. Паша (Шевчук. — Прим. SRSLY) всю весну и лето записывал еще и альбом ЛСП, и из-за того, что я тоже постоянно торчала на студии, то наслушалась их по кругу. Так появилась песня «Так делать нельзя» — не соревнование, конечно, но совершенно точно азарт. Написала ее за день. Забавно, что Олег после прослушивания альбома именно ее отметил. Говорит: «Я бы "денежков" написал, а не "денежек"». Мне понравилось. Буду на концерте петь «денежков». (Смеется.) В песнях с более короткими четверостишиями и в рамках поп-формы, конечно, довольно сложно развернуться. Но тут, опять же благодаря рэп-традиции, я поняла, что главное — это последняя строчка или панч. Так появились строчки «будто птенчик разбился в груди» и «земля из-под ног заскользит». Только тут я бью побольнее не противника, а слушателя.
ЛСП — опытный артист с большой историей, а Dose — исполнитель, которого смело можно назвать молодым. Можно ли сказать, что вы у него чему-то научились, узнали что-то, чего не знали раньше? Или я все усложняю, и это был просто фит с модным парнем?
Доус — очень талантливый композитор и аранжировщик, такой легкий и притягательный. Думаю, у него будет хорошая музыкальная судьба, мне нравится, что он делает. Собственно, и позвала я его после того, как послушала его альбом «Пока». Мой топ с пластинки — «Губы» и «Ветер», вне ее — «Солнце золотое» и «10 баллов». Подумала тогда: «О, вот этот лирический герой — то, что надо!» Поучиться у молодых артистов я бы хотела отсутствию рефлексии, умению быстро вставать после того, как упал, делать много музыки с открытым сердцем при этом.
Можете рассказать о девушке на обложке альбома? Есть ли за ней какой-то сюжет, который вы держали в голове во время фотосессии? Возможно, его прямо сейчас пишут ваши поклонники? Что там, в их фантазиях?
У подписчиков основные фантазии про Орлеанскую деву Жанну д'Арк. Это красивая история, и очень соблазнительно присоединить ее к себе. Не могу сказать, что я не думала об этой аналогии, моя героиня тоже пострадала, только в борьбе за любовь. Но на этот раз я решила не конкретизировать, может, я — Жанна д'Арк, а может — костер, может, я — Ромео, может — Джульетта, может — царевна Несмеяна, а может — королева дискотеки. Образ вышел сильным сам по себе, людей он триггерит, заставляет задуматься, это самое главное.
Ваш альбом выходил в новых условиях, музыкальная индустрия переформатировалась очень быстро, буквально на глазах. Как вы выстраивали стратегию продвижения альбома?
В нашем случае изменение произошло после релиза первого альбома. Именно с тех пор изменился формат релизов. Мы по-прежнему делаем ставку на хорошую песню, которая найдет себе дорогу и на радиостанциях, и в плейлистах разных площадок. Наша аудитория не распыляется на щедрые комментарии в соцсетях. (Смеется.) Но мы приняли решение не заниматься провокационными постами ради добычи лайков и комментов. Как есть, так есть.
Вообще, «Моя Мишель» с самого начала представлялась мне группой, не принадлежащей к поколению музыкантов, помешанному на количестве подписчиков, живущему в согласии со стандартами существования в цифровом мире. Всегда казалось, что «старые» форматы для вас важнее, вот и альбомы вы по-прежнему выпускаете, записываете их долго и вдумчиво вместо того, чтобы сыпать синглами и издавать два-три EP в год. Кажется, в этом смысле ничего не изменилось.
Для меня вообще нет такого вопроса — «старый формат». Есть внутренняя потребность сказать о чем-то, найти язык для этого, и есть, по сути, производство, то, что ты называешь «записью». Написать можно неожиданно — во сне, в ванной, в самолете. А вот оформить в песню — тут я завишу от времени, в которое встроены концерты, съемки, разные дела, связанные с жизнью группы. Поэтому альбом занимает сильно больше времени. Лонгплей сложнее продвигать, так как у тебя может быть четыре-пять синглов, и к выходу последнего получится, что это песня, вышедшая почти год назад. Параллельно рождаются новые треки. Притом что кипела работа над диском, мы выпустили восемь синглов в прошлом году.
В 2022 году у группы «Моя Мишель» стало больше концертов, чем, скажем, в 2021-м. Такое у меня сложилось впечатление. Или это не так?
Концертов прибавилось после того, как «Пташка» стала хитом. В июле 2022 года мы сыграли десять концертов, кажется. Это много для группы, которая долгое время не ездила в туры. Последний раз мы играли столько концертов в месяц, когда в России проходил чемпионат мира по футболу (июнь-июль 2018 года. — Прим. SRSLY). Теперь готовим большой тур, начиная с февраля. Первыми городами станут Владимир, Нижний Новгород и Киров.
Последний вопрос. У девушки на обложке альбома «Из цветов и темноты» слезы на глазах. Очевидно, глицериновые. А когда и по какой причине вы в последний раз плакали?
Последний раз я плакала, когда улетала от родителей из Благовещенска в середине декабря 2022-го. Была там на пару дней между концертами, на юбилее у папы — ему исполнилось 80 лет. Родители старенькие, и с каждым годом я становлюсь все более уязвимой по этому поводу. В большинстве песен альбома есть «не реви», либо «плакала», либо «сколько слез»… — обложка неплохо отражает это наводнение. Альбом — это как художественный фильм: мы смотрим его, и там декорации и актеры… Я считаю, что людей нельзя осуждать за то, что они способны принимать что-то близко к сердцу — расчувствоваться от творчества, например, будь то песня или фотография. Поэтому для кого-то слеза глицериновая, а для кого-то настоящая.