Интервью, Кино — 23 декабря 2022, 23:08

О «Терминаторе», Боуи и человечности вампиров. Интервью с актером Дмитрием Чеботаревым

Новый сезон «Вампиров средней полосы» стал лучшим запуском 2022 года в онлайн-кинотеатре START — и вот уже на днях будет доступна третья серия комедийной саги о семье душевных вампиров из Смоленска. Один из самых притягательных персонажей сериала Сергей Барановский, он же актер Дмитрий Чеботарев, поведал о своей человеческой природе, любви к классическому року и трудноуловимой реальности бытия.

Мне кажется, главная особенность сериала «Вампиры средней полосы» — в том, что в нем вампиры показаны людьми, а не монстрами. 

Сама форма этого вампирского рассказа лично меня, как зрителя, цепляет тем, что все равно это про людей. Мы занимаемся не проблемами вампиров, а проблемами семьи. Если, например, убрать отсюда вампирскую составляющую, то актуальность трудностей их взаимоотношений не потеряется. А форма добавляет остроты и драматическо-комедийных аспектов.

Это я говорю как человек, который работал над персонажем, читал сценарий и смотрел первый сезон. Самые лучшие фантастические и сай-фай-фильмы запоминаются, если затрагивают общечеловеческие вопросы. Поэтому, например, одним из величайших фильмов всех времен и народов я считаю второго «Терминатора», так как это прежде всего история людей, история семьи, история защиты своих ценностей. Неважно — зомби в фильме или вампиры, главное, чтобы это откликалось именно на человеческом уровне. А все остальное — это форма повествования.

#INSERT_ARTICLE#

Вы говорили, что обычно ищете подход к персонажу в собственном опыте. В случае с Барановским тоже?

По-моему, Дастин Хоффман сказал, что стремление и попытки сыграть то, чего в тебе нет, — полный идиотизм. Очень часто обычный зритель, который, например, не знает механизма работы над персонажем или над ролью (я думаю, вы это замечали), отождествляет персонажа и актера. 

Например, у меня был проект «Выжившие: благие намерения». Мой персонаж — ужаснейший человек, смотреть на него без ненависти практически невозможно. Когда ты над ним работаешь, то работаешь не над тем, что он делает, а над мотивами. У него железная мотивация — выжить любой ценой. Когда ты себя погружаешь в такие предлагаемые обстоятельства посредством фантазии, то работаешь над мотивом, а не присваиваешь себе поступки своего героя. Все, что делает персонаж, написано в сценарии.

Также и здесь: человека кусают. Оказывается, он впервые видит вампиров, понимает, что они реальны. У него случается посттравматический синдром. И вот я разбираюсь в природе посттравматического синдрома, а не в том, что к нему привело. Все действия прописаны в сценарии, мое дело — разобрать мотивы и найти, например, болевые точки соприкосновения со своей жизнью, чтобы более достоверно передать страх, любовь, счастье, стремление чего-то достигнуть. Так что, конечно, без каких-то совпадений это невозможно. 

Всегда говорю, что играю часть себя в любом персонаже.
#INSERT_ARTICLE#

До поездки в США у вас была дисгармония между вашим творческим потенциалом и тем, что вы из себя представляли. После поездки эта гармония все же обрелась?

Не скажу, что я ее прям обрел, типа на меня снизошла благодать, и я понял, что должен делать. Нет. Во время обучения Ивана Чаббак (американский тренер по актерскому мастерству. — Прим. SRSLY) сообщила мне некоторые важные вещи. Она отличный психолог и прекрасный мастер подготовки актеров к роли — не зря ее Холли Берри благодарила со сцены за «Оскар», полученный за «Бал монстров». Я очень рад, что попал к Иване и провел с ней достаточно большое количество времени, очень тесно поработав. Вернувшись обратно в Москву, я начал применять какие-то ее советы: делать маленькие шаги к себе, как она и рекомендовала. До этого я девять лет ничего полноценного и значимого не играл, потому что действительно не понимал себя. Даже за время обучения в институте я до конца себя не понял и не понял, как быть с собой, как репрезентацию себя через роли осуществлять. Поэтому да, эта поездка и общение с Иваной Чаббак очень много мне дали.

Вы рассказывали, что были панком.

Ну, можно и так сказать. Я употребляю слово «панк», чтобы людям было понятнее (если я вдруг неправильно трактовал жизненные устои панков, то прошу прощения). У меня были длинные волосы и рюкзак за спиной, в котором всегда был какой-то перекус, несколько книг, сменная одежда, чтобы я мог где угодно остановиться и переночевать. Я не был привязан ни к чему: ни к дому, ни к чему-то еще. Это самоощущение начало меняться после поездки в Америку. Я понял, что для такого внешнего вида, как мой, не пишут большие роли. Этот образ не внушал доверия кастинг-директорам, хотя я был очень исполнительный и пунктуальный. Я работал в театре и всегда играл там главные роли — прямо с момента как в него попал. Но, видимо, этот диссонанс внешнего вида (абсолютно разнузданного и лихого) диссонировал с моей внутренней структурированностью и ответственностью, и люди не понимали, кто же придет к ним на пробы — внешний или внутренний. А так как на пробы приглашают, увидев только фотографию (то есть внешнее), то у меня ничего не сдвигалось с мертвой точки, пока я не подстригся и не переоделся.

В спектакле «Жизнь есть сон» вы играете принца Сегизмундо. Как вы понимаете идею этого произведения? 

Его идея, в общем-то, вынесена в название — оно о том, что очень тяжело уловить тонкую грань между реальностью и нереальностью. Существует очень много теорий касательно того, что наше существование — это либо симуляция, либо сон, и мы с вами когда-нибудь проснемся. В некоторых религиозных учениях есть идея, что человек только с приходом в религию просыпается, а до этого спит. В спектакле через моего персонажа, а именно через такое насильственное размытие этой грани между жизнью и сном, автор, режиссер и мы вместе с ними хотели показать, к чему придет человек, который не понимает, что есть явь, а что сон. Он может делать ужаснейшие поступки, но потом смиряется и говорит: «А я не знаю, сплю я или нет, но если это сон, то я буду честным, справедливым и добрым; если это жизнь, то я тем более буду честным, справедливым и добрым. Я выбираю благо, где бы я сейчас ни находился».


«Жизнь есть сон» — великая пьеса. Как нам рассказала ее режиссер Наталья Менендес, она настолько встроена в испанский культурный код, что во время пандемии врачи говорили, что руки нужно мыть столько, сколько длится монолог Сегизмундо. Я даже не знаю, что у нас можно сопоставить по известности. Наверное, «Лукоморье». У нас в Электротеатре очень много разных сценических опытов, потому что к нам приезжает множество режиссеров со всего мира — каждый со своей системой, со своим взглядом на театр. Поэтому мы достаточно экспериментируем и все время пробуем что-то новое.

А тут приехала Наталья и объявила, что мы будем делать классику испанского барокко. Этот тот вид театра, о котором лично я, например, уже забыл. Вся эта летящая поэзия, музыка слова, никакой остановки на оборганичивание. Только мысль, только мелодика, только ритм сцены дают информацию зрителю. Все новое — хорошо забытое старое.

Вы же тоже написали пьесу.

Я бы не стал свое сочинение так громко называть. Изначально я планировал пьесу, которая бы имела драматическую структуру с вкраплениями больших монологовых кусков — тематических, идейных о творчестве, о смелости делать что-то новое. Эдакие манифестации. По прошествии времени, работы и некоторого осмысления я понял, что драматическая часть не выдерживает и проигрывает этим громким высказываниям. Так что сейчас этот текст трансформировался в форму некой акции в поддержку смелости творчества, сейчас он о решимости делать, ошибаться, отступать на пару шагов назад, чтобы взять разбег и прыгнуть вперед, о том, чтобы не бояться быть новаторами, иначе ты никогда не останешься в истории, а будешь либо копиркой, либо блеклой пародией.

#INSERT_ARTICLE#

Так что теперь это уже не пьеса, а некий творческий акт, который я бы хотел совершить со своими коллегами, единомышленниками, друзьями-актерами и музыкантами, потому что это все завязано на истории рок-музыки. Мы хотим вживую петь и играть на инструментах, поэтому все это требует большого труда и временных, эмоциональных и физических затрат.

Каковы прогнозы?

Я начал делать концерты у нас в театре. Так, мы уже провели «Электрокараоке», «Золотой БЮст» и «ПоРок Волну». Сейчас готовим новый. Благодаря этим выступлениям я немного разминаюсь в музыкальной структуре и вокальной технике. Дальше начнем читки, потому что у театра же есть свой план развития и построения репертуара. Сейчас наша труппа сконцентрирована на спектакле по «Кориолану» Шекспира. Вообще, мы в очень тесной связи с нашим художественным руководителем Борисом Юрьевичем Юханановым. Он всегда идет навстречу, поддерживает наши идеи. Но их все нужно структурировать, а для этого необходимо свободное время, которое с моим, в частности, графиком очень тяжело выкроить.


Какие личности в истории рок-музыки вас вдохновляют, какая эпоха?

Меня вдохновляет то, как рок-музыка влияет на каждое поколение, как она отзывается на происходящее в мире. Творчество Дэвида Боуи и его влияние на все — от рок- и поп-культуры до театра. То, как Боуи повлиял на Уорхола, а тот на него, как они оба повлияли на Игги Попа, что сделал Игги для мировой рок-индустрии. Мне нравится, как они вели за собой целые поколения, сколько бы лет ни прошло. Как они сами о себе говорили: «Мы целые поколения, играющие на фендеровском басу». 

Берлинцы считают Дэвида Боуи и Лемми из Motörhead своим достоянием. 

Так Берлин же был Меккой любого андеграундного течения: театр, живопись, музыка, кино. Когда я был в Лос-Анджелесе, то очень хотел застать Лемми.  Мне сказали: «Идешь в Rainbow Bar, видишь Лемми у стойки, покупаешь ему выпить, и вы будете разговаривать хоть всю ночь. Он открытый человек и готов пообщаться».

Когда я туда пришел, оказалось, что он на тот момент уже был сильно болен, и ему оставалось совсем недолго (Лемми не стало в декабре 2015 года. — Прим. SRSLY). Также в Америке я познакомился с дочкой Элиса Купера — Калико — и даже спросил у нее, не может ли Элис рассказать какие-то вещи про то время, когда он начинал, потому что мне интересна история от первоисточников. Через какое-то время я получил письмо с гастрольным графиком Купера. Он сказал: «Когда буду в Лос-Анджелесе, звони по скайпу, все тебе расскажу».


Потом я познакомился с одним из первых диджеев. В ту эпоху диджеи настраивали звук перед концертами, и этот мужчина был знаком с огромным количеством групп, которые тогда только начинали. У него огромная коллекция пластинок, он торгует оригинальными концертными или фанатскими вещами. Переделывает, например, футболку с гастрольного тура Metallica, нашивает на нее какие-то вещи и продает ее. Можно как угодно относиться к их жизненному укладу, что эти люди в жизни творили, но то влияние на человечество, которое оказала их музыка, переоценить невозможно.

К вопросу о важности вдохновляющих встреч: вы ведь решили переехать в Москву после рыбалки с другом где-то под Хабаровском? 

Да.

А уже в Москве в театре, когда были на грани отчаяния, вам вернула веру в себя девочка с цветком, которая пришла в гримерку.

Маленькая зрительница.

Получается, ваши самые главные жизненные события определялись такими во многом случайными встречами.

Как говорил мастер Угвэй в «Кун-фу панде»: «Случайности не случайны». (Смеется.) Поэтому не зря я оказался на той рыбалке. До того как моего друга выдернули в эти места из Москвы, я уже жил там какое-то время.

#INSERT_ARTICLE#

А девочка с цветком пришла ко мне в гримерку не просто так, а поблагодарить, потому что ей понравилось, как я здорово сыграл свою роль в одном спектакле. Если б я сидел в отчаянии, плохо справляясь со своими обязанностями, то никто бы ко мне не заглянул. Просто представьте: делаешь свою работу настолько хорошо, насколько это возможно, но сидишь в отчаянии, потому что думаешь, что она никому не нужна и никуда тебя не двигает, а тут приходит маленький ангел и говорит тебе: «Дяденька, продолжай, мне нравится!» И ты понимаешь: надо продолжать. Тогда все и случается.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: предоставлено пресс-службой
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 19:40, 20 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
Музыка — 13 ноября, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Новости, Новости — 13 ноября, 10:55
Искренняя жажда коннекшена, романтизация всего и мейнстрим: Spotify выпустил ежегодное исследование Culture Next о музыкальных привычках зумеров
Новости, Новости — 12 ноября, 19:34
Нурлан Сабуров стал лицом коллаборации VK и бренда F | ABLE
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих