Интервью — 19 декабря 2022, 13:48

Эйфория местного уровня. Интервью с актрисой Милой Ершовой о «Трудных подростках», сказках и социуме

На more.tv подходит к концу показ очередного, уже четвертого сезона бьющего рекорды просмотров сериала «Трудные подростки». Роль одной из его бессменных героинь исполняет Мила Ершова. Антон Фомочкин поговорил с актрисой о «Ранетках», математической зарядке для ума и феномене «Трудных подростков».

Ты сама была трудным подростком?

Сложно сказать. Я не принимала никаких веществ, не срывала уроков, не ходила на стрелки, но и без всего этого у меня всегда был сложный характер, как мне кажется… Да и не только мне, в общем-то. Скорее я была неудобной. У меня есть свое мнение, и я его открыто выражаю. Сейчас, с возрастом, стараюсь делать это деликатнее и терпимее, но в подростковый период я была абсолютно бескомпромиссна, что вызывало множество проблем с учителями. 

Как по-твоему, нужно искать подход к тем подросткам, кого называют «проблемными»?

Может, я романтик, но уверена, что все можно вылечить любовью. Зло порождает зло — это старая истина, ее все знают и мало кто пользуется. Сейчас так уж вообще за примерами далеко ходить не надо. Сколько бы я ни общалась с так называемыми «трудными» подростками, сколько бы ни читала о них, сколько бы ни смотрела фильмов, вывод один: все от отсутствия любви и эмпатии. Ведь они сами смирились с ярлыками на себе «неудобный/лишний/раздражающий». И, смирившись, стали развиваться в этом направлении.

#INSERT_ARTICLE#

Ты говорила, что в четвертом классе тебя отдали в физмат-лицей. Как ты пришла к решению поступать в Школу-студию МХАТ?

Я с детства ходила в театральную студию, но это не был осознанный шаг. Только классе в 9-м ко мне пришло понимание, что я всерьез хотела бы поступать в театральный. В началке я училась в обычной общеобразовательной школе рядом с домом. А с 5-го класса мама приняла решение перевести меня в физико-математический лицей. Я очень долго упиралась и была недовольна, так как все мои друзья оставались в старой школе. Да и до самого лицея был час езды на двух автобусах. Но сейчас я бесконечно благодарна родителям за такое решение, потому что неизвестно, в кого бы я превратилась в той школе, если бы осталась. И как сложилась бы моя судьба. 

У нас в кабинете висел плакат с цитатой Ломоносова: «Математику затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Вот это абсолютно точно! Учеба в лицее структурировала мой мозг: приучила к дисциплине, усидчивости, аналитике, к нагрузке на разум. Это все точно было не зря, и я определенно могу назвать это время прекрасным периодом. Школьные годы сейчас не вспоминаются как что-то ужасное, а скорее наоборот.

У каждого поколения подростков был в юности свой любимый молодежный сериал. А у тебя был такой?

Я была абсолютным фанатом сериалов «Кадетство» и «Ранетки». Половина дня в лицее проходила за обсуждением предыдущей серии с подружками. И, кстати, было очень важно оказаться у телевизора ровно перед началом сериала, так как потом ты уже, скорее всего, никогда не увидел бы эту серию. Это сейчас можно дождаться всего сезона и посмотреть в интернете, когда удобно, а в то время, если ты что-то пропустил, то пропустил навсегда. 

Расскажи тем, кто никогда не видел ни одного эпизода «Трудных подростков», почему это классный проект?

Говоря о зрительских отзывах, все как один отмечают правдоподобность происходящего на экране. Живые подростки, педагоги и родители. Все те ситуации, проблемы, решения, переживания, радости, что мы когда-либо испытывали. Это сложный период, который проживал абсолютно каждый человек, и он показан без прикрас. Да, подростки — это люди, которые курят, пьют, занимаются сексом, изменяют, страдают, подставляют, дерутся, могут забеременеть, страдают от недостатка внимания родителей и компенсируют это в других сферах. И не нужно закрывать на это глаза. 


Вообще, этот сериал как мармеладки. Так как серии длятся по 20–25 минут, их сложно смотреть отрываясь, они идут одна за другой — ты очнуться не успеешь, как уже посмотрел первый сезон.

От себя очень хочу отметить работу художников по гриму и художников по костюмам. Интересно, что, когда мы начинали снимать, я смотрела на нас и думала: «Неужели подростки сейчас выглядят так?» Но после выхода сериала все действительно стали так выглядеть, это забавно. Многие присылают в соцсетях, как пытаются повторить наши образы, макияж, даже снимают такие же сцены, как в сериале. Я думаю, что это о многом говорит.

Сериал пережил уже четыре сезона и несколько специальных выпусков. Не удивлюсь, если эта история будет жить и дальше. Ты не думала о том, что скоро все вы превратитесь в «вечных студентов» — трудных подростков?

Я не готова обсуждать эту тему сейчас, но могу лишь сказать, что я абсолютно согласна с этим вопросом, формулировкой и посылом.

Ты говорила о том, что «подсматриваешь» своих персонажей из жизни. За кем ты наблюдала, когда работала над своей Яной?

У меня такое ощущение, что Яна — это и есть я в подростковом возрасте, только без порошков. Для меня эта роль самая удобная и понятная, потому что я такой же интроверт, который сразу закрывается и уходит. Будучи подростком, я также искала у всех одобрения, внимания у парней и находилась в токсичных созависимых отношениях.

Мила в сериале «Трудные подростки»
#INSERT_ARTICLE#

Насколько важно для тебя, чтобы кино и сериалы выполняли какую-то социальную функцию?

Важно на 100%. Я люблю сложное кино, которое заставляет включать мозги, ставит важные вопросы и не отпускает после просмотра несколько дней. Тем более у меня обостренное чувство справедливости, и мне важно пробудить в людях интерес к сложным темам. 

Для меня кино — это также способ прожить коллективную травму.
#INSERT_ARTICLE#

Сейчас ты снимаешься в «Плейлисте волонтера». Доводилось ли до этого как-то взаимодействовать с поисковыми отрядами?

Да, я ходила на поиски человека, чтобы погрузиться в эту тему и вообще понять, что чувствует волонтер. Оказалось очень сложно... и морально и физически. Эти люди — герои, правда. Большие герои, которые делают все на исключительном энтузиазме, за свой счет: волонтеры «ЛизаАлерт» не принимают денежных вознаграждений и занимаются поисками в свободное от работы время. Они работают днем, а ночью едут в лес на поиск потерявшегося человека и преодолевают километры по буреломам, в темноте и холоде.

Очень важным оказалось для меня наблюдение за собой в момент поиска. Сначала меня распирало от энтузиазма, предвкушения, что мы вот-вот найдем этого дедушку и я сама буду героем, но на пятый час поиска я уже была опустошена и будто бы машинально проходила квест. Дедушку мы в ту ночь не нашли, но на следующий день координатор поиска написала мне, что его обнаружили живого в больнице. Я почувствовала огромное счастье… счастье причастности, которое не передать словами. Не представляю, что волонтеры чувствуют, когда находят человека мертвым. Но и такие моменты будут у нас в сериале. 

В четвертом сезоне «Подростков» твой персонаж обозначает важную проблему, касающуюся того, что прийти на собрание анонимных наркоманов зазорнее в глазах сверстников, чем, собственно, употреблять. Как тебе кажется, почему быть зависимым от чужого мнения для многих остается важным даже сейчас?

Все больше людей последние годы становятся более открытыми благодаря #MeToo и другим движениям. Но даже такие большие поступки в комментариях поддерживают немногие люди. То человек недостаточно раскаялся, то чересчур раскрылся и наговорил лишнего, то «Чего же вы столько лет молчали, голубчик? А сейчас вдруг решили все поведать». Так называемые жертвы ищут поддержки, одобрения в своем смелом шаге, а их, наоборот, клюют. Не все обладают той степенью осознанности, чтобы понять, какой это сам по себе сильный шаг — признаться в своей слабости и начать работу над ней.

#INSERT_ARTICLE#

Я считаю, что только тот, кто обладает каким-либо достоинствами, может разглядеть их в других. И многие люди «в своем глазу не видят и бревна», отказываясь от помощи, потому что она ассоциируется со слабостью и никчемностью — а такой роскошью, как признаться в своей немощи, обладают немногие. Что уж говорить о подростках, которые только делают первые шаги в познании себя. Люди не позволяют себе быть слабыми и не прощают слабость другим — подростки это остро чувствуют. У нашего общества вообще есть проблема с тем, чтобы посмотреть правде в глазе. 

В разное время, по словам твоих коллег по сериалу, с ними связывались обычные подростки с желанием поделиться своими проблемами, найти совет или просто поговорить. Писали ли тебе? 

Да, раньше было дело, но, если честно, я больше не отвечаю на эти сообщения, после того как неоднократно получала что-то типа: «Да ладно, я все это просто так написал, лишь бы ты ответила». Просто уже не вижу в этом смысла. Я довольно закрытый человек и не готова впускать в свой мир посторонних людей с их проблемами.

Ты часто в интервью обозначала, что тебе интересно играть в жестком арт-кино, но, помимо нескольких «маленьких» фильмов, у тебя впереди премьеры амбициозных «Азазеля» и «По щучьему велению». Что в этих больших проектах тебе показалось интересным?

Судьба не лишена иронии. Всю жизнь мечтала об авторском кино с социальными проблемами, а начала карьеру с больших зрительских сериалов. Я фаталист и верю, что раз так складывается, то это лучший путь, и тот материал, которого я правда всегда хотела, меня обязательно найдет. 

А что касается «По щучьему велению», то это правда забавно, потому что я не фанат такого жанра, но мой год начался со съемок в образе сказочного персонажа. Еще на пробах у нас случился мэтч с режиссером картины — Александром Войтинским, а также с главным героем, которого играет Никита Кологривый. Вместе мы оказались в паре на первых пробах, в коридоре развели сцену, отрепетировали и вошли в кабинет, заряжая всех вокруг энергией. На нас было выделено два часа, но мы сделали все минут за 20−30.


С «Азазелем» также случилась любовь с первого взгляда. Мне очень понравился сценарий — прочла его за один вечер не отрываясь и просто влюбилась в роль Лизы. На пробах с режиссером Нурбеком Эгеном мы проболтали часа полтора, один раз записали сцену, и уже вечером следующего дня я узнала, что меня утверждают. Вот бывают такие проекты, которые неизбежно появляются в жизни и дарят много бесценного опыта. Эти два я всегда буду вспоминать с особенной нежностью.

Действие «Азазеля» происходит в футуристичной России, а «Щучьего веления» — в лубочной. Тебе, как актрисе, комфортно существовать в такой условности?

Я не вижу в этой условности препятствий, мне было очень интересно сниматься в непривычных для меня декорациях. Тем более усиливается полет фантазии, так как ты не ограничен существующими обычаями, а можешь привнести что угодно, и зритель примет эти правила игры. Мне кажется, для актера сниматься в сказке — это подарок.

Так получается, что ты уже не первый студент курса Брусникина, с которым я говорю. И для многих его учеников Дмитрий Владимирович был особенным мастером. Можешь вспомнить его совет, наставление, которое осталось с тобой по сей день?

Я пробыла на курсе Дмитрия Владимировича только год. Потом поступила к Константину Аркадьевичу Райкину и там уже отучилась положенных четыре года.

Но что касается Дмитрия Владимировича, в меня попала одна ситуация на всю жизнь. Дело шло к концу учебного года, и на носу уже были экзамены. Я очень сильно заболела, у меня была температура 39−40 ºC, я просто лежала и думала, что умру. Обычно же высокая температура держится дня три, а тут недели полторы я жила в аду и из-за этого пропустила экзамен по сценическому бою. Но самое странное и необъяснимое в этой ситуации было то, что я не предупредила мастера о своем отсутствии. Совершенно не могу объяснить до сих пор, почему я этого не сделала. И когда у нас была индивидуальная беседа в конце года, Брусникин сказал, что на мое отчисление очень повлияла эта ситуация. Он не мог поверить, что я не пришла на экзамен. Конечно, я пыталась объяснить, что мне было очень плохо и я бы просто умерла во время показа. Тогда Дмитрий Владимирович рассказал историю про артиста МХТ, который умер во время спектакля. «Ты представляешь?! — говорил мне Брусникин. — Он играл спектакль и умер! Это такая профессия... если ты не готов умереть на сцене, то это не твое». Довольно радикально, и эту позицию можно сколько угодно обсуждать, но я до сих пор не могу забыть этот разговор.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Алина Эстер
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 15:50, 1 апреля 2025
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости — 1 апреля, 15:50
Майки Мэдисон сыграет в экранизации Resident Evil. Но это не точно
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 1 апреля, 13:42
Apple разрабатывает «виртуального врача» для iOS 19
Новости — 1 апреля, 11:59
No sleep, bus, club, another club: 5 легендарных клубов 90-х глазами участников. Отрывок из книги «Made in Dance 1991–1999» Олега Цодикова
Новости, Новости — 1 апреля, 11:15
марбл играет в «было или не было?» в новом сингле
Новости, Новости — 31 марта, 19:00
«Кинопоиск» и Николай Редькин выпустили видеоэссе о Микаэле Таривердиеве
Новости, Новости — 31 марта, 17:30
Новые герои на кадрах из 4-го сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 31 марта, 14:40
Брэд Питт снимется в новом фильме Дэвида Финчера
Новости, Новости — 31 марта, 12:25
Comic Con & «ИгроМир» вернутся в 2025 году
Новости — 29 марта, 10:41
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Новости, Новости — 25 марта, 11:48
Баста, Zoloto и Савичева: VK Fest объявил первых артистов
Новости, Новости — 24 марта, 19:00
Остин Батлер и Джереми Аллен Уайт снимутся в фильме «Враги» от A24
Новости, Новости — 24 марта, 17:30
Селена Гомес выпустила I Said I Love You First — совместный альбом с Бенни Бланко
Новости, Новости — 24 марта, 15:05
GONE.Fludd дропнул акустический альбом. В него вошли треки разных лет
Новости, Новости — 24 марта, 13:09
Альфонсо Куарон может стать режиссером следующего фильма о Бонде
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты