Эраст Фандорин — герой большой серии детективов Бориса Акунина. Он — потомственный дворянин, которого воспитывали дома в лучших традициях российского XIX века. Он получил должность титулярного советника (хрестоматийный Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели» тоже ее занимал), но однообразная работа чиновника мало занимает его — Эраста привлекает работа сыщика. Увлечение расследованиями приводит его в московское полицейское управление, где он оказывается втянутым в расследование очень странного самоубийства студента. Оказывается, что дело связано с крупной подпольной организацией «Азазель», а замешанные в этом влиятельные лица в итоге окажутся еще ближе к Фандорину, чем кажется.
На этот раз герой окажется в новой обстановке, которую сценаристам придется выдумывать самостоятельно — это альтернативная Российская империя начала XXI века, где до сих пор правит дом Романовых, потому что Февральской и Октябрьской революций не происходило. Сценария пока нет, поэтому можно смело фантазировать о том, как может сложиться судьба Фандорина в современных реалиях. У создателей сериала есть шанс вдохнуть в серию уже классических детективов новую жизнь — возможно, если «Азазель» будет успешным, то он получит продолжение в виде экранизации других частей, потому что вся вселенная книг о приключениях молодого сыщика вряд ли поместится в один небольшой сезон. Более того, именно эта книга — логичное начало серии и источник всех историй об Эрасте Фандорине, которые можно развернуть в длинный сериал.
Один многосерийный проект по «Азазелю» уже был снят раньше, почти двадцать лет назад. В 2002 году права на экранизацию получила студия «ТриТэ», а режиссером стал Александр Адабашьян – для него это был практически постановочный дебют, до этого он был задействован в десятках фильмов (в том числе «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Воспоминания о Шерлоке Холмсе») как актер или художник. Эраста Фандорина сыграл тогда актер Илья Носков, а его начальника и главу московской полиции Ивана Бриллинга – Сергей Безруков. Сериал понравился зрителям, но более успешными оказались приквелы «Турецкий гамбит» и «Статский советник». В тот же год права на экранизацию всего цикла романов Акунина купила голливудская кинокомпания U Squared Productions. Но через два года у американских продюсеров остались права только на «Азазеля». В 2007 году должны были начаться съёмки его экранизации под названием «Зимняя королева» (в книге – название гостиницы, где останавливается Эраст Фандорин в поездке в Лондон. – Прим. SRSLY), а в 2009 году создатели объявили, что режиссером картины станет Федор Бондарчук. В конце концов затянувшаяся история с американской экранизацией ни к чему не привела: в 2012 году срок действия прав истек, поэтому «Зимнюю королеву» так и не сняли.
Поскольку «Азазель» только поступил в производство, дата его выхода пока неизвестна. Подробности того, как будет разворачиваться история в новых обстоятельствах и иной для героя временной эпохе, тоже держатся в тайне. Сам Борис Акунин не говорил, будет ли он работать над сценарием (в предыдущей экранизации 2002 года он был сценаристом). При этом писатель снял специальное видеообращение для закрытого показа онлайн-кинотеатра «Кинопоиск HD», где был анонсирован проект, и отметил, что должно получиться «любопытно».