Развернуть Свернуть
Обзоры, Образ жизни — 16 ноября 2022, 17:42

Успеть бы. Выставка «Все в сад!» в фонде Ruarts

По нашей просьбе админ небезызвестного телеграм-канала «ты сегодня такой пепперштейн» Яна Сидоркина сгоняла в Ruarts на выставку «Все в сад!» — пока та не закрылась — и поговорила с сотрудниками фонда об аллегорических параллелях, которые кураторы проводят между садом и внутренним миром homo sapiens. И теперь рассказывает, почему и вам надо бы успеть посмотреть экспозицию.

Надежда Цветкович, руководитель научного отдела фонда Ruarts: «Каждый человек стоит перед выбором: построить границы и никого не пускать в свой внутренний сад, или ухаживать за ним, очищать от сорняков, паразитов и создавать идеальные образы и мысли — выращивать свой внутренний идеальный сад. Наша выставка приглашает вас и открывает ворота в этот самый сад.

Здесь представлены фотографии, коллажи, скульптура, живопись. Очень интересно проследить разговор между разными предметами, которые вступают в диалог друг с другом и усиливают, углубляют все смыслы».

Татьяна Ахметгалиева, «Кто ты и как ты сюда попал», 2017

#INSERT_ARTICLE#

В качестве медиума общения со зрителем художница Татьяна Ахметгалиева использует вязание — ведь вязаный предмет сразу привлекает к себе внимание, находясь в галерее современного искусства. Но нужно дать себе время, чтобы вникнуть в работу. В процессе размышления над совриском интересно взять паузу, чтобы пообщаться с предметом, говорить с ним на одном языке, просто постоять и посмотреть, войти в единую энергетику.

Так сложилось, что на первичном, интуитивном уровне шитье, вышивка, нити связаны с женскими коннотациями. Например, древнегреческие богини судьбы — мойры — плели нитями человеческие судьбы. Более того, эта техника открывает полемику домашнего насилия и тему пренебрежительного отношения к женщине: шитье — такой домашний труд, казалось бы, ничем не примечательный и неоцененный по достоинству.

В работе Татьяны Ахметгалиевой эти нити то ли обрываются, то ли сливаются. Как и фразы, они могут прерываться, истончаться, а могут вплетаться друг в друга, образуя мощный сетевой образ, выпутаться из которого будет крайне сложно.

Обрывки фраз, слов, разговоров в таком тактильном и визуальном выражении приглашают нас к общению на разных уровнях — работу хочется трогать, рассматривать ее различные фактуры. Интересно смотреть и на реакцию зрителей, многие из которых видят в ней маску. Прячемся ли мы за масками? Где наша идентичность и где скрываем истину и абсолют? Это произведение говорит уже на другом языке, более глубокими смыслами и образами.

«Все в сад!» — экспозиция о цветах, которая, казалось бы, должна быть легкой и непринужденной, на самом деле собрала художников, использующих нетривиальные мотивы, чтобы говорить о серьезном.
#INSERT_ARTICLE#

Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe, 1946–1989), «Лилия калла» (Calla Lily), 1988

#INSERT_ARTICLE#

Цветок как художественный образ очень часто используется с сексуализированным подтекстом как символ женского и мужского начала. Эта работа культового американского фотографа и художника Роберта Мэпплторпа яркий тому пример. Вообще, у него есть целое портфолио, посвященное цветам, через которое он говорит о дуальности мужского и женского. Например, изображенный здесь цветок calla lily (зантедеския) художники любят использовать в качестве женского образа, но Мэпплторп указывает нам на то, что калла фаллоподобна. Художник переворачивает знакомые зрителю смыслы с ног на голову и, показывая цветок через свою призму, преобразует его женскую суть в мужскую. Противостояние инь и ян, белого и черного, хрупкого и брутального.

Спенсер Туник (Spencer Tunick), «Бургундия 1» (Burgundy 1), 2009

#INSERT_ARTICLE#


Это не фотошоп и не коллаж, а настоящие фотографии, на которых запечатлены простые люди, поучаствовавшие в масштабных перформансах Спенсера Туника. Американский фотохудожник в принципе славится размахом своих проектов, с сотнями, иногда тысячами актеров (например, в его перформансе в Мексике участвовало 18 тысяч человек, а конкретно в этом — около 8 тысяч). Каждый перформанс, когда тот подходит к концу, Туник фиксирует на камеру.

Конкретно эти работы — феерия тела и пантеон телесности. Здесь много довольно очевидных христологических и библейских символов: оголенные люди в виноградных плантациях Бургундии (кстати говоря, фермеры и виноделы на этих плантациях работающие) сразу же вызывают ассоциации с Адамом и Евой в Эдеме, а сами лозы — прямая цитата обращения Иисуса к апостолам из Евангелия от Иоанна: «Я асмь лоза, а вы — ветви».

Однако у Туника наряду с отсылками к библейским мотивам есть и размышления о единении с природой, о границах собственного комфорта, о толпе и поиске своего места в этой толпе: «Куда бы я себя поставил: в первый ряд или где-то позади?», «Пойду ли за лидером или останусь в стороне?», «Буду ли я охранять свой "сад" или приглашу в него кого-нибудь?».

Рууд ван Эмпель (Ruud van Empel), «Мир № 29» (World № 29), 2010

#INSERT_ARTICLE#

Эти произведения маститого нидерландского фотохудожника поднимают вопрос невинности (и) детства. Они входят в его большую серию «Мир», для которой он отснял тысячи детей — цветов жизни — чтобы, совместив все фотографии, получить идеально пропорциональный гибрид в идеальном мире без имени, контекста и истории. Это одновременно и совершенно и пугающе; и реально и сюрреалистично. Рууд ван Эмпель задается вопросом: является ли фотография в таком случае документом, отражающим действительность? Или же это подмена понятий? Как вообще отличить реальное от противоположного?

Маргриет Смулдерс, Eat me, drink me («Съешь меня, выпей меня»), 2007

#INSERT_ARTICLE#

Тему реальности на выставке продолжает и развивает эта работа голландской фотохудожницы Маргриет Смулдерс. Во многих культурах гранат (или райское яблоко) — первичный плод, символ ранних христиан. Зернышки воспринимаются как единое целое, множество существует в единстве. В Нидерландах же гранат символизирует страсти Христовы.

Вита Буйвид, «Семь плюс одна роза», 2014

#INSERT_ARTICLE#

Вита Буйвид — одна из ключевых художниц выставки. В этом коллаже она рассказывает про историю праздника 8 Марта. Предлагаем вам прочитать текст, чтобы узнать про него больше (спойлер: там про отношения сына немецкой коммунистки и активистки Клары Цеткин — Кости — с Розой Люксембург и про то, почему официальный цветок 8 Марта — мимоза, а не роза!)

Вита Буйвид, серия «Предписание», 2010–2012

#INSERT_ARTICLE#

Прекрасный и безмятежный, на первый взгляд, образ: хрустальная ваза, букет пионов в приятном утреннем свете. Но потом, присмотревшись внимательнее, мы видим пустую кобуру и отсутствие пистолета, упавший цветок. Разлетевшиеся лепестки и разбитые бокалы у олдскульных мастеров символизировали скоротечность красоты и смертность. Пустая кобура также настораживает: будет ли произведен выстрел и наступит ли смерть?

Маяна Насыбуллова, Experience #7 (torso) | «Опыт № 7 (торс)», серия Body Experience («Опыт тела»), 2019

#INSERT_ARTICLE#

Своеобразная рефлексия на тему домашнего насилия в скульптуре Маяны Насыбулловой. Древняя японская техника связывания шибари, которую мы видим на этой скульптуре, изначально была пыточной, но в XX веке трансформировалась в эротическое и эстетическое искусство.

У Маяны Насыбулловой же шибари стало аллегорией того, как человеку свойственно получать наслаждение через боль.
#INSERT_ARTICLE#

Ирина Петракова, S, из серии Coming Out, 2019

#INSERT_ARTICLE#

Ироничный цветок на причинном месте спортивных штанов, с одной стороны — нонсенс, с другой — обозначает гармонию между мужским и женским: в каждой женщине есть мужское, в каждом мужчине — женское, разделения условны, а перекосы ни в одну, ни в другую сторону не нужны.

К вопросам поиска себя обращаются и всемирно известная иранская фотограф Ширин Нешат, которая переехала в Америку, будучи семнадцатилетней девушкой, и японка Кимико Йошида, также покинувшая свою страну, чтобы снимать с мужем автопортреты.

Ширин Нешат (Shirin Neshat), без названия, из серии «Женщины Аллаха» (Women of Allah), 1995

#INSERT_ARTICLE#

Фотография-автопортрет (сама Ширин на ней слева. — Прим. SRSLY) из серии «Женщины Аллаха» — знаменитейшая серия о стереотипах, идентичности и отношении к восточным женщинам.

Кимико Йошида (Kimiko Yoshida), «Невеста-сакура (The Sakura Bride), 2006

#INSERT_ARTICLE#

Вот уже более семи лет Кимико Йошида работает над своей серией «Холостые невесты», в которой рассказывает, почему сбежала из родной Японии: несмотря на видимую прогрессивность, в ее стране до сих пор имеют место рабство и домашние насилие. Об этом Кимико знает по опыту своей матери: впервые та увидела своего мужа только на свадьбе. Не пожелав повторить такую судьбу, художница уехала в Париж, чтобы построить успешную творческую карьеру. Ее автопортреты прекрасны и изысканны, но вместе с тем и весьма тревожны. Этот — не исключение.

Поиск себя, свобода выбора и отказ от идентичности — основной нарратив ее работ: «Мне интересно, не кто я, а сколько меня», — говорит Кимико.

Елена Артеменко, «Ростки», 2020

#INSERT_ARTICLE#

Для серии скульптур «Ростки» Елена Артеменко сняла двух незнакомых людей, сделала слепки их губ и соединила вместе. То ли они кричат, и мы не можем их услышать, то ли это лирическое пение, единение, в котором один голос сливается с другим.

Елена Попова, «Проект Congello», 2010

#INSERT_ARTICLE#

Congello — один из главных проектов художницы Елены Поповой. Через него и с помощью него она осмысляет свою ностальгию и воспоминания о родном Озерске — закрытом городе, куда нельзя было попасть и откуда нельзя выехать. Его жители подписывали бумагу о том, что оттуда никогда не уедут — они вроде есть, а, вроде, их и нет.

Спереди мы видим будто изображения опять же садов, а в зеркале — обратную сторону этих изображений, и становится понятно, что они на самом деле списаны с реальных фотографий, только без людей и каких-либо красок. Постоянство памяти… Сейчас Елена работает в Великобритании, а о местах детства и былой жизни осталось лишь зыбкое воспоминание. Или ее и не было вовсе?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: предоставлено пресс-службой Ruarts Foundation
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 17:30, 30 ноября 2025
Кричать, отрываться, танцевать. 12 вопросов группе Index III
Новости — 30 ноября, 17:30
Кое-что о Бене Стиллере. За что мы любим режиссера «Образцового самца»
Новости, Новости — 29 ноября, 10:09
BORIS REDWALL представил альбом электронной музыки MONSTER TRUCK MUSIC
Образ жизни — 28 ноября, 19:55
Варвара Нагорнова, Александр Мортаев, Анастасия Нестеренко: новые имена ярмарки современного искусства |catalog|
Новости, Новости — 28 ноября, 17:20
Третий сезон «Магической битвы» впервые расскажет историю Мастера Тенген
Новости, Новости — 28 ноября, 16:10
«Чтобы не обманывать людей, нужно не обманывать себя». Слушаем подкаст «Можно иначе»
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 28 ноября, 15:00
Хидэо Кодзиму назвали творцом года
Новости, Новости — 28 ноября, 14:00
Alibaba выпустила умные очки с ИИ-ассистентом
Новости, Новости — 28 ноября, 12:15
«Кто помнит своих предков, никогда не будет один». «Дзен» представил документальный проект «Мамины сказки»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 28 ноября, 11:26
Вышел сериал «Жар» с Марком Эйдельштейном
Новости, Новости — 27 ноября, 19:15
IKEA показала колонки в форме зеркал и ламп
Новости, Новости — 27 ноября, 17:10
В Москве появилась виртуальная примерочная на базе ИИ
Новости, Новости — 27 ноября, 16:40
В ChatGPT появились бесплатные групповые чаты
Новости, Новости — 27 ноября, 15:30
Фанаты обрушили Netflix в день выхода новых серий «Очень странных дел»
Новости, Новости — 27 ноября, 14:15
Драма Kokuho стала самым кассовым японским фильмом в истории
Новости, Новости — 27 ноября, 11:05
Смотрим трейлер фильма «Холодное сердце» с Никитой Кологривым и Славой Копейкиным
Новости, Новости — 27 ноября, 10:20
Зумер, сигма и ред-флаг: «Грамота.ру» выбирает слово года
Новости, Новости — 26 ноября, 18:02
Supreme выпустит коллаборацию с Dr. Martens
Новости, Новости — 26 ноября, 17:20
Никола-Ленивец выпустит книгу об истории фестиваля «Архстояние»
Новости, Новости — 26 ноября, 16:10
Spotify купил крупнейший каталог музыкальных сэмплов WhoSampled
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 26 ноября, 15:04
Ева Грин присоединилась к касту третьего сезона «Уэнсдэй»
Новости, Новости — 26 ноября, 13:50
Crocs представили коллаборацию с Xbox
Новости, Новости — 26 ноября, 12:40
Семь аниме поборются за место в шорт-листе «Оскара-2026»
Новости, Новости — 26 ноября, 10:00
Фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым получил международную награду
Новости, Новости — 25 ноября, 19:40
Стихи могут обходить защиту генеративных моделей ИИ
Новости, Новости — 25 ноября, 19:00
Сериал «Все честно» с Ким Кардашьян продлили на второй сезон
Новости, Новости — 25 ноября, 18:12
Netflix начал работу над третьим сезоном One Piece
Новости, Образ жизни — 25 ноября, 15:35
Разработчики Resident Evil Requiem обещают разнообразный хоррор
Новости, Новости — 25 ноября, 11:04
Завершились съемки «Очень страшного кино 6»
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)