Развернуть Свернуть
Обзоры, Образ жизни — 16 ноября 2022, 17:42

Успеть бы. Выставка «Все в сад!» в фонде Ruarts

По нашей просьбе админ небезызвестного телеграм-канала «ты сегодня такой пепперштейн» Яна Сидоркина сгоняла в Ruarts на выставку «Все в сад!» — пока та не закрылась — и поговорила с сотрудниками фонда об аллегорических параллелях, которые кураторы проводят между садом и внутренним миром homo sapiens. И теперь рассказывает, почему и вам надо бы успеть посмотреть экспозицию.

Надежда Цветкович, руководитель научного отдела фонда Ruarts: «Каждый человек стоит перед выбором: построить границы и никого не пускать в свой внутренний сад, или ухаживать за ним, очищать от сорняков, паразитов и создавать идеальные образы и мысли — выращивать свой внутренний идеальный сад. Наша выставка приглашает вас и открывает ворота в этот самый сад.

Здесь представлены фотографии, коллажи, скульптура, живопись. Очень интересно проследить разговор между разными предметами, которые вступают в диалог друг с другом и усиливают, углубляют все смыслы».

Татьяна Ахметгалиева, «Кто ты и как ты сюда попал», 2017

#INSERT_ARTICLE#

В качестве медиума общения со зрителем художница Татьяна Ахметгалиева использует вязание — ведь вязаный предмет сразу привлекает к себе внимание, находясь в галерее современного искусства. Но нужно дать себе время, чтобы вникнуть в работу. В процессе размышления над совриском интересно взять паузу, чтобы пообщаться с предметом, говорить с ним на одном языке, просто постоять и посмотреть, войти в единую энергетику.

Так сложилось, что на первичном, интуитивном уровне шитье, вышивка, нити связаны с женскими коннотациями. Например, древнегреческие богини судьбы — мойры — плели нитями человеческие судьбы. Более того, эта техника открывает полемику домашнего насилия и тему пренебрежительного отношения к женщине: шитье — такой домашний труд, казалось бы, ничем не примечательный и неоцененный по достоинству.

В работе Татьяны Ахметгалиевой эти нити то ли обрываются, то ли сливаются. Как и фразы, они могут прерываться, истончаться, а могут вплетаться друг в друга, образуя мощный сетевой образ, выпутаться из которого будет крайне сложно.

Обрывки фраз, слов, разговоров в таком тактильном и визуальном выражении приглашают нас к общению на разных уровнях — работу хочется трогать, рассматривать ее различные фактуры. Интересно смотреть и на реакцию зрителей, многие из которых видят в ней маску. Прячемся ли мы за масками? Где наша идентичность и где скрываем истину и абсолют? Это произведение говорит уже на другом языке, более глубокими смыслами и образами.

«Все в сад!» — экспозиция о цветах, которая, казалось бы, должна быть легкой и непринужденной, на самом деле собрала художников, использующих нетривиальные мотивы, чтобы говорить о серьезном.
#INSERT_ARTICLE#

Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe, 1946–1989), «Лилия калла» (Calla Lily), 1988

#INSERT_ARTICLE#

Цветок как художественный образ очень часто используется с сексуализированным подтекстом как символ женского и мужского начала. Эта работа культового американского фотографа и художника Роберта Мэпплторпа яркий тому пример. Вообще, у него есть целое портфолио, посвященное цветам, через которое он говорит о дуальности мужского и женского. Например, изображенный здесь цветок calla lily (зантедеския) художники любят использовать в качестве женского образа, но Мэпплторп указывает нам на то, что калла фаллоподобна. Художник переворачивает знакомые зрителю смыслы с ног на голову и, показывая цветок через свою призму, преобразует его женскую суть в мужскую. Противостояние инь и ян, белого и черного, хрупкого и брутального.

Спенсер Туник (Spencer Tunick), «Бургундия 1» (Burgundy 1), 2009

#INSERT_ARTICLE#


Это не фотошоп и не коллаж, а настоящие фотографии, на которых запечатлены простые люди, поучаствовавшие в масштабных перформансах Спенсера Туника. Американский фотохудожник в принципе славится размахом своих проектов, с сотнями, иногда тысячами актеров (например, в его перформансе в Мексике участвовало 18 тысяч человек, а конкретно в этом — около 8 тысяч). Каждый перформанс, когда тот подходит к концу, Туник фиксирует на камеру.

Конкретно эти работы — феерия тела и пантеон телесности. Здесь много довольно очевидных христологических и библейских символов: оголенные люди в виноградных плантациях Бургундии (кстати говоря, фермеры и виноделы на этих плантациях работающие) сразу же вызывают ассоциации с Адамом и Евой в Эдеме, а сами лозы — прямая цитата обращения Иисуса к апостолам из Евангелия от Иоанна: «Я асмь лоза, а вы — ветви».

Однако у Туника наряду с отсылками к библейским мотивам есть и размышления о единении с природой, о границах собственного комфорта, о толпе и поиске своего места в этой толпе: «Куда бы я себя поставил: в первый ряд или где-то позади?», «Пойду ли за лидером или останусь в стороне?», «Буду ли я охранять свой "сад" или приглашу в него кого-нибудь?».

Рууд ван Эмпель (Ruud van Empel), «Мир № 29» (World № 29), 2010

#INSERT_ARTICLE#

Эти произведения маститого нидерландского фотохудожника поднимают вопрос невинности (и) детства. Они входят в его большую серию «Мир», для которой он отснял тысячи детей — цветов жизни — чтобы, совместив все фотографии, получить идеально пропорциональный гибрид в идеальном мире без имени, контекста и истории. Это одновременно и совершенно и пугающе; и реально и сюрреалистично. Рууд ван Эмпель задается вопросом: является ли фотография в таком случае документом, отражающим действительность? Или же это подмена понятий? Как вообще отличить реальное от противоположного?

Маргриет Смулдерс, Eat me, drink me («Съешь меня, выпей меня»), 2007

#INSERT_ARTICLE#

Тему реальности на выставке продолжает и развивает эта работа голландской фотохудожницы Маргриет Смулдерс. Во многих культурах гранат (или райское яблоко) — первичный плод, символ ранних христиан. Зернышки воспринимаются как единое целое, множество существует в единстве. В Нидерландах же гранат символизирует страсти Христовы.

Вита Буйвид, «Семь плюс одна роза», 2014

#INSERT_ARTICLE#

Вита Буйвид — одна из ключевых художниц выставки. В этом коллаже она рассказывает про историю праздника 8 Марта. Предлагаем вам прочитать текст, чтобы узнать про него больше (спойлер: там про отношения сына немецкой коммунистки и активистки Клары Цеткин — Кости — с Розой Люксембург и про то, почему официальный цветок 8 Марта — мимоза, а не роза!)

Вита Буйвид, серия «Предписание», 2010–2012

#INSERT_ARTICLE#

Прекрасный и безмятежный, на первый взгляд, образ: хрустальная ваза, букет пионов в приятном утреннем свете. Но потом, присмотревшись внимательнее, мы видим пустую кобуру и отсутствие пистолета, упавший цветок. Разлетевшиеся лепестки и разбитые бокалы у олдскульных мастеров символизировали скоротечность красоты и смертность. Пустая кобура также настораживает: будет ли произведен выстрел и наступит ли смерть?

Маяна Насыбуллова, Experience #7 (torso) | «Опыт № 7 (торс)», серия Body Experience («Опыт тела»), 2019

#INSERT_ARTICLE#

Своеобразная рефлексия на тему домашнего насилия в скульптуре Маяны Насыбулловой. Древняя японская техника связывания шибари, которую мы видим на этой скульптуре, изначально была пыточной, но в XX веке трансформировалась в эротическое и эстетическое искусство.

У Маяны Насыбулловой же шибари стало аллегорией того, как человеку свойственно получать наслаждение через боль.
#INSERT_ARTICLE#

Ирина Петракова, S, из серии Coming Out, 2019

#INSERT_ARTICLE#

Ироничный цветок на причинном месте спортивных штанов, с одной стороны — нонсенс, с другой — обозначает гармонию между мужским и женским: в каждой женщине есть мужское, в каждом мужчине — женское, разделения условны, а перекосы ни в одну, ни в другую сторону не нужны.

К вопросам поиска себя обращаются и всемирно известная иранская фотограф Ширин Нешат, которая переехала в Америку, будучи семнадцатилетней девушкой, и японка Кимико Йошида, также покинувшая свою страну, чтобы снимать с мужем автопортреты.

Ширин Нешат (Shirin Neshat), без названия, из серии «Женщины Аллаха» (Women of Allah), 1995

#INSERT_ARTICLE#

Фотография-автопортрет (сама Ширин на ней слева. — Прим. SRSLY) из серии «Женщины Аллаха» — знаменитейшая серия о стереотипах, идентичности и отношении к восточным женщинам.

Кимико Йошида (Kimiko Yoshida), «Невеста-сакура (The Sakura Bride), 2006

#INSERT_ARTICLE#

Вот уже более семи лет Кимико Йошида работает над своей серией «Холостые невесты», в которой рассказывает, почему сбежала из родной Японии: несмотря на видимую прогрессивность, в ее стране до сих пор имеют место рабство и домашние насилие. Об этом Кимико знает по опыту своей матери: впервые та увидела своего мужа только на свадьбе. Не пожелав повторить такую судьбу, художница уехала в Париж, чтобы построить успешную творческую карьеру. Ее автопортреты прекрасны и изысканны, но вместе с тем и весьма тревожны. Этот — не исключение.

Поиск себя, свобода выбора и отказ от идентичности — основной нарратив ее работ: «Мне интересно, не кто я, а сколько меня», — говорит Кимико.

Елена Артеменко, «Ростки», 2020

#INSERT_ARTICLE#

Для серии скульптур «Ростки» Елена Артеменко сняла двух незнакомых людей, сделала слепки их губ и соединила вместе. То ли они кричат, и мы не можем их услышать, то ли это лирическое пение, единение, в котором один голос сливается с другим.

Елена Попова, «Проект Congello», 2010

#INSERT_ARTICLE#

Congello — один из главных проектов художницы Елены Поповой. Через него и с помощью него она осмысляет свою ностальгию и воспоминания о родном Озерске — закрытом городе, куда нельзя было попасть и откуда нельзя выехать. Его жители подписывали бумагу о том, что оттуда никогда не уедут — они вроде есть, а, вроде, их и нет.

Спереди мы видим будто изображения опять же садов, а в зеркале — обратную сторону этих изображений, и становится понятно, что они на самом деле списаны с реальных фотографий, только без людей и каких-либо красок. Постоянство памяти… Сейчас Елена работает в Великобритании, а о местах детства и былой жизни осталось лишь зыбкое воспоминание. Или ее и не было вовсе?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: предоставлено пресс-службой Ruarts Foundation
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 17:21, 4 сентября 2025
«Я будто пришла из отпуска в офис, где все пашут». Интервью с Марьяной Романовой
Новости, Новости — 4 сентября, 17:21
Анджелина Джоли сыграет в экранизации книги «Тревожные люди» Фредрика Бакмана
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 4 сентября, 16:00
Марго Робби и Джейкоб Элорди в тизере «Грозового перевала»
Новости, Новости — 4 сентября, 14:40
У игры Call of Duty появится экранизация
Новости, Новости — 4 сентября, 13:10
Объявлено, когда выйдет сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри»
Новости, Новости — 3 сентября, 19:00
«Мы за тобой следим». Вышел тизер-трейлер сериала «Тоннель» с Елизаветой Боярской и Сергеем Гилевым
Новости, Новости — 3 сентября, 18:30
На «Хлебозаводе № 9» пройдет фестиваль DIY-искусства, моды и музыки
Новости, Новости — 3 сентября, 17:30
Post Malone представил дебютную коллекцию одежды
Новости, Новости — 3 сентября, 16:00
Crocs выпустил чехлы для смартфонов в виде знаменитых сабо
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 3 сентября, 13:40
Анна Пересильд в трейлере музыкального фильма «Алиса в Стране Чудес»
Новости, Новости — 3 сентября, 12:30
Смотрим трейлер «Дома Гиннесса» — сериала от создателя «Острых козырьков»
Кино — 2 сентября, 21:35
Короче, часть четвертая: бойцовский клуб Верника, бесконечный Дед Мороз и autumn blues
Новости, Новости — 2 сентября, 17:45
Вышла книга по мотивам мультсериала «Колдуй отсюда»
Новости, Новости — 2 сентября, 17:10
Начались съемки «Звездных войн» с Райаном Гослингом в главной роли
Новости, Новости — 2 сентября, 15:30
Новый роман Пелевина получил название и дату выхода
Новости, Новости — 2 сентября, 13:00
Disney анонсировал Hexed — мультфильм о мальчике с магическими способностями
Новости, Новости — 2 сентября, 11:40
Объявлена дата премьеры «Ледникового периода 6»
Новости, Новости — 2 сентября, 10:25
Трансляция музыки и приложение для стикеров: вышло обновление Telegram
Образ жизни — 1 сентября, 21:40
Что бы почитать? «Сломленная», «Зачем философствовать?», «Лысая» и другие новые книги
Новости, Новости — 1 сентября, 18:15
«Только не музыка, мама»: TERELYA дропнула сингл «Снова права»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 1 сентября, 17:25
Появились характер-постеры сериала «Олдскул» с Марией Ароновой
Новости, Новости — 1 сентября, 16:30
Вышел трек Beautiful Boys «Розы в грязи»
Новости, Новости — 1 сентября, 15:45
SODA LUV выпустил новый альбом -5LUV5
Новости, Новости — 1 сентября, 13:30
Искусственный интеллект и локальная мода: как прошел BRICS+ Fashion Summit
Кино — 30 августа, 13:31
Ну, посмотрим. «Орудия», «Супермен», «Фантастическая четверка: Первые шаги», F1, «Голый пистолет», «Мир юрского периода: Возрождение»
Новости, Новости — 29 августа, 16:02
Вертикальные сериалы длиной в минуту набирают популярность
Кино — 29 августа, 16:00
Короче, часть третья: танцы Артемьева на крыше, хула на ТикТок и утраченная молодость трубача
Новости, Новости — 29 августа, 14:15
В Spotify появились личные сообщения
Новости, Новости — 29 августа, 12:00
EVERGLOW и 8TURN: VK объявили хедлайнеров «Фандом Феста»
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы