Колонка — 18 сентября 2022, 20:59

Музыка на костях. Борис Барабанов поговорил со Стивеном Коутсом о любви к подпольным записям на рентгеновских снимках

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Лидер английской группы The Real Tuesday Weld — Стивен Коутс — выпустил книгу «Музыка на костях», рассказывающую о культуре записи и выпуска музыки на рентгеновских снимках. Это второе произведение певца на эту тему, развивающее идеи книги «Рентгеновское аудио: странная история советской музыки на костях». Хороший повод заодно расспросить Стивена о его работе с наследием Микаэла Таривердиева и новых альбомах The Real Tuesday Weld.

Стивен, расскажите, как вы впервые столкнулись с феноменом, который в России и теперь уже в мире известен как «музыка на костях».

Много лет я приезжал в Россию с концертами. Однажды, кажется, в 2015 году, я был на гастролях в Санкт-Петербурге. У моей группы The Real Tuesday Weld был концерт в клубе. И на следующий день мы отправились на большой блошиный рынок. Хотели купить какие-нибудь оригинальные или забавные штуки, перед тем как поехать домой в Великобританию. Надо сказать, что я коллекционирую виниловые пластинки, причем меня интересуют разные странные релизы. И вот я увидел один ларек, где за прилавком стоял мужчина преклонных лет. Мое внимание привлек один очень странный артефакт — даже мои русские спутники не знали, что это. А продавец как-то не делал на этой вещи акцента, словно и не хотел ее продать. Это был рентгеновский снимок с записанной музыкой. Я привез его в Лондон, попытался извлечь из этой записи звук и понял, что дорожки там нарезаны только с одной стороны, а скорость воспроизведения — 78 оборотов в минуту. Это была запись песни Билла Хейли 1957 года Rock Around The Clock. Но главное — это не то, что было записано, а то, что, когда ты подносил снимок к окну, ты видел рентгеновские снимки человеческих кистей. Мне захотелось узнать, почему эта запись была сделана таким образом, как технически это происходило и чьи это были руки. Во время своих дальнейших поездок в Россию я пытался получить максимум информации о субкультуре «музыки на костях». Из моего увлечения вырос фильм, а затем — выставка и книга. А теперь я написал новую книгу.

Что добавляют ваши исследования к нашим знаниям о тоталитарных режимах и подпольной культуре? 

Я думаю, мой проект находится где-то посередине между наукой и искусством. Между образом и временем, между культурой и идеологией. Это то, что меня всегда интересовало. Конечно, моя «музыка на костях» имеет прямое отношение к изучению тоталитарных систем. И этот проект есть прямое доказательство того, что тоталитарный режим не может препятствовать людям в их стремлении слушать музыку, которую они любят, он не может запретить им делиться культурой и влиять на их желание быть индивидуальностью через чтение, музицирование или просмотр фильмов. Можно наказывать людей за это, но человек всегда найдет способ общаться с тем, что любит. А русские в этом смысле очень изобретательны, да и технологии всегда им помогали. 

#INSERT_ARTICLE#

Вы делали выставки с вашей «музыкой на костях» и написали книгу о ней. Интересно, как на вашу коллекцию реагировали на Западе? 

Вы знаете, всегда был большой интерес, и на то были три причины. Прежде всего, всегда существовали коллекционеры винила, их не так много, но они не могли пройти мимо моей коллекции. Вторая группа людей, которые интересовались моими работами, — это те, кто увлечен историей холодной войны. И есть еще люди, которым в принципе интересно, как в человеческой истории были устроены разного рода запреты и цензура.  

Какие выводы вы сделали из того, как люди реагировали? 

Первая реакция у них была такая же, как у меня, — удивление от того, что такое вообще возможно. За удивлением следовало желание побольше узнать о том времени и людях, которые увлекались такого рода вещами. А мне интересно было объяснить людям, что музыка — это не только американский джаз или рок-н-ролл. На тех пленках, которые попадали мне в руки, было много русской музыки, ее было больше, чем прочей. Это были записи певцов-эмигрантов, это были старые танго, в общем, стили и исполнители, которые в Советском Союзе были недоступны или запрещены. 

Вы также делали выставку с «музыкой на костях» в России. 

Да, и когда я показывал свою выставку в России, выяснилось, что люди моложе 30 лет вообще не знают ничего об этой культуре, собственно, как и их западные сверстники. Это была экзотика для них. Может быть, даже в большей степени.

О чем мы узнаем из вашей новой книги? 

Начнем с того, что после публикации первой книги прошло время и у меня появилась дополнительная информация, какие-то детали, о которых я раньше был не в курсе. Многие факты, изложенные ранее, требовали уточнений. В России я встретился с людьми, которые рассказали мне то, чего я не знал. Но в большей степени новая книга была связана с тем новым, что я узнал в последние годы об этой культуре и о музыке, которая фиксировалась «на костях». Появились новые свидетельства и новые иллюстрации. Могу сказать, что в новой книге есть целая отдельная часть, посвященная тому, как «музыка на костях» бытовала в Венгрии. Там эта технология появилась еще до Второй мировой войны. Собственно, Будапешт — то место, где она родилась. Также я еще глубже погрузился в саму технологию записи.

#INSERT_ARTICLE#

Я хотел еще поговорить с вами о том, как вы, англичанин, оказались тем человеком, которому наследники российского композитора Микаэла Таривердиева доверили реставрацию и переиздание его записей.

Когда я услышал музыку Микаэла Таривердиева, я был удивлен, что ее вообще не знают на Западе. Я впервые познакомился с произведениями Таривердиева в Москве, и для меня это было прикосновение к работе настоящего гения. Я категорически не мог понять, почему она никак не представлена на Западе. Я встретился с его вдовой Верой Таривердиевой и предложил организовать выпуск музыки Микаэла Леоновича на Западе. Вера предоставила мне доступ к его архивам. Записи были сделаны в 1960–1970-е годы, и я решил, что самым подходящим форматом для их переиздания будет винил. Конечно, они доступны и в цифре, но первым опытом знакомства для новой аудитории были высококачественные виниловые диски, к которым была приложена книга об этих записях. 

Вы считаете свою миссию выполненной?

Вероятно, да. Мы выпустили практически все, что он записывал для кино. Может быть, можно собрать еще один диск. Но не более. Я не большой специалист в классической музыке и, наверное, ограничусь только его саундтреками к фильмам.

Я знаю, что к диску своей группы The Real Tuesday Weld «Blood» вы приложили компакт-кассету с дополнительными материалами. Кто вообще слушает кассеты? 

Ну, если хотите, считайте это такой специальной фишкой, диковинным сувениром. Мы не делали кассеты для всего тиража, только для нескольких экземпляров. Для фриков вроде меня. Следующий альбом, Dreams, я тоже выпустил не только в привычных форматах, но и небольшим тиражом на кассетах, причем в специальной упаковке из материала, который используют для производства сигаретных пачек.

Как бы вы объяснили людям, которые никогда не слышали The Real Tuesday Weld, о чем альбом Blood?

Я называю этот альбом «фильмом для ваших ушей». Это песни, написанные для неснятых фильмов в жанре нуар, поэтому и «кровь». А Dreams — это, как вы понимаете, больше про мечты. Тем, кто никогда не слышал The Real Tuesday Weld, я бы сказал, что это музыка будущего, какой ее представляли в прошлом.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: предоставлено пресс-службой
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 15:47, 14 июня 2025
От Ural Music Night до Signal, от «Выкса-фестиваля» до «КРУТО». Рассказываем про 15 летних фестов 2025-го: эттеншн — все они вне столиц
Образ жизни — 14 июня, 15:47
Что бы посмотреть? «Джиганина», «Быстрые новости» и другие новые шоу
Образ жизни — 28 мая, 14:30
Тест: Какой ты жанр литературы?
Новости, Новости — 14 июня, 12:00
«Доктор Кто» получит анимационный спин-офф
Новости, Новости — 13 июня, 11:00
У Третьяковской галереи открылся филиал в Калининграде
Новости, Новости — 12 июня, 16:00
Объявлены даты проведения Каннского кинофестиваля в 2026 году
Новости, Новости — 12 июня, 13:50
Netflix снимет фильм про Квазимодо. В главной роли — Венсан Кассель
Новости, Новости — 12 июня, 13:09
«Полжизни любить без оглядки»: Элли на маковом поле и «Сова» выпустили совместный трек «Сирень»
Новости, Новости — 11 июня, 18:00
«Я видел свет во сне»: слушаем свежий трек «тимы ищет свет»
Новости, Новости — 11 июня, 17:00
Джеймс Ганн анонсировал новый фильм про Чудо-женщину
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 11 июня, 14:55
Вышел трейлер сериала «Железное сердце» от Marvel
Новости, Новости — 11 июня, 13:00
Юра Борисов снимется в «Деннис» — режиссерском дебюте Эмили Мортимер
Новости, Новости — 11 июня, 11:20
Стартовали съемки драмеди «Адвокаты» с Екатериной Вилковой и Эльдаром Калимулиным
Новости, Новости — 10 июня, 19:10
NXN выпустил альбом MOON ROCK
Кино — 10 июня, 18:10
Вечером посмотрим. 5 новинок июня на PREMIER
Новости, Новости — 10 июня, 14:55
Сергей Безруков сыграет в экранизации «Трудно быть богом»
Музыка — 10 июня, 14:51
Сага о LOVANDA. Интервью с дуэтом о работе по любви, мечтах и положительных вайбах
Новости, Новости — 10 июня, 12:40
Джонни Флинн сыграет Люциуса Малфоя в сериале по «Гарри Поттеру»
Новости, Новости — 10 июня, 11:06
Сабрина Карпентер выпустила новую песню Manchild
Новости, Новости — 9 июня, 18:15
Женя Трофимов и «Комната культуры» выпустили новую версию «Поездов» с Бастой
Новости, Новости — 9 июня, 16:45
Сериал «Леди Баг и Супер-Кот» получит аниме-спин-офф
Все звёзды и инфлюенсеры
Образ жизни — 9 июня, 14:25
Рейв и Античность. Отрывок из книги Егора Зернова «Овидий-роман»
Новости, Новости — 9 июня, 14:25
Universal снимет байопик о Снуп Догге
Новости, Новости — 8 июня, 13:49
Юра Борисов может сыграть в фильме Луки Гуаданьино вместе с Эндрю Гарфилдом и Моникой Барбаро
Новости, Новости — 7 июня, 12:04
«Без повода я вишу на проводе»: слушаем новый альбом ray! «Интернет людей»
Новости, Новости — 6 июня, 18:00
Юрий Колокольников в первом трейлере «Левши»
Новости, Новости — 6 июня, 16:00
Том Фелтон вернется к роли Драко Малфоя на Бродвее
Новости, Новости — 6 июня, 13:50
Прошлое и настоящее в новом альбоме хмырова «Нотки-строки»
Новости, Новости — 6 июня, 11:34
Мини-альбом и линейка одежды: Balenciaga выпустила коллаборацию с Бритни Спирс
Кино — 5 июня, 19:50
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «История звука», «Вдохновитель», «Частная жизнь», «На посошок»
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы